Мемориальные деревья музея-заповедника И.С. Тургенева

Иван КРИЩЕНКО, Лариса ВОРОНКОВА

 «Объектом исследования мы выбрали мемориальные деревья усадьбы Государственного музея-заповедника. Так как тема эта ранее нами не изучалась, материалы работы могут быть использованы для ознакомления с флорой нашего края, изучения ландшафтов. Кроме того, широкое использование материалов фондов музея дает основание надеяться, что работа окажется полезной не только для учителей и учащихся, в частности, членов краеведческого объединения «Край родной», а также всех, кто интересуется природой Орловского края. Автор и руководитель работы выражают благодарность директору Государственного музея-заповедника И.С. Тургенева Е.Н. Левиной и его президенту
Н.И. Левину, заведующей отделом мониторинга окружающей среды и защиты природы В.Э. Губановой за содействие в подборе материала для написания исследовательской работы»

Из исследовательской работы Крищенко Ивана, выпускника МБОУ «Спасско-Лутовиновская средняя общеобразовательная школа имени И.С. Тургенева» Руководитель: Воронкова Лариса Ивановна.

Есть в России такие замечательные места, где хочется побывать хотя бы раз в своей жизни. Всюду здесь, куда ни глянь, «русским людом любимые места, подобные тем, куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серых утиц».

В этом чудесном крае, «в возлюбленном Мценском уезде» прошло детство и отрочество, началась юность замечательного русского писателя И.С. Тургенева. Здесь был его дом, его Родина. Всё на этой русской земле было бесконечно дорого сердцу писателя. Как безмерно счастлив бывал здесь Тургенев, когда его охватывало свежим дыханием родной земли, и, как нигде, сильно овладевало им то отрадное чувство, которое он сам называл «чувством родины». Ничего не знал он прелестнее старых орловских садов, прелестнее своего Спасского парка с его узкими и длинными липовыми аллеями, заросшими шелковистой травой и земляникой, с его ракитами над прудами.

Вековые деревья – интересные природные музеи, своеобразные лаборатории для ученых, где можно исследовать такие вопросы как долговечность пород, смену структуры древесины в зависимости от возраста. Являясь важным элементом ландшафта, вековые деревья срастаются с ним в одну неразрывную эстетическую целостность, что очаровывает нас своей красотой. Они придают «малой родине» своеобразность, красоту, неповторимость. Такие местные живые памятники входят в понятие родового наследства.

  1. История создания мемориального парка

Спасское-Лутовиново – родовое поместье Лутовиновых предков И.С. Тургенева по материнской линии. И.И. Лутовинов, дядя матери Тургенева, объединив в своих руках после смерти братьев почти всё отцовское наследство, занялся переустройством своих владений. В конце 18 века невдалеке от старой родовой усадьбы Лутовиновых – Петровского – начал строительство новой Спасской усадьбы, в берёзовой роще на пологом холме близ большого пруда с двумя ответвлениями.

Рядом с усадьбой из двух небольших слободок – Никольской и Поповской – со временем образовалось небольшое село Спасское-Лутовиново. Петровское же, утратив своё прежнее значение главной усадьбы, стало именоваться деревней и таким дожило до наших дней (ныне посёлок «Передовик»).

Спасская усадьба, с многочисленными надворными постройками, занимавшая около 40 га, расположилась на склоне большого оврага в берёзовой роще. Глубокий овраг, примыкавший к ней с северо-запада, был перегорожен несколькими плотинами, образовавшими каскад больших и малых прудов. По периферии усадьба была ограничена специально выкопанным рвом.

Сад был спроектирован талантливым архитектором. Центральная часть его выдержана в строгом (французском) стиле и представляет собой в основном прямые перекрещивающиеся аллеи. Боковые участки и нижняя часть парка были сформированы в ландшафтном (английском) стиле – подражание естественному пейзажу. Здесь светлые лужайки перемежались куртинами, небольшими группами или отдельными деревьями. Посадка производилась крупными деревьями, бережно привезёнными с огромным комом земли из окрестных лесов или со старой усадьбы. Бывший крепостной Ф.И. Бизюкин в своих воспоминаниях, посвященных И.С. Тургеневу и его усадьбе, рассказывает об этом времени следующее: «Старики помнят, как Иван Иванович пересаживал ели, сосны, пихты и лиственницы на вновь устроенную в берёзовой роще Спасскую усадьбу и как при этом были устроены перевозочные снасти, чтобы выкопанные деревья со стулом пудов в полтораста земли были перевозимы не иначе, как в вертикальном положении всего саженца».

