Град Святого Николы. К 600-летию явления чудотворного образа св. Николая во Мценске

Алехина Е.

Город Мценск – один из старейших городов Орловского края. Первое упоминание о нем в летописях относится к 1146 году и связано с пребыванием во Мценске князя Святослава Ольговича.

История Православия в Мценском крае ведет свое начало от просветителя земли вятичей, небесного покровителя земли Орловской священномученика Кукши, 900‑летие памяти которого праздновалось в 2013 году. Благодаря миссионерской просветительской деятельности сщмч. Иоанна Кукши Свет веры Христовой загорелся и в нашем Орловском крае. Согласно легенде, в г. Мценске был построен первый православный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы. Однако отдаленность епископских кафедр, которым в разные времена подчинялся город Мценск с уездом, недостаточное число духовных пастырей, почти столетнее владычество Литвы не могли благотворно сказаться на христианизации местного населения.

По преданию, в 1415 году к Мценску, находившемуся под властью Литвы, подступило московское войско, которое благословил митрополит Фотий. В крепость был допущен пресвитер, и благодаря достигнутому согласию произошло крещение некоторых жителей древнего городка. Мецняне «…одержимы быша слепотою. Они-же прихождаху и увещеваху ихъ къ Св. Крещенiю. Десятой недели по Пасце, в пятокъ прiемъ Святое Крещенiе Мецняне Ходона, Юшинка и Закiй, и прозреша, и обретоша Крестъ Господенъ, яко камень изсеченъ, и образ Святителя Николая яко воинъ въ руце имуще литый ковчегъ въ коемъ иматъ залогъ тела и крови Господня». (Полевой Н. Русская Вивлiофика. – 1834. Т. 4.1. С. 361–362).

Сказание сообщает точную дату этого события – в пятницу на десятой неделе по Пасхе (вторая неделя Пет­ровского поста). Пасха в 1415 году была 31 марта (в 2015 году – 30 марта по ст. стилю). Пятница на десятой неделе в 1415 году была 7 июня (по новому стилю 20 июня). В память об этом знаменательном событии в Рубленом городе были построены деревянные храмы святой Параскевы Пятницы и святого Николая.

В 1500 году мецняне «с землями и с водами и с людми» присягнули на верность московскому князю Ивану III. Весело застучали топоры, и на крутом берегу Зуши стала отстраиваться новая крепость – одна из значительных на юге Московского государства, а вместе с нею и деревянные «клецки» – храмы Святой Троицы, Николая Чудотворца, Успения, Богоявления и другие.

Со второй половины ХVII века начинается строительство каменных храмов, которые придавали Мценскому краю особую известность. Купцы не скупились на строительство, заказывали «серебряные» колокола, поражавшие музыкальностью тона. «Градом колокольного звона» называли современники древний город на Зуше.

Достопримечательностью города в ХIХ – начале ХХ века являлся Николаевский собор с грандиозною колокольней, построенный на горе Самород по проекту Авраама Мельникова. В нем хранился чудотворный образ Св. Николая – покровителя города Мценска.

Первые документальные упоминания о «Доме святого Николы» во Мценске относятся к 1625 г. Деревянный «клецкий» собор находился в центре Мценского кремля – Рубленого города, венчавшего вершину скалистой горы Самород. Кроме собора в кремле находилась деревянная «клетская» церковь Параскевы Пятницы.

В 1672 г. иждивением Богдана Давыдовича Протасова взамен деревянного обветшавшего началось строительство нового каменного собора на том же месте «с таковой же колокольней», продолжавшееся до 1681 года.

В 1757 году собор сильно пострадал во время «великого» городского пожара. Тогда же сгорели остатки деревянной Мценской крепости и церкви Параскевы Пятницы. Старые трапезная и колокольня были разобраны, взамен заложили новые. К 1773 году в более обширной трапезной был устроен придел во имя Афанасия Александрийского. Трапезная и придел были «по надлежащему устроены, иконостасами, святыми иконами и прочим церковным благолепием украшены». Новая колокольня «прекрасной архитектуры» была выстроена в стиле барокко. Собор привлекал внимание проезжавших через город путешественников, описавших его в своих воспоминаниях и дневниках.

