Мценск XIX в. глазами отечественных и зарубежных путешественников

Марина Валентиновна Ковалева, к.и.н., доцент ФБГОУ ВПО «Госуниверситет – УНПК», Мценский филиал, автор научных публикаций и художественных произведений.

Мценск, уездный город Орловской губернии, в XIX в. представлял собой небольшой торгово-ремесленный центр, раскинувшийся по обоим берегам р. Зуши и занимавший площадь около 4 км². К нему примыкали слободы казённых крестьян: Подмонастырская, Пушкарская, Воротницкая, Драгунская, Рассыльная, Затинная, Стрелецкая и Солдатская.

Многие современники отмечали красивое расположение Мценска. Князь И.М. Долгорукий, остановившийся в городе проездом в 1810 г., не поленился отправиться осматривать окрестности. Выбрав лучшую точку обзора с вершины горы Самород, он писал:

«Пространство города необширно, взор с нагорной стороны реки привлекателен, но внизу, кроме бедного деревянного строения, ничего не видать».

Английский путешественник Роберт Лайолл, путешествуя по России, Крыму, Кавказу и Грузии десять лет спустя, отмечал:

«Мценск – один из главных городов одного из уездов этой губернии, расположенный по обоим берегам Зуши и у устья Мцны, от которой получил своё название. Он лежит на равнине, окружённой со всех сторон холмами: окрестности богаты лугами и хлебными полями, но нет дерева. Он похож на большинство городов России, и кажется на расстоянии намного более привлекательным, чем вблизи». Типичность Мценска, по мнению нашего земляка, писателя-классика И.С. Тургенева, воплощала в себе подлинное выражение самого русского духа: «Кто мне растолкует то отрадное чувство, которое всякий раз овладевает мною, когда я с высоты Висельной горы открываю Мценск? В этом зрелище нет ничего особенно пленительного – а мне весело. Это и есть чувство родины».

Вид окрестностей Мценска с Висельной горы.

Мценские торговые ряды (конец 19 века)

Количество населения города в течении первой половины – третьей четверти XIX в. заметно колебалось. Источники 1820-х гг. указывают на наличие в городе 6-7 тысяч жителей. Городничий в отчёте за 1848 г. определяет число проживавших в нём обитателей в 15,621 душ обоего пола. На 1861 г. их количество составляло 13,723 человека. При этом число дворян возросло с 19 до 166, священнослужителей – с 29 до 255, мещан – с 9106 до 9827. Напротив, упало количество купцов. В 1848 г. по второй гильдии было объявлено 10 капиталов, в 1861 г. – только два. В третьей гильдии состояло на 1848 г. 2575 купцов, а в 1861 г. – 255. Этот процесс отражал постепенное нарастание структурного кризиса в ведущей отрасли мценской торговли – скупке хлеба с дальнейшим сплавлением его на барках до Орла и далее. В то время как в 1848 г. по реке сплавлялось 800 тысяч четвертей зерна (не считая ещё 300 четвертей, которые привозились зимой на Зубцовскую и Белую пристани, а по весне доставлялось на барках в Санкт-Петербург и Ригу), в 1861 г. – всего 300 тысяч четвертей. Распространение железнодорожного транспорта и смещение торговых путей привели к постепенному умиранию мценскую пристань, которая в лучшие времена вмещала до 300 барок, полубарок и паромов, а также давала работу 6000 бурлаков, лоцманов, грузчиков, коноводов.

Кроме хлеба, в Мценске шла оживлённая торговля строевым лесом, досками, пенькой. Имелись салотопни и прядильни, продукция которых реализовывалась на месте. В середине XIX в. в городе насчитывалось 8 салотопенных , 3 свечных, 3 мыльных, 2 кожевенных и 1 воскобойный завод. Общая занятость на них составляла 60 человек. В 1871 г. в городе осталось 4 салотопенных, свечных и мыльных завода (3 купеческих и 1 мещанский), 1 кожевенный и 2 пивоваренных (оба купеческие). Общая занятость на них составила 23 человека. В 1881 г. во Мценске остался 1 маслобойный завод братьев Улановых, на котором работало 40 человек и 1 воскобойный с 17 рабочими.