Спасский парк трудно отнести к какому-то определённому стилю паркого искусства. Мемориальный парк заложен в пейзажном стиле с элементами регулярного парка. Об этом свидетельствует изобилие открытых полян и естественных беседок, для которых по окружности тесно высаживались липы, смыкавшиеся вершинами. Для парка характерны и букетные посадки. При их создании в одну яму высаживалось несколько деревьев обычно нечётное число. Чаще всего букетные посадки формировались из липы, реже из берёзы и некоторых других пород. По мере роста деревьев, их стволы расходились в стороны под углом, а кроны отдельных деревьев сливались в один огромный букет. Размещались такие группы чаще всего на опушках полян, около дорожек. Кустарники были одним из обязательных элементов парков. Их посадки являлись как самостоятельным элементом паркового ландшафта, так и входили в состав других насаждений. Характерным элементом Спасского парка является обсаживание кустарником группы деревьев – это так называемые клумбовые посадки. От церкви к центру дома шла широкая аллея. Подъездной аллея стала, по-видимому, уже после пожара в мае 1839 года, когда сгорела большая часть барского дома и выгорели избы дворовых, отделённые от усадьбы с востока рвом. Новые избы были выстроены в западной части усадьбы за хозяйским двором, «перегородив» подъездную дорогу-аллею к дому.

Вот как описывает парк Иван Сергеевич в своём романе «Новь» (7-ая глава): «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы, расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырёх ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акаций и сиреней и круглыми «клумбами»; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома возвышались большим сплошным четырёхугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогою заслонённой двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берёз виднелась круглая крыша оранжереи…».

При Тургеневе пышность главного въезда угасла. Не стало цветников и розовых аллей, сиреневые беседки заросли деревьями, сохранялся и поддерживался лишь цветник вокруг лиственницы возле дома. Площадка напротив западного крыла дома стала местом народных гуляний, которые Иван Сергеевич устраивал для крестьян в каждый свой длительный приезд в Спасское.

Главный дом Спасского-Лутовинова представляет лишь одно крыло первоначального Лутовиновского дома, выстроенного при основании усадьбы. Перед фасадом дома были разбиты пышные цветники, состоящие из фигурных клумб с тюльпанами, лилиями, резедой. В мае 1839 года большая часть дома сгорела, уцелело лишь левое, юго-западное крыло дома, т.е. каменная галерея с примыкающим к ней деревянным флигелем. На месте сгоревшей части были разбиты цветники и посажены деревья.

При жизни матери Тургенева в парке появились многочисленные прекрасные цветы. «Существовали целые аллеи из махровых роз» (Ф. Бизюкин). Об увлечении Варвары Петровны цветоводством свидетельствуют учебники и пособия по разведению цветов в её личной библиотеке, письма и воспоминания современников. От дома, по лужайке мимо лиственницы узкая извилистая дорожка ведёт к окружённой зарослями кустарника беседке. Её образуют посаженные тесным кольцом вековые липы. В беседке стоял стол и простые деревянные скамейки. По рассказам современников, сюда не раз приходил Тургенев читать, слушать птиц, работать над своими произведениями. Одно время за беседкой закрепилось название «беседка Рудина», предполагается, что именно здесь Иван Сергеевич работал над своим первым романом.

