Рецензия на материалы III-х краеведческих педагогических Потанинских чтений

Рецензия на сборник материалов Межрегиональной научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание на традиционных ценностях отечественной культуры» в рамках III-х краеведческих педагогических Потанинских чтений (Мценск – Орел, 2015, изд. «Картуш»).

Гончарова Ирина Валентиновна, к.и.н., доцент кафедры истории Росиии Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.

Как можно убедиться из опубликованных материалов сборника, в рамках культурно-образовательной сферы города и района успешно работает региональная инновационная площадка, интегрирующая существующий опыт по музейной педагогике, военно-патриотическому воспитанию, популяризации природного и историко-культурного наследия. Результативно реализуется межрайонный социально-образовательный проект, продуктами которого стали мценские «массовые историко-географические велоэкскурсии», краеведческий альманах «Мценское наследие», комплект учебно-методических краеведческих пособий и др.

Современные подходы в работе по формированию базовых национальных ценностей нашли наглядное воплощение в целом ряде публикаций. В частности, в программной статье «Краеведение – инновационное пространство исследовательской деятельности: проблемы, решения, перспективы» Моськина В.Р., методиста БОУ ДОД ОО «Центр детского (юношеского) технического творчества, туризма и экскурсий», на примере ресурсного центра «Мценское наследие» раскрываются механизмы межведомстенного взаимодействия в рамках единого культурно-образовательного пространства.

Дискуссионный настрой профессионального общения в ходе прошедшего круглого стола, четко прослеживается в сообщениях М.П.Метальниковой, опытнейшего мценского краеведа и журналиста, и Е.Н. Красниковой, педагога-психолога МБОУ «ПМС-Центр» г. Мценска, участницы молодежного форума событийного туризма ЦФО «Событие-2014».

Высокоинформативными являются статьи по материалам выступлений гостей круглого стола чтений, наших земляков: Е.В. Алтухова, поэта и композитора, автора Гимна г. Мценска (г. Санкт-Петербург); Е.В. Сурина, заведующего научно-культурным отделом музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», директора исполкома межрегионального общественного движения «Ассоциация музейных работников»; Р.В. Моськина, к.г.н., организатора велоэкскурсионного клуба «ВелоЕзда», сотрудника Турцентра г. Москвы; Ю.Н. Савинова, ведущего научного сотрудника музея-усадьбы Л.Н. Толстого, профессора Академии геополитики г. Москвы. Заслуживает внимания читающей аудитории аннотация книги М.В. Ковалевой, к.и.н., преподавателя МФ УНПК «Госуниверситет» – «История культуры Мценска и Мценского района», представленная в публикации И.В. Гончаровой, к.и.н., доцента исторического факультета ОГУ. Особую практическую ценность в данном разделе имеет статья «Вспомним всех поименно…» Алехиной Е.В., зав. отделом обслуживания МБУ «Мценская межпоселенческая районная библиотека им. И.С. Тургенева», представляющая собой практикоориентированное пособие по организации поисковой работы с использованием интернет-ресурсов.

В разделе рецензируемого сборника, отражающем пленарное заседание Чтений, широко представлен как инновационный опыт участников региональной экспериментальной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание на традиционных ценностях отечественной культуры», так и аналитический срез обозначенных на форуме проблем. В прозвучавших (и опубликованных) сообщениях были представлены итоги экспериментальной работы на примере мценских культурно-образовательных учреждений и лучший опыт регионального масштаба по заявленной тематике. В тоже время было отмечено, что последние годы идет процесс вытеснения из общественного сознания значимости отечественного наследия. Поэтому в принятой конференцией резолюции подчеркнута необходимость максимального использования накопленного научно-методического потенциала, богатых ресурсов мценского историко-культурного и природного наследия, а также целесообразность создания городского отделения общества охраны памятников истории и культуры.