Выдающийся русский ученый-биолог, путешественник, академик Санкт-Петербургской Императорской Академии наук Василий Фёдорович Зуев в своих «Путешественных записках от С.-Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году» написал о мценском соборе: «… Соборная церковь, каменная, с колокольнею прекрасной архитектуры, стоит на левой стороне реки, на прекрасном бугру, вышиною более тридцати сажен прямых имеющем, со всех сторон крутояром и совершенно неприступном, если б живущие на оном комендант и протопоп не сделали сами для себя возможного сколько-нибудь с его съезда… в городе имеется явленный образ Николая Чудотворца и каменный чудотворный крест хорошей работы, приплывший, сказывают, водою снизу…».

Князь Иван Михайлович Долгоруков в своей статье «Славны бубны за горами, или Путешествие мое кое-куда 1810 года» также делится своими впечатлениями: «На самом верхнем буг­ре горы древний собор, от которого по валу тянутся еще остатки старой земляной крепостцы. В храме большой образ резной, во весь рост, Николая Чудотворца. Богомольцев пропасть, и молебен поют ежечасно. Сильное привлечение народа, а для духовных какая богатая руда! …Тут же поклоняются большому деревянному кресту, приплывшему, как сказывают, противу воды к городу. Блажен видевший!.. »

В 1805 году в соборе крестили автора уникальных «Воспоминаний одесского протоиерея Н. И. Соколова», которые печатались в 1906 г. в журналах «Киевская старина». Николай Иванович подробно описал жизнь мценских обывателей в первой половине 19 века. А о своих крестинах написал следующее: «… Я родился в полночь 2 февраля 1805 года в г. Мценске, при Николаевском соборе. Родители мои – диакон этого собора Иоанн и Авдотья Васильевна … мне наречено имя Николай – в честь Святителя Николая, чудотворный образ которого – в виде статуи – с мечом в правой руке и с церковию в левой – находится и теперь в Мценском соборе. Крестил меня протоиерей соборный Дмитрий; восприемницею была жена его. При воцерковлении и каждый раз, как приносили в собор, полагали меня на несколько секунд у подножия св. Николая…».

К началу XIX века старый собор вновь обветшал и стал маловместителен для прихожан быстро росшего и богатевшего торгового города. Поэтому известному русскому архитектору Аврааму Ивановичу Мельникову (1784–1854) был заказан проект нового собора, более величественного и обширного.Новый собор заложили в 1810 году на территории между старым собором и тем местом, где некогда стояла Пятницкая церковь. В 1837 году окончили теплую трапезную с двумя престолами: Св. Афанасия Александрийского и Параскевы Пятницы.

23 сентября 1839 г. в городе побывал Измаил Иванович Срезневский, известный русский филолог-славист, этнограф, академик Петербургской академии наук. В его «Путевых заметках» имеются сведения о строящемся во Мценске соборе: «… город русский, город, населенный народом, играющим целую жизнь роль хозяев и гостей гостиницы на большой дороге. Церкви все или прекрасные, или старинные. Собор стоит на горе и занимает собою с погостом всю верхушку горы, на которую есть только один въезд, а то все тропинки, очень крутые. Выстроен превосходно и очень велик. Покамест готова только паперть с двумя приделами. В этом соборе есть чудотворный образ Св. Николая, резной, из камня, чудный и даже, можно сказать, страшный, и, кроме того, животворящий крест, тоже каменный. Сказывают, что и образ, и крест приплыли по Зуше и остановились у колодца подле горы. Церковь тогда была деревянная. Образ поставили было в ней, а потом перенесли в церковь через реку в Воскресенскую, – что же: на другое утро образ сам собою очутился в Николаевской. И так было несколько раз. В прежние времена носили образ по домам; теперь запрещено. Носить было тяжело, камень огромного размера, но угодник – говорят – помогал, и было легко».

После разборки старого собора к 1841 году были возведены еще два обширных придела с северной и южной сторон: первый во имя первомученика Стефана, второй во имя Печерской Божией Матери. В 1844–1845 годах собор был расписан «стенным письмом» художниками Тихоном и Николаем Богдановыми. В 1859 году храмовую территорию окружили каменной с железной решеткой оградой.