Дорожка, идущая от дома в парк, ведёт к одному из памятных мест лутовиновского парка – Тургеневскому дубу. Он был посажен И.С. Тургеневым в юности на просторной открытой поляне за домом. В «Фаусте» Тургенев пишет: «Мой любимый дубок стал уже молодым дубом. Вчера, среди дня, я более часа сидел в его тени на скамейке. Мне очень хорошо было. Кругом трава так весело цвела, на всём лежал золотой свет, сильный и мягкий: даже в тень проникал он …». Poc Тургеневский любимец неторопливо. Порою казалось, что отстаёт от богатырей его окружающих. Всеволод Гаршин, гостивший летом в усадьбе в 1882 году, писал из Спасского: «…а какие здесь есть деревья! По сто и двести лет. Дуб, посаженный собственными руками Ивана Сергеевича пятьдесят лет тому назад, совсем мальчик перед ними» (из письма В.М. Гаршина к Золотиловой). Рядом с дубом небольшая поляна со старыми яблонями. Они были посажены И.С. Тургеневым в свой последний приезд на родину (1881 году). Кроме того, в Спасском имении Тургенева имелось два яблоневых сада. Один из них сохранился со времён основания усадьбы, второй – посажен в 1840-м году. Тургенев говорил: «– Этот сад, он был для меня одновременно парком, рощей, лесом, только расположенном на благоустроенном месте. Сколько аллей, липовых, берёзовых, узких и длинных, всегда погружённых в тень, пересекали его в разных направлениях, сколько извилистых дорожек, наполовину скрытых в великолепных кустарниках. Старые ели, лиственницы, сосны, огромные дубы, разбросанные повсюду, вносили некоторое разнообразие в общее впечатление от окружающего, а крутой спуск к пруду приятно дополнял эту картину. По берегам пруда заросли плакучих ив. Тропинка, которая вела туда, с обеих сторон окаймлена кустами орешника, бузиной, жимолости, тёрна, под которыми росли вереск и папоротники. То здесь, то там видны были лужайки, покрытые изумрудной травой, мягкой и шелковистой, откуда выглядывали розовые, лиловые и коричневые головки грибов и цветки жёлтого цикория».

Описаниями Спасского полны письма И.С. Тургенева к друзьям, в его произведениях не раз упоминается любимый Спасский парк. «…Сад красив и обширен, с великолепными липовыми аллеями – если Вы вспомните мою повесть «Фауст», там всё изображено с натуры», – писал Тургенев. Регулярная часть парка образует прямоугольник из прямой центральной и четырёх скрещивающихся аллей, образуя римскую цифру девятнадцать, означавшую время основания усадьбы. В центральной части регулярного парка находится площадка, окаймлённая двумя полукружиями лип. Отсюда особенно хорошо виден чёткий геометрический рисунок аллей и римская цифра «XIX». С этим местом связывалось у Тургенева одно из воспоминаний детства. Иван Сергеевич рассказывает Полонскому «о какой-то театральной сцене, ещё при жизни отца его сколоченной под деревьями, где во дни его детства разыгрывались разные пьесы… и где собирались гости; смутно помнил он, как горели плошки, как мелькали разноцветные фонарики и как звучала доморощенная музыка». Длинная липовая аллея (единица в цифре XIX) пересекает центр парка и упирается в берег Большого Спасского пруда. Поэт Я.П. Полонский вспоминает: «Одна из аллей, самая длинная и прямая, как стрела, вела к пруду. Пруд был тоже длинный, хотя и не очень широкий, он был глубок и от изобилия ключей очень холоден. Только около берега на мелких местах, в жаркие летние дни, вода его, несколько подогретая солнцем, давала возможность купаться не без удовольствия».

Тургенев не раз до рассвета выходил из дома, чтобы побродить по парку, или встретить зарю на любимой скамейке на берегу пруда. Она находилась недалеко от береговой дорожки возле двух сросшихся у основания пихт. В 1868 г. Тургенев писал Полине Виардо: «Если вы когда-нибудь приедете в Спасское, я проведу вас к этой скамье. Две великолепные сосны редкой породы растут в плотную друг к другу… за ними сквозь свисающие ветви берёз виден пруд…, там есть соловьи… малиновки, дрозды, иволги, горлицы, зяблики, щеглы и множество воробьев и ворон; это несмолкаемый гомон, к которому издали примешивается пение перепелов во ржи…» (письма, т.7, стр. 392).

Пихта, которую многие посетители Спасского называли елью «Два брата», в 1920-ые г. засохла, долгое время сохранялась в таком виде, а потом была спилена таким образом, что высокий пень напоминал посетителям о её существовании. Чтобы отметить место, где она стояла, и любимую скамейку Тургенева, на месте пихты посажена ель с раздвоённой вершиной. От пруда к центру парка ведёт извилистая «аллея-змейка». Пройдя по ней вверх, потом, повернув вправо, попадаем на еловую поляну. Старых елей сохранилось немного: большая часть их погибла ещё в дореволюционные годы. Справа от аллеи находились две каменные оранжереи. Кроме цветов в них выращивались абрикосы, ананасы и персики.

