Проблемы формирования духовно-нравственных качеств детей и подростков

19 января 2014
 «Проблемы формирования духовно-нравственных качеств детей и подростков на основе традиционных ценностей отечественной культуры средствами краеведения и музейной педагогики» — так была обозначена тема сообщения (с электронной презентацией) представителя ресурсного центра «Мценское наследие» на секции работников образования областных Рождественских чтений, прошедших 16 января 2014 г. в Орле (неделей раньше аналогичные Рождественские чтения впервые состоялись и в г. Мценске). В ходе итогового обсуждения оно получило многочисленные положительные отзывы, а приглашение к сотрудничеству по выпуску краеведческого альманаха вызвало заинтересованность участников: воспитателей ДОУ, преподавателей курса ОРКСЭ школ г. Орла и районов Орловской области.

На ХХI Международных Рождественских чтениях 2013 г. в Москве «Традиционные ценности и современный мир» была поставлена общая для Церкви и школы задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, и своему Отечеству. Можно сказать, что последние десятилетия ее актуальность возрастает в связи с нарастанием у значительной части населения, прежде всего подростков, равнодушия к окружающей природе, культурным ценностям, национальным традициям.

Проводимые в 2011-13 гг. среди участников краеведческих чтений и круглых столов опросы показывают, что в среднем только 66% респондентов (а это, в основной массе, педагоги-краеведы и их воспитанники) считают себя патриотами. Даже у выпускников школ и профессиональных учебных заведений нет четких представлений о духовных, патриотических ценностях своей малой и большой Родины, конкретных достопримечательностях места непосредственного обитания, знаменитых земляках. Аналогичная картина и в целом по России.

Одна из основных причин такого положения дел кроется в ведомственной локальной замкнутости, разобщенности, отсутствии преемственности программ учебной и внеурочной деятельности, как внутри самих учреждений, так и во взаимодействии образовательных и культурно-воспитательных структур.

Прорыв в этой тупиковой ситуации, по экспертным оценкам, произошел в 2011-12 гг., с момента принятия и начала практического воплощения Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности граждан России и одноименной концепции для российских школьников. Именно в них, с начала на идейно-теоретическом уровне, были обозначены и получили научно-методическое обоснование базовые общенациональные ценности, на основе которых, в частности в наших пилотных учреждениях, стали активно формироваться инновационные программы и подходы, предложения и проекты.

В первую очередь к ним можно отнести первые краеведческие педагогические Потанинские  чтения (ноябрь 2010 г.), ставшие своеобразным общественным форумом с участием свыше 140 работников образовательных учреждений Орловской области, городов Москва, Тула, Смоленск, представителей Российского велотранспортного союза, региональных молодежных организаций «Патриоты Орловщины», «Молодая гвардия», поискового объединения «Самолет», поискового отряда «Русь», духовно-нравственного центра Свято-Троицкого храма г. Мценска и др.

В ходе профессионального общения на I и II Чтениях, на последующих за ними круглых столах и научно-методических семинарах зарождались и конкретизировались продуктивные идеи, большинство из которых реализуются в настоящее время в рамках вышеназванной тематики  экспериментальной инновационной деятельности. Их главным проводником  стал ресурсный центр научно-методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания «Мценское наследие».

Именно сплав в составе региональной инновационной площадки педагогической науки и инновационной практики позволил  вычленить из общей массы образовательных технологий прорывные, пока еще отдельные, но дающие положительные результаты, системообразующие формы и методы. Ведущий среди них социально-образовательный проект «Использование базовых ценностей в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях», получивший поддержку руководства Департамента образования, молодежной политики и спорта, Совета областной организации ветеранов.

В ходе реализации его практической части, по программе Дня города, при методической поддержке областной станции детского и юношеского туризма и экскурсий состоялась первая в истории города массовая велоэкскурсия «Мценск-город на семи холмах». Более 30 ее участников, среди которых были и семейные коллективы, получили возможность по-новому, с историко-географических позиций открыть для себя родной город, оценить значимость его наследия. В 2013 г. аналогичная велоэкскурсия состоялась в новом формате — марша памяти «Дорогами войны».

С учетом проведенного по итогам экскурсий рейтинга в качестве метапредметной основы сформирован предварительный вариант муниципального реестра объектов культурно-исторического наследия, ведется его общественное обсуждение. Аналитическая оценка результатов проводимых в системе «детский сад — школа — учреждение дополнительного, профессионального образования» педагогических измерений позволила выявить масштабные противоречия между возросшими в новых социально-экономических условиях потребностями общества в личности с высокими духовно-нравственными качествами и  недооценкой роли краеведения и музейной педагогики в воспитании патриотизма у обучаемых и воспитанников.

Это, в свою очередь, привело к необходимости разработки и апробации целевой программы «Межмузейное партнерство, которая была презентована и получила одобрение в ходе VI международных музейных чтений в г. Орле в мае 2013 г. Помимо своего основного- поликультурного назначения – она стала важнейшим инструментом в реализации идеи создания по итогам эксперимента муниципального инновационного культурно-образовательного комплекса (ИнКО). Но более важным эффектом является расширение  до межведомственной и межрегиональной сферы  позитивного  культурно-просветительного воздействия на всех участников ее освоения.

Говоря о предварительных итогах проводимой в этом направлении работы, нужно подчеркнуть, что в качестве основной педагогической единицы в рамках РИП используется социальная практика – «педагогически моделируемая в реальных условиях общественно-значимая деятельность, формирующая у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения». Этот основополагающий в деятельностной педагогике принцип заложен в основе последних наших подпроектов – краеведческого сайта и одноименного с ним альманаха «Мценское наследие», зарегистрированного в Роскомнадзоре 6 декабря 2013 г. Приглашаем  единомышленников и всех, кого заинтересовали  наши  научно-методические идеи, к сотрудничеству!

В завершение можно с удовлетворением отметить, что, невзирая на  выше обозначенные проблемы, семена духовности, заложенные в древнюю мценскую землю св.Кушей, не пропали бесследно. Об этом свидетельствуют наличие (за отчетный период РИП) определенных инновационных достижений, а также заметные успехи наших педагогов и их воспитанников в различных интеллектуальных олимпиадах, творческих и профессиональных конкурсах.

В. Моськин, РЦ «Мценское наследие»

Оставить ответ

Яндекс.Метрика