Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся

Ноздрачева Л.Н.

учитель истории МОУ» Ждимирская средняя общеобразовательная школа», Знаменский район

Роль школьного музея в учебно-воспитательном процессе, несомненно, велика: это и развитие познавательных интересов детей, и воспитание творческой и общественной активности учащихся.

Одной из действенных форм деятельности по патриотическому воспитанию молодежи является работа в школьном краеведческом музее, которая помогает воспитывать такие качества, как жажда активной деятельности, любознательность, целеустремленность. Это источник познания природы, истории, культуры родного края. Использование местных краеведческих материалов воспитывает у школьников гражданские чувства—любовь к своей Родине, к её природе, гордость за трудовые и ратные подвиги земляков.

Музейно-исследовательская работа дает возможность школьникам почувствовать свою принадлежность Отечеству, стать патриотом своей Родины. Музейные предметы, собранные детьми, служат эффективными наглядными пособиями на уроках. Воспитание юных патриотов — будущих защитников Родины начинается, конечно же, с детства, со школы.

В связи с этим в 2000 году в нашей школе был открыт комплексный музей. Цель его создания — патриотическое воспитание подрастающего поколения. Разделы музея: 1) Наш быт.

Комната стилизована под русскую избу.

Экспозиции

  • «Русская изба», где имеются старинные вещи: самовар, пральник, иконы, сундук, патефон, прялка, ступа и другие.
  • «Одежда». В музее есть сарафаны, рубашки, цигейка, валенки.
  • «Рукоделие». Оформлены альбомы о народных ремеслах нашего края. Жители передали на хранение в музей вышитые полотенца (Ноздрачева Н.М.)
  • учитель нашей школы), скатерти, (Свиридова А.Е жительница д. Бельдино), корзины.
  • «Денежное дерево». Накоплен материал об истории денег, собраны монеты, вышедшие из обращения.

История школы

Здесь собраны материалы об истории школы, о выпускниках, медалистах и учителях (имеются материалы об учителе-ветеране Великой Отечественной войны — Игинове Ф.И.) В музее имеется школьная и пионерская формы и школьные принадлежности (чернильница, перья для письма).

Центральное направление деятельности школьного музея — патриотическое воспитание школьников. Наверное, вопрос о формировании гражданской культуры и о сущности патриотизма как его составляющей части — один из самых трудных не только в педагогической науке, но является большой проблемой социальной, общественной жизни. С детства мы слышим: нужно любить свой край, свою Родину, свой народ, свою страну, свою историю. Это все правильно. Воспитание патриотизма, защита своей Родины играют важную роль в формировании гражданского самосознания. В этом смысле трудно переоценить значение Великой Отечественной войны.

Великая Отечественная война

Учащиеся собрали материал о героях Советского Союза, наших земляках; о земляках ветеранах Великой Отечественной войны, об участниках локальных конфликтов, о детях войны и жителях села в период оккупации. В музее есть личные вещи ветеранов, солдатские спички, табеля успеваемости, захороненного в братской могиле партизана. Оформлены альбомы о земляках — героях Советского Союза: Андросове Н.Н и Сечкине А.К. Школа носит имя Сечкина Александра Кирилловича. Руками учащихся изготовлены макеты танка, котелков, касок. Постоянно проходит акция «Милосердие» (благоустройство и уход за воискими захоронениями, опрос очевидцев и участников боевых действий, помощь ветеранам), вахта памяти.

Оформлены стенды «Этих лет не смолкнет слава», «Через года, через века…», где отражен материал о воинах, освобождавших наше село. Не прерывается связь с их родственниками (имеется альбом писем), «60 лет освобождению Орловщины», «День Победы. 65 лет». Неоднократно наш музей отмечался Почетными грамотами районной и областной администраций. Музей помогает заниматься и научной работой. Учащиеся принимают активное участие в районных и областных конкурсах по краеведению и награждены грамотами и дипломами.

Так, в 2008 году ученик 8 класса Чиненов Сергей занял первое место в областном краеведческом конкурсе, посвященному 170-летию со дня рождения Г.М. Пясецкого. Ученица 5 класса Чиненова Нина получила Диплом 1 степени на областной краеведческой конференции, посвященной 230-летию образования Орловской губернии.

В 2009 году Чиненов С. получил диплом 2 степени в областном краеведческом конкурсе школьных работ, посвященного 190-летию со дня рождения И.С. Тургенева. Музей отмечен Дипломом 1 степени на областном смотре-конкурсе военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвященного 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

В 2010 году Чиненова Н. заняла 2 место за участие в областном исследовательском конкурсе «Учительские династия».

Учащиеся нашей школы принимали активное участие в районных и областных фестивалях «Народные ремесла Орловского края», «Праздники моего села», «Моя дружная семья». В музее разработан план, работает Совет музея, состоящий из учителей и учеников, проходят заседания, дети получают поисковые задания и после проведенного исследования защищают свои работы: «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны», «Династия учителей нашей школы», «Церковь моего села», «История села Ждимир».

В школе созданы группы экскурсоводов и темы экскурсий: «История нашего села», «История школы», «Они освобождали наше село», «Земляки- ветераны», «Земляки — ветераны», «Земляки — интернационалисты», «Наш край в годы ВОВ», «Выпускники Ждимирской школы», «Учителя нашей школы», «Быт наших предков», «Судьба моей семьи в годы Великой Отечественной войны».

Школьники проводят экскурсии для гостей во время организации районных соревнований, семинаров руководителей, учителей. В музее проходят уроки истории, обществознания, литературы, искусства, технологии. Постоянно проводятся внеклассные мероприятия: классные часы, часы общения, посиделки, рождественские вечера. Регулярно проходят мероприятия, посвященные дням воинской славы России. Учащиеся встречаются с ветеранами войны и труда, воинами-интернационалистами. Постоянно организуются походы по местам боевой славы.

Школьный краеведческий музей создает условия для передачи культурного наследия от поколения к поколению. Новое поколение должно быть достойно героических дел своих предков. «Нельзя научить любить живых, если не умеешь хранить память о мертвых». Эти слова принадлежат маршалу Советского Союза К.К. Рокоссовскому.

Яндекс.Метрика