Архимандрит Леонид (в миру Лев Александрович Кавелин, 22.02.1822–22.10.1891) – выдающийся богослов, историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член Императорского Православного Палестинского Общества, наместник Троице-Сергиевой лавры – в статье «Нечто о Мценске» (Маяк. – СПб., 1845. – Т. 23. – С. 28) делится своими впечатлениями о достопримечательностях нашего города: «…А из новых церквей первое место занимает недавно совсем оконченный и освященный Николаевский Собор, относительно, можно сказать, великолепный, – по замечательному местоположению, по обширности и прекрасной внешней и внутренней отделке. Собор стоит как бы на отрезе Соборной горы (высотою около 40 саженей), состоящей из крепкого известнякового плитняка. Этот отрез, примыкая, как и вся гора, к левому берегу Зуши, упирается в правую сторону сухого устья Мецны, обходящей левую сторону горы. В сем соборе, в месте, истинно достойном и благоприличном, находится Богодарованная Святыня набожного Мценска – явленная и чудотворная икона Святителя и Чудотворца Николая, состоящая из резного, во весь рост человека, изображения, в полном Архиерейском облачении. Там же есть каменный, не меньшей величины, Крест, приплывший, как говорят, снизу по реке. На старинной соборной колокольне есть еще древний вестовой колокол, остаток бывшей на горе крепостцы».

В примечании к этой статье пишет: «Главным распорядителем, в продолжение медленного строения и украшения Собора, был покойный протоиерей С.С. Оболенский, человек опытный в архитектуре и живописи. Замечательна кончина сего благочестивого протоиерея: он умер через несколько месяцев по окончательном освящении Собора в 1841 году, а заболел в самый день освящения. За неусыпные его попечения при постройке Собора он, с разрешения местного Архипастыря, погребен в новом приделе соименника своего св. Первомученика и Архидиакона Стефана».

В 60-е годы XIX века была разобрана старая соборная колокольня, вместо которой в 1865 году местным прото­иреем Ильей Соколовым и купцом Николаем Ивановичем Золотаревым началось строительство новой колокольни, оконченной через десять лет «тщанием соборного старосты мценского купца Ионы Николаевича Шарапова» и освященной 21 августа священником Пет­ром Рождественским.

В том же 1865 году собор посетила свояченица Л.Н. Толстого Т.А. Кузминская вместе с сестрой писателя М.Н. Толстой – будущей схимонахиней Шамординского монастыря. Об этом паломничестве Кузьминская написала в книге «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне».

Самый большой из колоколов, висевший на соборной колокольне, был отлит на московском заводе Смагина и весил 718 пудов. Несколько ниже в отдельном проеме висел старинный вестовой колокол весом всего в 20 пудов. Этот колокол был отлит в 1680 году и имел необыкновенное звучание. Ранее он находился на одной из башен мценской крепости.

Главной святыней собора являлся чудотворный деревянный образ Св. Николая Чудотворца, «резной… чудный и можно даже сказать страшный», к которому ежегодно приходили поклоняться сотни тысяч паломников. Предметом почитания также был и камень в виде креста, на котором образ, по преданию, приплыл во Мценск в 1415 году против течения реки Зуши. В книге «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества» (под ред. В.П. Семенова. – СПб., 1902. – С. 446) в статье о Мценске читаем: «… Из памятников старины здесь остались следы древней крепости и соборная церковь св. Николая… внутри этой церкви находится замечательный образ св. Николая Чудотворца, изсеченный из камня очень больших размеров. Святитель изображен во весь рост: в одной руке он держит меч, а в другой – храм. Камень, из которого был изсечен образ, в языческую эпоху пользовался суеверным поклонением местных жителей, а после победы христианства над язычеством был обделан в образ неодолимого и пламенного защитника церкви Христовой св. Николая… ». Николу Амченского считали своим небесным покровителем известный православный писатель С.А. Нилус и русский классик С.Н. Лесков. В «Сказе о тульском косом Левше и о стальной блохе» Лесков писал: «Икона эта вида «грозного и престрашного – святитель Мир-Ликийских изображен на ней «в рост», весь одеян сребропозлащенной одеждой, а лицом темен и на одной руке держит храм, а в другой меч – «военное одоление»…».