В городе насчитывалось около 200 ремесленников 18-ти профессий. Численно преобладали кузнецы. В 1837 г. их насчитывалось 140, а в 1862 г. – 58.

Среди женщин получило широкое распространение кружевоплетение: «Страсть же плести кружева с утра до ночи, повсеместно здесь замечаемая, заставляет многих, можно сказать, самую большую половину женщин и даже богатых семейств, вести сидячую комнатную жизнь…».

С севера на юго-запад город пересекала шоссейная дорога. В нём имелось три площади. Красная площадь тянулась вдоль берега реки, другая, застроенная шестью деревянными кузницами, располагалась в его западной части, а третья, на которой каждый понедельник собирался рынок, – в восточной части. К последней площади примыкало четыре квартала с 160 амбарами и магазинами для ссыпки зерна. На ней, кроме подвижных торговых палаток, было выстроено 45 каменных и деревянных кузниц. Несомненно, именно эта площадь произвела наибольшее впечатление на английского капитана Джеймса Эдварда Александера, совершавшего путешествие по России и Крыму в 1829 г. В своих двухтомных воспоминаниях он писал:

«Город Мценск был следующим, через который мы проезжали: его внешний вид доставляет удовольствие; число жителей, говорят, около 6 тысяч. На главной площади были длинные ряды кузнечных магазинов, в которых молоты весело били по наковальням; и мальчишки забавляли себя играми в бабки и свайку…».

Оживлёнными и полными жизни нашёл улицы Мценска проезжавший через него в 1839 г. филолог и этнограф И.И. Срезневский:

«Мценск стоит на реке Зуше, и Зуша вся покрыта баржами, и народу пропасть. Большая улица довольно чиста, украшена хорошенькими домиками, не хуже Болховской в Орле, только чище, а мостовая такая же гадкая. Перед нею бульвар. Другие улицы грязные, может быть, потому что дождь шёл. Деятельность народа подобная Орловской, видно, что город русский, город, населённый народом, играющим целую жизнь роль хозяев и гостей гостиницы при большой дороге».

Неизвестный местный корреспондент, скрывшийся под псевдонимом Тинов, оставил ироническое описание улиц Мценска, относящееся к 1865 г.:

«Город наш, как я заметил, имеет все признаки цивилизации и благоустройства. Улицы в нём выложены камнем, для благоустройства, потому что полагается, чтобы грязи не было, но и ездить по ним тоже нельзя. Освещаются они не для жителей, так как все 20 фонарей не осветят же всех улиц; да и размещены они не в самых нужных местах, но зато горят и в лунные ночи, и в тёмные с постоянной продолжительностью, потому что по контракту назначено число часов для каждого месяца, – следовательно, и надо его исполнять».

По найму от жителей по ночам город обходила ночная стража, которая била палками в заборы охраняемых домов.

В 1861 г. на площади в восточной части Мценска по проекту архитектора Попова были выстроены одноэтажные торговые ряды. В их центре располагался кабак.

«По понедельникам, – отмечает Тинов, – в базарные дни, в нём распивается бочка водки. Возле него всегда толпа, которая не нашла себе помещения в нём. Картины можно встретить всякие: и нежные, и серьёзные, и батальные. Хотя для последних находится несколько блюстителей порядка, но водочная атмосфера так действует, что, видя баталию, они только улыбаются».

Для нужд путешественников в городе имелись гостиница-трактир и почтовая станция, где меняли лошадей. Князь И.М. Долгорукий, совершая поездку в Киев в 1817 г., писал:

«Ужинали во Мценске, в трактире. Гостиница прекрасная и очень хорошо содержится: хозяин дал нам щи, бифштекс очень вкусной и вафли, по названию и по форме, а по вкусу простое пирожное. При нас прилетела Московская почта. Я пользовался «Инвалидом» от Почтмейстера и прочёл последние номера, ложась спать. За ночлег взяли с нас 4 руб., а за кушанье на 4 прибора 3 руб. 60 к. Рекомендую всем проезжающим этот трактир: комнаты чисты, светлы, мебель порядочная. Стены все исписаны, стихами, как водится …всего достанешь, были бы деньги, а без них где же и что-нибудь?».

