Две звездные судьбы на мценском небосклоне

Моськин В.Р. — главный редактор альманаха «Мценское наследие», Алёхина Е.

В июле 1943 года в рамках наступательной войсковой операции «Кутузов» в небе над Мценском развернулись невиданные по плотности и ожесточенности воздушные бои. Для многих летчиков они стали последними. Среди них необычностью и, одновременно, похожестью судеб, обстоятельств гибели выделяются два героя – француз Луи де ТЮЛЯН и уроженец г. Вязники МОШИН Александр Федорович.

А.Ф. Мошин родился 28 августа 1917 в г. Вязники (ныне Владимирской области) в семье рабочего. Окончил школу ФЗУ и два курса текстильного техникума. В Советской Армии с 1935 г. В 1938 г. окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу пилотов.

Участник боев на р. Халхин-Гол в 1939 г. Летчик 56-го истребительного авиационного полка (истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа) лейтенант Мошин в воздушном бою 4 августа 1939 г. над горой Хамар-Дабан сбил самолет противника и винтом своей машины отрубил хвостовое оперение второму вражескому самолету. Звание Героя Советского Союза присвоено 29 августа 1939 г. Старший лейтенант Мошин участник советско-финляндской войны 1939-40 гг. Был заместителем командира эскадрильи. В 1939-40 летчик-испытатель НИИ. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Командир эскадрильи 32-го гвардейского истребительного авиационного полка капитан Мошин совершил более 300 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды.

13 июля 1943 г. летчик-ас погиб в воздушном бою на Орловско-Курской дуге у поселка Матвеевский. Обстоятельства гибели описывает журналист и писатель А.И. Макашов в книге «Звезды России»: «Как спустя годы вспоминал командир полка, погода в тот день не благоприятствовала нашим летчикам. Мешала низкая облачность. В какой-то момент самолет командира эскадрильи буквально вывалился из-за облаков и неожиданно врезался в землю. Прибывшие на место падения машины сослуживцы установить причину гибели самолета и летчика не смогли. «Ястребок» сгорел в глубокой воронке. Там были обнаружены фрагменты тела А.Ф. Мошина, принадлежавшие ему портсигар и другие предметы… Останки героя захоронили на окраине аэродрома за деревней Студенец. Спустя годы погребенных в Студенце воинов перезахоронили в братской могиле деревни Холодково Мценского района Орловской области. Сейчас там установлен обелиск с информационной доской и памятник в честь погибших в мценском небе летчиков. Имя героя носит улица в родном городе, на аллее Славы в память о Герое Советского Союза А.Ф. Мошине установлена стела». Из очерка «Герой трех войн».

Жан-Луи Тюлян родился 27 ноября 1912 года в Нансе. Вырос в семье авиаторов – отец и два родных дяди воевали ещё в Первую Мировую войну. Закончил, популярное в ту пору во Франции, училище в Сен-Сире. Затем прошёл полный курс лётной школы в Версале и вскоре стал, по словам знавших его, лётчиком божьей милостью. Его отличали превосходная военная выправка, чёткость, аккуратность. Тюлян как бы представлял собой образец строевого офицера. В 1938-1939 годах работал инструктором, затем служил в Северной Африке, командовал эскадрильей в составе подразделения GC 1 / 7 «Provence». 5 декабря 1940 года перебрался в Каир. В составе авиагруппы «Alsace» участвовал в воздушных схватках над Ливией. В декабре 1942 года, в составе первой группы французских лётчиков – добровольцев, прибыл в Россию. Вспоминая о том времени, Герой Советского Союза Б.А. Смирнов, инспектирующий лётчиков «Нормандии», писал позднее: «Жан-Луи Тюлян был опытным пилотом, летал на многих типах самолётов. Среднего роста, стройный, с тонкими, по-мужски красивыми чертами лица, он держался со всеми просто, но с достоинством. Тюляну было 35 лет, но выглядел он значительно моложе. Когда улыбался, его лицо выражало доброту, но порой взгляд становился проницательным, и казалось, что он читает мысли собеседника. В эскадрилье Тюлян пользовался огромным уважением.