По другую сторону еловой, лежит большая поляна, разделённая надвое берёзовой аллеей. Узкая дорожка пересекала поляну, на которой росли до самого нижнего сада кусты смородины, крыжовника, малины разных сортов. За этой поляной осталось старое название «ягодной поляны», но давно уже сравнялись с землёй и заросли травой и цветами грядки, где когда-то Тургенев совсем маленьким, тайком рвал выращивающуюся там необычайно вкусную и душистую «ананасную землянику». (Птицы распространили её в настоящее время по всей округе). Отдельно росли сливы и вишни. Большую площадь занимали парники.

К правому концу берёзовой аллеи примыкает поперечная тенистая липовая аллея, которая далее ведёт к «аллее ссыльного». Эту аллею посадил сам Иван Сергеевич в годы ссылки. Писательница Е.И. Бларамберг-Апрелева, гостившая в Спасском летом 1877 г., в отсутствие Тургенева, пишет в своих воспоминаниях о том, что камердинер писателя, Захар Балашов показывая ей памятные места парка, рассказывал: «А вот эти липы Иван Сергеевич сами своими руками сажали». В своей повести «Фауст» Тургенев пишет: «… липовые аллеи особенно хороши стали. Люблю я эти аллеи, люблю серо-зелёный нежный цвет и тонкий запах воздуха под их сводами, люблю пестреющую сетку кружков по тёмной земле…». Слева от аллеи отходит дорожка, по которой можно попасть в окружённую зелёными зарослями беседку. Она подобна беседке возле церкви. Сюда, в самую глубину парка, не раз приходил Тургенев. Если майским вечером, затихнув, посидеть здесь на скамейке, то можно пережить то же состояние, которое было у Тургенева, когда он писал в повести «Фауст»: «Горлинки немолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце, дрозды, сердились и трещали, кукушка отзывалась вдали; вдруг, как сумасшедший, пронзительно кричал дятел. Я слушал, слушал весь этот мягкий сильный гул, и пошевельнуться не хотелось, а на сердце лень, не то умиление». (ПСС, т. 7, стр. 8)

Справа от аллеи, посаженной Тургеневым, находится большой овраг, густо заросший черёмухой, ивняком и ежевикой. Когда-то он был перегорожен плотинами. В 1822 г., во время сильного ливня вода прорвала плотины, и при Тургеневе остался лишь Большой Спасский пруд. На самой окраине парка можно и сейчас встретить остатки старой плотины. Внизу – чёрный провал, где по сырой земле, змеятся обнажённые корни деревьев – это Варнавицы, «нечистое место». С давних пор крестьяне Спасского верили, что по ночам здесь бродит «покойный барин» Иван Иванович Лутовинов (рассказ «Бежин луг»). Выше по Варнавицкому оврагу, уже за пределами усадьбы находится давний Варнавицкий колодец, который раньше славился своей чистой и вкусной водой. К этому колодцу, по преданию, по утрам в каждый свой приезд с кружкой приходил Тургенев, чтобы напиться ключевой воды. От колодца можно подняться вверх. Здесь раньше было гумно и стояли овины для намолоченного хлеба, а вокруг находились усадьбы, которые подарил Тургенев своим дворовым. Отсюда по «чёрному въезду» можно вновь попасть на усадьбу. Чёрный въезд служил для подвоза припасов и всевозможной снеди к дому.

Каждый уголок усадьбы был с детства памятен Тургеневу. Его письма, произведения, рассказы друзьям наполнены её описаниями: 13 июня 1868 г. Тургенев пишет Полине Виардо: «Только что я сделал большую прогулка по саду, он показался мне огромным… Меня охватили воспоминания детства; так бывает всегда. Я увидел себя совсем ещё маленьким мальчиком… бегающим по аллеям, прячущимся между грядок и ворующим там землянику. Вот дерево, где я убил свою первую ворону; место, где я нашёл огромный гриб, где я был свидетелем сражения между ужом и жабой… Затем возникли воспоминания о молодом студенте, о зрелом человеке… Я посетил могилу бедной Дианы; камень, который я там положил, исчез. Все деревья необычайно выросли… Липы великолепны, трава пестрит цветами» (письма, т 7, стр. 389-390). Прошло более 150 лет со времени написания писем. Ещё больше вытянулись и раскинулись липы; клёны и берёзы, которые видел Иван Сергеевич маленькими деревцами, стали огромными вековыми деревьями. Но по-прежнему в Спасском липы зелены, цветут незабудки и спеет земляника на полянах, не смолкает пение птиц и, как и прежде, велико, неповторимо очарование Тургеневского сада.