В содержании опубликованных работ участников краеведческой секции «Путь в науку по стопам Пржевальского и Русанова», проходившей по программе всероссийского краеведческого конкурса «Отечество», в 7 номинациях были представлены поисково-исследовательские проекты старшеклассников школ г.г. Мценска, Орла, Ливен, Чернского (Тульской области), Мценского и Орловского районов, студентов Болховского и Мезенского педколледжей, Орловского техникума агробизнеса и сервиса, Орловского госуниверситета, Мценского филиала УНПК «Госуниверситет», а также 8 работ педагогов-краеведов. Среди них важное место было отведено военно-историческим исследованиям, приуроченным к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Особенно наглядна в этом аспекте коллективная работа: Акция «И помнит мир спасённый!» воспитанников детского объединения «Мужество» Алёшиной А., Поляковой Н., (руководитель Худокормова О.В.). Научно-исследовательским характером отличается статьи Иноземцева М.А., учителя истории и обществознания МБОУ «Башкатовская средняя общеобразовательная школа» Мценского района «Долины рек Орловской области как природные и культурно-исторические комплексы (на примере рек Каменка и Мецна)», Ковалевой М.В., к.и.н., преподавателя Мценского филиала ФГБОУ ВПО «Госунивер-ситет – УНПК» «Фольклорные истории Малоархангельского района», Савинова В.Ю., обучающегося МБОУ «Никольско-Вяземская СОШ» Чернского района Тульской области «Казачьи песенные традиции как форма военно-патриотического воспитания молодежи».

Современные тендеции в использовании информационных ресурсов представляют в разделе педагогической инноватики  статья Зубковой С.В., учителя иностранного языка МБОУ СОШ №1 г. Мценска «Работа с интерактивной доской на уроках английского языка как средство активизации усвоения изучаемого материала» и бинарная работа Шукаевой Р.Л., МБОУ «Пржевальская СОШ», Смоленская обл. и Косенкова Г.Л., ФГБУ «Национальный парк «Себежский», Псковской обл.- Использование социальных сетей как форма организации работы с фотоархивом школьного музея.

Статья петербургского исследователя Е.В. Алтухова о мценских православных святынях вполне может использоваться преподавателями курса ОРКиСЭ в качестве содержательной основы для приобщения молодого поколения к духовным ценностям. Межведомственый подход отражен в работе Приймак О.А, заведующей методико-библиографическим отделом центральной городской библиотеки им. И.А. Новикова, г. Мценска.

Реализация программы по духовно-нравственному просвещению детей и молодёжи г. Мценска «Библиотека. Духовность. Культура».

Визитной карточкой секции «Возрождение народной культуры средствами музейной педагогики и этнографии» стали органично вошедшие в содержание сборника, культуроведческие и этнографические разработки. В первую очередь, они основываются на материалах регулярно проводимых мастер-классов с элементами авторских образовательных технологий.

Это высказывание в полной мере можно отнести и к опубликованным в сборнике работам не совсем обычной по составу секции – «Молодежный событийный туризм – современный формат экскурсионно-познавательного краеведения и досуговой деятельности». Здесь встретились молодые педагоги, студенты, члены молодежных объединений, чтобы обсудить прошедшие с их участием в 2013-2014 гг. велоэкскурсии и мероприятия, недавно состоявшегося в Орле молодежного форума ЦФО «Событие 2014». Концептуальной основой этого раздела можно считать научную статью Моськина Р.В., к.г.н. и Гончаровой И.В., к.и.н., доцента кафедры истории России ОГУ, по теме «Технология разработки, организации и проведения велоэкскурсий», подробно раскрывающую авторские подходы, ставшие своеобразным туристическим брендом г. Мценска. Продолжением этого направления уже в учебно-методическом аспекте может считаться публикация Волкова А.Н., Хрусталевой С.Ю., педагогов МБОУ – Средняя общеобразовательная школа №1 города Мценска «Велоэкскурсии в региональном биолого-экологическом образовании».

В целом, вышедшее научно-методическое издание, как обобщеный продукт совместной творческой активности научных работников, педагогов и воспитанников образовательных организаций, вполне может служить практическим пособием и, одновременно, хорошей теоретической базой для повышения результативности гражданско-патриотического воспитания средствами краеведения, туризма и музейной педагогики.

От редакции: ряд работ, отмеченных оргкомитетом Потанинских краеведческих чтений, будет включен в содержание второго и следующих выпусков альманаха «Мценское наследие», что, как мы надеемся, будет небезынтересно для наших читателей.

Яндекс.Метрика