Выдающийся духовный писатель Сергей Александрович Нилус в книге «На берегу Божией реки» объяснился в любви к родной стороне так: «Родился-то я, положим, в Москве, но родной землей амчанин, оттого и «батюшку Миколу Амченского» почитаю «собинным» – особенным – своим небесным покровителем, не менее близким, чем данный мне во святом крещении мой ангел преподобный Сергий Радонежский». В этой же книге С.А. Нилус пишет и о смерти своего духовного наставника – протоиерея Георгиевского храма г. Орла о. Петра Рождественского. В начале 1870‑х гг. о. Петр служил в Николаевском соборе г. Мценска. В 1871 г. был награжден набедренником.

В 1876 году к собору был перемещен протоиерей о. Иоанн Григорьевич Декапольский (1821, Мценский уезд – 8.03.1891, Мценск). За свою службу по духовному ведомству он был награжден орденом св. Анны II степени. Средства, которые завещал о. Иоанн орловскому духовному училищу, стали основой для строительства в г. Орле храма в честь Святых первоучителей Словенских Кирилла и Мефодия (освящен 4 декабря 1894 г.). В 1894 г. мценские священники были удостоены чести читать Св. Евангелие у гроба в Бозе почившего Императора Александра III во время следования траурного поезда от ст. Орел до ст. Мценск. Это Иоанн Крылов, священник Николаевского собора, и Федор Адамов, священник Троицкой церкви г. Мценска. От ст. Мценск до ст. Лазарево – Никита Лебедев, священник Крестовоздвиженской, и Иоанн Дивногорский, священник Кладбищенской церквей г. Мценска. За это им было выдано от епархии по 50 руб.

Нужно отметить, что именно церковно-священнослужители Николаевского собора стали первыми краеведами нашего края. Они изучали историю древнейшего городка, собирали коллекцию интересных исторических экспонатов, готовили первые краеведческие публикации. Интересные сведения о крещении мецнян в 1415 году и о резной иконе Николы «Амченского» содержатся в работах протоиерея Николаевского собора Илии Соколова, которые были изданы 1858 и 1895 годах. В 1881 году староста собора Иона Шарапов издает «Сказание о явлении чудотворного образа Святителя Христова Николая в связи с успехами христианства в г. Мценске» Г.М. Пясецкого.

В 1915 году преподаватель мценской гимназии Василий Федорович Адамов составил и издал исторический очерк «Чудотворный образ святителя Николая в г. Мценске». Его труд был посвящен пятисотлетию со дня обретения чудотворного образа в 1415 году, которое широко и торжественно отмечалось в древнем граде Мценске.1915 год – трудный год в истории России. Первая мировая война тяжелым бременем легла на судьбы миллионов людей. Тысячи паломников шли к древнему чудотворному образу святого Николая, чтобы помолиться о спасении родных и близких. Огромное количество паломников участвовало в юбилейных празднованиях по случаю 500‑летия явления чудотворного образа святителя Николая, которые состоялись во Мценске в десятую пятницу после Пасхи и проходили 27, 28 и 29 мая.