  1. Видовое разнообразие растений музея – усадьбы «Спасское-Лутовиново»

На территории музея-заповедника И.С Тургенева «Спасское-Лутовиново» произрастает около 7000 деревьев в возрасте от 10 до 200 и более лет (21 порода). Они воспроизводят элементы планировочного решения и декоративного оформления парка в период последнего приезда в Спасское И.С. Тургенева. Мемориальными являются липовые аллеи, «липы в беседках», дуб И.С. Тургенева, «букетные» посадки в партерной части, ели и др. Всего 1078 деревьев, которые представлены 12 породами.

Преобладающими породами парка являются липа мелколистная – расположена в аллеях регулярной части парка – « центральной» и аллеях – « десятках»; клён остролистный – распространён на всей территории усадьбы; ясень обыкновенный больше распространён в юго-восточной и в юго-западной частях усадьбы; берёза бородавчатая (играет важную роль в разнообразии пейзажей парка и красочности отдельных групп и композиций) – размещена в основном на «леваде», а также входит в состав групп партерной части. Эти породы составляют общий фон и характеризуют широколиственные насаждения, типичные в условиях лесостепи на серых лесных почвах.

Характерными породами для Спасского парка являются тополь серебристый и ива ломкая, количество стволов которой в последнее время резко сократилось. Тополь серебристый, игравший в пейзажах центральной части заметную роль в период мемориализации, в настоящее время сменил своё местоположение и основное его количество сосредоточено на северо-западной и восточной границе парка.

Одна из наиболее ценных пород в парке – дуб черешчатый, сосредоточен преимущественно в районе большой фруктовой поляны, на центральной алее, некоторое количество отмечено в районе Спасского и Кузнечного прудов. Хвойные породы, ведённые в культуру в XIX веке, представлены сосной обыкновенной, лиственницей европейской и елью обыкновенной. Сохранился 1 экземпляр ореха маньчжурского, высаженного в 1960-ые годы в нарушение мемориальности. Так же в парке встречаются клён полевой, черёмуха обыкновенная, рябина обыкновенная. Эти деревья являются украшением пейзажей парка, особенно в осенний период.

Плодовые деревья фруктовых садов в общем количестве древесной растительности составляют 7,2% (716 экземпляров), большая часть из которых представлена яблонями (703 дерева). Сортовой состав садов практически не изменился, основу составляют русские сорта средней полосы – антоновка, китайка, осеннее полосатое, грушовка, коричневое, белый налив, сохранились несколько деревьев старого сорта – бель. Анализ состояния современных насаждений, который проводился в 2004-2005 гг. показал, что здоровые деревья составляют всего лишь 2,7% от общего числа деревьев, сильно ослабленных – 56, 6%.

Кустарниковая растительность представлена как декоративными так и подлесковыми видами. К первой группе кустарников относятся декоративные виды – сирень, чубушник, спирея сливолистная, спирея рябинолистная, шиповник, жёлтая акация, бересклет европейский введённые на территорию усадьбы в XIX в. и сохранившие почти повсеместно своё местоположение. На открытых полянах при условиях хорошей освещённости состояние этих видов вполне удовлетворительное. Они имеют высоту 1,5-2 м, хорошо облиствлены, цветут. Под пологом древесной растительности, они угнетены, сохранность их низкая, большая часть не выдерживает световой и питательной конкуренции и постепенно отмирает.

Подлесок представлен следующими видами: жимолость, бузина – высотой 2,5 метров, лещина, черёмуха, ива козья – высотой до 6-8 метров.

Характер травяного покрова на территории усадьбы совершенно чётко распределён в зависимости от освещённости и местоположения. На открытых полянах травяной покров представлен широким разнообразием видов, характерных для лугового сообщества. Основу этого сообщества составляют злаки – костёр безостый, пырей ползучий, мятлик луговой, ежа сборная, тимофеевка луговая и др. Обильно представлено разнотравье – лютики, незабудки, колокольчики, герань луговая, нивяник обыкновенный, клевер луговой и др. Под пологом насаждений травяной покров представлен видами трав, характерных для биогеоценоза леса – пролеска, сныть, зеленчук, медуница, осока волосистая, щитовник мужской, ветреница лютиковая и др. Для поддержания декоративности травяного покрова проводится постоянное окашивание и подкормка.