Капитан Джесси, англичанин, проезжавший Мценск во время своего путешествия по России, Черкесии и Крыму с целью поправки здоровья в 1839-1840 гг., возмутился, что начальник почтовой станции на момент его прибытия был смертельно пьян, как и каждый третий из встретившихся ему в городе мужчин, по причине праздника. Последовала значительная задержка в пути, так как некому было отметить подорожную. Джесси пишет, что наличие данной бумаги влечёт большие заботы, так как её нужно показывать на каждой станции, чтобы иметь право на получение почтовых лошадей. Тот, кто потерял данный документ, сможет дальше двигаться разве что на негодных крестьянских клячах. По записям в подорожной и в книге начальника почтовой станции правительство всегда может установить не только точный маршрут каждого человека, едущего на почтовых лошадях, но день и час его прибытия и отъезда от каждой станции. Для жалоб путешественники могут воспользоваться другой книгой, которая хранится у исправника. Впрочем, по мнению Джесси, начальник почтовой станции и исправник сидят в одной лодке, а потому в спорных случаях всегда могут договориться. Упомянутый уже Тинов полагал, что мценские постоялые дворы «не отличаются человеколюбием и при случае готовы сорвать с ближнего». Впрочем, это не мешало нашему знаменитому земляку, писателю И.С. Тургеневу, неоднократно останавливаться по приезде во Мценск на постоялом дворе возле торговых рядов.

Обе части города соединялись низким мостом, опиравшимся на вбитые в дно реки Зуши сваи. Во время половодья с него снимали перила, чтобы льдины свободно перекатывались через мост. Переправа разрешалась только до тех пор, пока вода не начинала скрывать настил моста. Впрочем, многие нетерпеливые люди, несмотря на это, упрямо пытались проехать на другой берег, что приводило к несчастным случаям, в результате которых гибли люди, соскальзывали в воду телеги и тонули тащившие их лошади. Часто мост сносило. Как только ледоход заканчивался, хотя вода держалась ещё высоко, желающих перевозили на другой берег в лодках и на пароме.

В 1860-е гг. через город протянулась телеграфная линия, но так как станции не было, то телеграммы шли в Орёл, а уже оттуда привозились эстафетой.

В городе насчитывалось двенадцать церквей и монастырь. Население отличалось религиозностью. Вильям Макмайкл, проезжавший через Мценск во время своего путешествия в Константинополь, проходившего в 1817-18 гг., писал:

«В Мценске, большом городе с многочисленными церквями и значительной торговлей смолой, где мы остановились на 18-е, мы нашли все магазины закрытыми в честь праздника святого Николая, святого покровителя России».

Английский путешественник ошибся: святой Николай был не покровителем России, а покровителем Мценска. Ему был посвящён главный городской собор, стоявший на вершине горы Самород (Соборной). В нач. XIX в. старый каменный собор обветшал, а потому местными жителями было задумано возведение более обширной и величественной постройки. Проект обновлённого собора выполнил известный русский архитектор Авраам Иванович Мельников (1784-1854). Работы по его возведению начались в 1810 г. В 1844-1845 гг. Тихон и Николай Богдановы покрыли стены собора фресками. Внутри него хранились две почитаемые городские святыни: вырезанный из дерева образ Николая Чудотворца в серебряной ризе с обнажённым мечом в правой руке и ковчегом в левой руке, и каменный, в рост человека, восьмиконечный крест, на котором образ якобы приплыл в город в 1415 г. по реке против течения. Крест был обложен серебряной парчой и освещался неугасимыми лампадами. С образом связывались разные поверья и легенды. Одну из них рассказывает в своих записках И.И. Срезневский. Он описывает, что когда образ на кресте, приплыв, остановился у колодца возле горы Самород, то местные жители перенесли его в Воскресенскую церковь, так как церковь в честь св. Николая была в то время деревянной и небогатой. Однако на следующее утро он вновь оказался у Николаевской церкви. И так повторялось несколько раз, пока его не оставили в том месте, которому образ был предназначен. В старые времена образ носили по домам, но позже это было запрещено:

«Носить было тяжело, камень огромного размера, но угодник – говорят – помогал, и было легко».