Очевидно, эти обстоятельства и послужили основанием для его назначения заместителем командира эскадрильи «Нормандия». Однако уже 22 февраля 1943 года, после отъезда Жозефа Пуликена, Майор Жан-Луи Тюлян стал новым командиром эскадрильи. В конце марта 1943 года Тюлян открыл счёт побед французских лётчиков, когда в паре с Литольфом атаковал большую группу Ме-109. Опешив от энергичных действий «Яков», противник растерялся. Один из «Мессеров», пытаясь изменить маневр, подставил «брюхо» прямо под прицел Тюляна. Длинная очередь — и противник, не выходя из крена, закувыркался к земле. В это время Литольф, ведя бой с 4 «Мессерами», подбил 2 из них. Вскоре у французских лётчиков кончились боеприпасы и плохо бы им пришлось, если бы, откуда ни возьмись, не появились советские «Лавочкины»…13 апреля Тюлян одержал свою вторую победу – сбил FW-190.

Вскоре, в одном из боёв, спас от гибели своего ведомого, у которого в критический момент боя закончились боеприпасы. В июне 1943 года Тюлян в паре с Бегеном встретили разведчик – корректировщик FW-189 под охраной пары «Фоккеров». Командир «Нормандии» вступил в бой с истребителями, предоставив «Раму» Бегену, и, пока тот охотился за FW-189, Тюлян сбил одного FW-190. Дидье Беген атаковал «Раму» несколько раз, но подбитый корректировщик всё-таки сумел уйти на бреющем полёте. Как лётчик – истребитель Тюлян был выше всяких похвал. Он привлекал всех своим обаянием, влюблённостью в авиацию, неукротимым бойцовским духом. Машины и полёты – это было для него всем. 17 июля 1943 года он погиб в воздушном бою с большой группой FW-190.

«…Это случилось в 5 часов 30 минут вечера в районе Знаменского. Здесь последний раз видели как самолет Тюляна, точно гарпун, врезался в группу «фоккевульфов». Их было более 50, а наших – десять. Никто никогда не сможет рссказать о разыгравшейся в небе драме. Тюлян унес с собой тайну своей смерти». Из воспоминаний Франсуа де Жоффра, летчика «Нормандии».

В 1960 году юные краеведы Орловской областной станции туристов под руководством методиста Галины Малюченко начали поиск мест гибели французских летчиков в нашем регионе. Эта работа началась после того, как на экраны страны вышел кинофильм «Нормандия-Неман» режиссера Жана Древиля, одним из сценаристов которого был Константин Симонов. Для поиска нужна была компетентная помощь. Установить связь со старшим инженером полка «Нормандия» Сергеем Давидовичем Агавельяном помог Герой Советского Союза Алексей Маресьев. Ребята проводили опрос местных жителей. На карту области наносились места падения советских истребителей, сопоставлялись исторические данные. Так было найдено место гибели и захоронения французского летчика у д. Каменки Апальковского (ныне – Тельченского) сельсовета Мценского района. Сбитый 17 июля 1943 года, самолет упал недалеко от деревни, еще занятой оккупантами. Тайно, под страхом смерти Варвара Потрахова с односельчанами похоронили пилота на деревенском кладбище.

На могиле установили памятный знак. Легендарный летчик Маресьев организовал приезд в Орловскую область специальной комиссии. Данные опроса и результаты экспертизы помогли определить, что в бою над деревней Каменкой погиб первый боевой командир «Нормандии» майор Жан Луи Тюлян. Прах пилота перевезли в Москву и похоронили на Введенском кладбище, а на месте его первого захоронения установили памятник. (На базе Орловской обл. станции юных туристов был создан и действует по настоящее время музей авиадивизии «Нормандия-Неман» — прим. ред.)

При цитировании материала, используйте выходные данные статьи: Моськин В., Алехина Е. Две звездные судьбы на мценском небосклоне. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 143-147.

Яндекс.Метрика