  1. Мониторинг состояния и продления жизни мемориальных деревьев музея-усадьбы И.С. Тургенева «Спасское-Лутовиново».

Как уже было описано выше, на территории музея-заповедника произрастает около 7000 деревьев в возрасте от 10 до 200 и более лет, мемориальных в настоящее время насчитывается 1078 деревьев. Объектом исследования были выбраны деревья старше 120 лет. Из анализа распределения деревьев по породам и возрасту следует, что наибольшее число от общего количества деревьев составляет: липа мелколистная – 66,6%; клён остролистный – 14,2%; берёза бородавчатая -7,6%; ясень обыкновенный – 7,3%. Для проведения диагностики мы воспользовались методикой определения жизненного состояния зелёных насаждений и почвенно-травянистого покрова профессора В.Г. Нестерова. Для установления степени загрязнения исследуемого района, определения его экологического благополучия нами была собрана информация о состоянии зелёных насаждений согласно предложенной схеме. На основе диагностики состояния деревьев по пяти категориям можно сделать следующий вывод: мемориальные насаждения усадебного парка в целом относятся к категории сильно ослабленных, здоровые деревья (категория состояния 1) составляют только 2,7 % от общего числа, сильно ослабленных – 56,6 %. Анализируя указанные данные, можно увидеть следующую тенденцию: естественный отпад мемориальных деревьев за период с 1967 по 1978 гг. составил 8,1 %, с 1978 по 1987 гг. – 15 %, с 1987 по 2003 гг. достиг 17,3 %.

Увеличение интенсивности естественного отпада мемориальных деревьев объясняется тем, что большая их часть значительно перешла возраст технической спелости, оставаясь на корню в возрасте 120-150 лет (осина, тополь) и 170-180 лет (липа, береза, ива ломкая). При этом интересно отметить, что по числу стволов в период 1967-2003 гг. интенсивнее отпадала береза бородавчатая – 195 деревьев и липа мелколистная – 149 деревьев. Это явление настораживает, так как преобладающей породой мемориальной растительности является именно липа. Учитывая, что в основном она сосредоточена в аллеях парка и в массиве лабиринта, а нарастание интенсивности отпада деревьев в возрасте 180 и более лет есть процесс естественный, изменение ландшафтов в усадебном парке (без вмешательства человека и соответствующей хозяйственной деятельности) становится процессом необратимым.

Распространение гнилевой инфекции у таких пород, как тополь серебристый, береза бородавчатая, осина, клен остролистный, ива находится в прямой зависимости от возраста деревьев – с увеличением возраста деревьев степень поражения гнилями возрастает.

Все виды дереворазрушающих грибов, встречающихся на территории усадьбы, вызывают центральные, реже смешанные стволовые и корневые гнили. Исключением является опенок, вызывающий заболонную корневую и комлевую гнили. Из возбудителей стволовых гнилей наиболее часто встречаются ложный, кленовый, настоящий, серно-желтый трутовики, чага. Эти же возбудители стволовой гнили имеют и хозяйственное наибольшее значение в насаждениях объекта, т.к. они заселяют жизнеспособные деревья. Распространение стволовых гнилей, вызываемых этими активными дереворазрушителями в насаждениях парка, является ведущим фактором ослабления мемориальных деревьев. Стволовыми гнилями поражены преимущественно деревья, начиная с возраста 100 лет. У клена значительное распространение гнилей объясняется тем, что эта порода страдает от низких температур и через трещины в стволе легко проникает гнилевая инфекция. Осина и ива поражаются гнилями, начиная с 30-летнего возраста. Следствием распространения гнилевых болезней в насаждениях объекта является наличие деревьев с дуплами, сухобочинами, а также суховершинных экземпляров. Влияние антропогенных факторов в основном заключается в механических повреждениях стволов и корней, уплотнение почвы в результате утаптывания и отаптывания корней (аллейные посадки, беседки). Эти факторы способствуют проникновению в ствол и корни различной инфекции, преимущественно гнилевой…