Другой легендарный случай, связанный с образом, произошёл якобы в 1881 г. Он был связан с дочерью одной богатой орловской дамы, которая заболела в наказание за то, что обещала приехать помолиться к святому, но не сделала этого. К больной явился оптинский монах Амвросий, который заявил, что болезнь послана девушке за обман святого. Он посоветовал матери выполнить обет дочери и отправиться в Мценск, чтобы заказать в искупление её проступка свечу в рост больной. Мать так и сделала. Когда свеча, вставленная в железную подставку и прибитая к полу, сгорела, девушка исцелилась.

Почитанием жителей пользовались некоторые местные религиозные деятели. Образцом святости считался иеромонах Мценского Петропавловского монастыря Мелхиседек (1818–1846). Соблюдавший строгую воздержанность в пище, он, чтобы не пропустить молитву, спал на кровати, отделанной зубцами типа рубеля. Красноречием приобрёл славу мудрого наставника. Мелхиседек пользовался покровительством родственников поэта А. Фета, Шеншиных, владевших имением в соседней с городом д. Волково. С особым расположением он относился к юродивому Михаилу Коробочкину, с которым иеромонах вёл душеспасительные беседы. Святость жизни Мелхиседека убеждала жителей в его особом значении перед лицом Бога, а потому, моля за ближних, они приносили ему пожертвования, прося распределить их между нуждающимися своей рукой. В монастыре иеромонах служил сначала казначеем, а потом настоятелем.

В то время как англичанину Роберту Лайоллу мценские церкви показались кричаще расписанными и похваляющимися своими золотыми главами, Срезневский отметил, что все церкви в городе «или прекрасные, или старинные». Мценский городничий в отчёте за 1848 г. привёл ряд особенностей религиозной жизни горожан:

«Жители Мценска отличаются своей религиозностью. Постановления церкви для них всегда священны и строго ими выполняются, а посему и большая часть пожертвований людей зажиточных бывает на украшение храмов».

Был распространён обычай крещения младенцев тотчас после рождения. Строжайше выполнялись все посты. Мценский корреспондент Тинов описал типичный день жителей города:

«Встают рано; отправляются в церковь; оттуда в хлебные амбары; из них на биржу, разумея под нею трактир с машиной. Потом пьют чай, толкуют об убытках других и с радостью об их скором разорении; потом расходятся по домам. После обеда – сон. Посещение лавки, биржа и успокоение».

Практический склад ума мценских жителей полагал излишнее образование совершенно ненужной роскошью. Мещане и купцы, отдававшие сыновей в уездное училище, часто забирали их оттуда, едва последние обучались писать и считать, чтобы приставить к своему торговому делу. Об этом обычае сообщает мценский городничий в 1848 г. Тинов подтверждает, что и через 17 лет ничего не изменилось. Тем не менее, одна из купеческих семей Мценска подарила России профессора А.И. Кирпичникова (1845-1903), автора трудов по русскому языку, древней и средневековой литературе. Из семьи мценских мещан происходил Андрей Петрович Киселёв (1852-1940), автор популярных учебников по математике.

Доля грамотного населения в конце XIX в. по Мценскому уезду составляла 16%. Подобно многим другим уездным торгово-ремесленным центрам, Мценск пережил в первой половине XIX в. период своего расцвета и начал медленно клониться к упадку со второй половины. Это было связано со строительством Московско–Курской железной дороги, начатой на средства казны в 1864 г. и уже осенью 1868 г. открытой для движения поездов. Поскольку экономика Мценска строилась на перевозке хлеба по реке, а теперь его отправляли по железной дороге, городская пристань за ненадобностью постепенно пришла в упадок. Строительство Орловско–Витебской железной дороги, а также ветки на Ригу привело к изменению торговых потоков и, как следствие, к тому, что позиции Мценска как центра хлебной и пеньковой торговли перешли к г. Орлу.