27 мая около 11 часов раздался первый колокольный звон, связанный с юбилейными торжествами. Жители Мценска и окрестностей вышли навстречу крестному ходу, который шел из Белева. Встреча состоялась у исторической Висельной горы. Далее богомольцы (около 2‑х тыс. человек) направились к Николаевскому собору. В крестном ходе из губернского города Орла шли около 3-х тыс. паломников. В 6 часов вечера в Николаевском соборе при огромном стечении народа началась заупокойная всенощная – парастас, который впервые совершался во граде Мценске. Богослужение совершал Преосвященный Павел, епископ Елецкий, в сослужении с белевским архимандритом о. Петром и соборным духовенством.28 мая в 10‑м часу началась заупокойная литургия при участии известного московского протодиакона Константина Васильевича Розова. Царскую панихиду после литургии служил Преосвященный Сергий, епископ Салмасский (уроженец с. Глазуново Мценского уезда), с многочисленным духовенством. Вечером была совершена всенощная с акафистом святителю Николаю. Для множества богомольцев, густою толпою наполнявших соборный двор и площадь древнего Мценского кремля, в то же время совершалась другая всенощная на открытом воздухе. 29 мая в соборе к 9 часам утра из всех мценских храмов были присланы по две святые иконы и по две хоругви. Литургия была совершена Преосвященным Павлом, епископом Елецким, в сослужении с епископом Сергием Салмасским и многочисленным сонмом духовных лиц. Присутствовали губернатор С.С. Андреевский, вице-губернатор Н.П. Галахов, городской голова и другие светские лица. По окончании литургии был совершен крестный ход с иконой св. Николая из собора на Пятницкую площадь (ныне здесь располагается администрация г. Мценска и района). В шествии приняли участие до 30 тыс. богомольцев. По окончании молебна на площади крестный ход возвратился в собор. В 7 часов вечера состоялся «религиозно-нравственный» вечер.

Нельзя не упомянуть и о другой святыне города – святом источнике, что бил под Соборной горой. В документах 16–18 веков его называют «Тайник», т.к. именно он питал живительною влагой жителей и служилых людей крепости. До 1669 года над ним возвышалась дубовая башня, в четыре стены рубленная, которая впоследствии была разрушена. После того, как в 1824 году с благословения преосвященного Гавриила протоиереем Оболенским и полицмейстером Сементовским колодец был восстановлен, его стали называть Соборным. В 1915 г. «Исторический вестник» опубликовал статью А.И. Фирсова «Мценск», где приводятся интересные сведения о городе, Николаевском соборе, чудотворной иконе и святом Соборном источнике: «У подножья холма, на самом берегу Зуши, устроена часовня …Часовня-пещера наполовину находится в недрах каменнаго холма. Несколько ступеней ведут в нее. Часовня небольшая, дощатый пол в ней при хождении слегка дрожит; потолок сводчатый, с рельсами. Стены украшены иконами, перед каждой из которых теплится лампада. Посредине стоит большой металлический сосуд, увенчанный крестом, в него проведена вода из источника, вытекающаго из глубины холма … вода была чистая, холодная, вкусная. Часовня довольно темная, ее освещают лишь свет, падающий из входной двери, и мерцающие огоньки лампад…».

Кроме резного чудотворного образа в городе хранилась еще одна чудо­творная икона св. Николы «Амченского», которая защитила город от пожара 23 июля 1855 года. Эта икона и сейчас хранится в самом древнем храме города – Петропавловском.

Население города перед революцией составляло около 16 тысяч человек. И почти на каждую тысячу жителей был свой приходской храм. Всего в ту пору их было 15, в том числе два храма Пет­ропавловского монастыря и тюремный храм без собственного здания. До наших дней сохранились только девять. В начале 1930‑х гг. Николаевский собор был взорван. Полностью уничтожен в 1950‑е годы. В 1996 году к 850‑летию города на горе Самород на месте Николаевского собора была построена часовня св. Николая. Освящена 14 сентября Владыкой Орловско-Ливенской епархии Паисием. В настоящее время 6 храмов восстанавливаются, а 3 находятся в очень плачевном состоянии. В начале ХХI века в Мценске появились еще два храма: домовый во имя св. благоверного князя Александра Невского и храм-памятник Покрова Пресвятой Богородицы (строится).

В 2015 году город отмечает удивительную и очень значимую для его истории дату – 600‑летие обретения иконы небесного покровителя Святого Николая Чудотворца. По благословению митрополита Орлов­ского и Болховского Антония во Мценске планируется установить памятник святителю Николаю работы известного московского скульптора С.М. Исакова, автора многих памятников Апостолам Петру и Павлу на Камчатке, Великомученику и Победоносцу Георгию в г. Иванове, Святителю Николаю Чудотворцу в г. Батайске и г. Алтея (Испания) и др.

Яндекс.Метрика