Забота о вековых деревьях – характерная черта культуры западной цивилизации. «Встретишь старое дерево – сними шляпу», – говорят чехи. Французы считают: «Есть две вещи, недоступные даже для Бога: сотворить старое дерево и родовитого дворянина». Старые деревья, особенно вековые, имеющие мемориальное значение, требуют постоянной заботы. Нужно помнить, что многие из них, особенно липа, дуб, тополь, груша, яблоня, тис, платан, будучи в преклонном возрасте и ставшие трухлявыми внутри, как правило, могут прожить еще очень долго. Трухлявость ствола совсем не означает, что их нужно спилить. Наоборот, с помощью некоторых несложных мер век дерева можно значительно продлить. Поверхностная рана, вызванная ударом какого-либо предмета о ствол, может привести к болезни, а то и гибели дерева. Поэтому ценное дерево следует подлечить. Сначала рану очищают от грязи щеткой или скребком. Затем уничтожают болезнетворные грибки и микробы, для чего используют свежеприготовленный 5-процентный раствор медного купороса. Через несколько часов, когда поверхность раны подсохнет, для дальнейшей дезинфекции применяют 10-процентный водный раствор садовой карболки. Затем рану замазывают садовым варом, чистой льняной олифой, живицей или 15-20-процентным раствором карболки. Если рана не поверхностная, а более глубокая, то ее надо обработать не только указанным выше способом, но и замотать тряпкой, смоченной в горячей олифе. В течение 1–2 лет края раны закрываются на 3-5 см. Если рана широкая, бандаж необходимо менять в течение ряда лет, пока она не зарастет полностью.

Сложнее лечить дупла. Начать следует с тщательной очистки дупла или внутренних трухлявых частей ствола дерева, удаляя все отмершие ткани до здоровой древесины. Это делается при помощи долота, скребка, а затем скребка и щетки. После этого вся очищенная поверхность хорошо смачиваются 5-процентным раствором медного купороса, а затем – 10-процентным раствором садовой карболки. Эту процедуру лучше проводить в конце лета или же в конце зимы. Если дупло или полость внутри ствола дерева большие, дезинфекцию проводят от 3 до 5 раз с перерывами между обработками в 2-3 недели. Затем приступают к «пломбированию» дупла или полости. Заметим, что проще всего дело обстоит с дуплом. Если же дупла нет, а полость внутри ствола прослушивается простукиванием, то тогда в стволе просверливается или выпиливается искусственный проход. Величина такого прохода должна позволять руке с инструментом свободно входить в него. Если дерево очень толстое, а полость очень велика, необходимо сделать в стволе (где его стенки тоньше всего, а большие ветви отсутствуют) такой проход, чтобы туда мог залезть человек. Качественно вычистить и продезинфицировать полость в этом случае можно только таким способом. Если отверстие, подготовленное к пломбированию, шире 25 см, для крепости будущей пломбы надо поставить железную сетку с размером ячеи 70-80 мм из проволоки толщиной 2-3 мм. Эта сетка прибивается с внутренней стороны дупла или полости и придает цементной пломбе необходимую прочность. Удаляют больную древесину до здоровой, обрабатывают рану изнутри антисептиком, просушивают, закрывают снаружи декоративной пломбой для предотвращения попадания влаги, листвы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Деревья являются одним из замечательнейших творений Природы. Некоторые деревья выделяются среди других своими размерами, возрастом, формой и тем самым представляют особый интерес для человека. Вековые деревья ценны не только тем, что они представляют сейчас, но и тем, чем были и среди кого росли. Часто такие деревья становятся объектами религиозного поклонения, почитаются как свидетели важных исторических событий и известных людей, становятся объектом внимания художников, писателей, поэтов. Такие достопримечательные деревья прочно входят в культуру народа и становятся уже не только природными, но и важными историко-культурными объектами. Историко-культурная ценность старых деревьев – важнейший довод их охраны. Одной из первых задач охраны природы, в частности, растительности нашей области, является сохранение ее видового разнообразия, что невозможно без детального ее изучения. Выяснилось, что процент утраченных деревьев очень большой, и хотя среди отмеченных видов нет эндемичных, редких и исчезающих, оценка их экологического состояния чрезвычайно важна как для наиболее достоверного воссоздания природной среды, так и для сохранения природного равновесия заповедной зоны.

Старые деревья – живые свидетели минувших веков, это наше духовное достояние. Они связывают прошлое с будущим через настоящее. Их история не менее интересна и поучительна, нежели история людей. Государство не может считаться нормальным, если в нем принято уничтожать или портить следы древней культуры. Как долго будет существовать чувство почитания культурных и природных объектов, так долго они будут и охраняться.

От редакции: в данной работе (публикуется в сокр.) широко представлен материал из фондов Государственного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново».

Яндекс.Метрика