Использованная литература:

1 .Экономическое состояние городских поселений Российской империи в 1861-1862 гг. Часть 2. – СПб, 1862. – С.31.

2. Цит. По: В. Неделин. Впечатления князя. / В. Неделин. – Орловский вестник. – 2008. – №43. – С.21.

3. Lyall, R. Travels in Russia, the Krimea, the Caucasus and Georgia. / R. Lyall. – Vol.1. – London, printed for T. Cadell, in the Strand; and W.Blackwood, Ediburgh, 1825. – P.54.

4 .Письмо Ис.С. Тургенева И.П. Борисову, 1861 г. // Тургенев И.С. Душа моя, все мысли мои в России… / И.С. Тургенев. – М.: Планета, 1985. – С.37.

5. Pagnozzi, G. R. Geografia moderna universal ovvero descrizione fisica, statistica, topografica di tutti I paesi conosciuti della terra. / G.R. Pagnozzi. – Firenze, per Vincenzo Batelli, 1824. – P. 443.

6. Макашов А. В центре России. — Орёл, 1994. – С. 57.; ГАОО, Ф. 580, Д.4231; Там же. Д. 4688.

7. Трохина, О. Городничий сообщает… / О. Трохина. – Мценский край. – 1994. – 22 ноября. — №135 (11081).

8. Там же.

9 .Alexander, James Edward. Travels to the seat of war in the East through Russia and the Crimea in 1829. In 2 volumes. – Vol.1. / James Edward Alexander. – London: Henry Colburn and Richard Bentley, New Burlington Street, 1830/ – P.221 – 222.

10 .Ныне Советская.

11 .Путевые записки И.И. Срезневского. / комментарии В. Неделина, В. Сидорова. // Мценский край. – 1995. – №136 (11233) – 22 ноября. – С.3.

12. Тинов. Заметки для истории Мценска. / Тинов // Орловские губернские ведомости. – 1865. – №13. – 27 марта.

13 .Долгорукий, И.М. Путешествие в Киев в 1817 г. // Чтения в императорском обществе истории и древностей российских при Московском университете. Книга вторая. Апрель – июнь. – М.: в университетской типографии на Страстном бульваре, 1870. – С.4.

14. Captain Jesse. Notes of a half-pay in search of health: or, Russia, Circassia, and the Crimea in 1839 – 1840. / Captain Jesse. – Vol.2. – James Madden and Co: Leadenhall street, 1841. – P.50 – 51.

15 .Тинов. Заметки для истории Мценска. / Тинов // Орловские губернские ведомости. – 1865. — №13. – 27 марта.

16. Там же.

17. Macmichael, William. Journey from Moscow to Constantinople, in the years 1817, 1818. – London: John Murray, Albemarle-street, 1819. – P.35 – 36.

18 .Путевые записки И.И. Срезневского. / комментарии В. Неделина, В. Сидорова. // Мценский край. – 1995. – №136 (11233) – 22 ноября. – С.3.

19. Емеличев, В. Чудеса в православии. / В. Емеличев. – М.: Олма-Пресс, 2002. – С.635.

20. Рубель – орудие труда для разглаживания белья в виде зубчатой доски с ручкой.

21 .Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Сентябрь. – Издание введенской Оптиной пустыни, 1996. (Репринтное переиздание с книги 1909 г.). – С.153 – 164.

22. Lyall, R. Travels in Russia, the Krimea, the Caucasus and Georgia. / R. Lyall. – Vol.1. – London, printed for T. Cadell, in the Strand; and W. Blackwood, Ediburgh, 1825. – P.54.

23. Путевые записки И.И. Срезневского. / Комментарии В. Неделина, В. Сидорова. // Мценский край. – 1995. – №136 (11233) – 22 ноября. – С.3.

24 .Цит. по: Трохина, О. Городничий сообщает… / О. Трохина. – Мценский край. – 1994. – 22 ноября. – №135 (11081).

При цитировании материала, используйте выходные данные статьиКовалева М.В. Мценск XIX в. глазами отечественных и зарубежных путешественников / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 42-39.

Яндекс.Метрика