Алтухов Е. Писатель, краевед, поэт, автор гимна г. Мценска
Мне нравится писать и получать письма. Во дни моей молодости их писали на бумаге, а в нынешнее время они стали электронными…
В письмах можно сказать и не сказать гораздо больше, чем, скажем, в телефонном или видео общении – читающий может самостоятельно продолжить мысль, досказать недосказанность, еще и еще раз вернуться к волнующим строкам, почувствовать душевное состояние пишущего…
В июле 2016 г. присылает мне Е.В. Алехина описания старинных Государевых знамен, в которых я нахожу и описание Государева знамени 1660 года, которое была направлено в 1677 г. во Мценский полк и добавляет: «Как Вам описание знамен, впечатляет?».
В голове сразу же звучит синхронный перевод с дамского языка на мужской: «А не слабО ли тебе сделать реконструкцию этого знамени для музея?»
На такое ехидство, все мое амченское нутро возмутилось и возопило: «Как это слабО? Да ты кому это такое говоришь? Как это мне слабО??? Да не бывать тому!!!».
Но так я девушкам никогда не отвечаю, и ответил так, как и подобает спокойному и рассудительному русскому мужчине: «Да, здОрово! Знамя я сделаю, но займусь им только в ноябре-месяце – сейчас очень много тяжелой работы на даче». Хотя легкая обида и осталась.
Но деваться некуда и, как говорится в русских сказках – погоревал старик, погоревал, да и принялся за работу – послушание на то и дается, чтобы его выполнять во славу Божию и во свое спасение.
А присланные документы – интересны!
Читаю: «Знамя полковое 1660 года
Писаны по алой тафтƀ[1] св. великомученики, съ[2] одной стороны Георгiй[3],съ другой стороны Дмитрiй Селунскiй.
…1677 года Iюня 14, велƀно было это знамя послать въ полкъ «къ нему же князю Петру Хованскому, которому указалъ Государь быть на своей «службƀ съ полкомъ во Мценскƀ». И по сему великого Государя указу послано «въ полкъ знамя полковое, а на немъ написано «въ средине по красной тафтƀ святый мученикъ Георгiй, «стоящiй, въ правой рукƀ держитъ крестъ, а в лƀвой рукƀ держитъ палашъ, въ войсковой одеждƀ, а «подпись подъ нимъ написана въ серебряныхъ клеймахъ; на другой сторонƀ писанъ Св. мученикъ «Христовъ Дмитрiй Селунскiй, въ правой рукƀ держитъ палашъ, а въ лƀвой рукƀ нетъ ничего, «написанъ въ полковой одеждƀ, и подпись написана въ серебряныхъ клеймахъ. Въ откосƀ писаны по «двадцати звездъ на сторонƀ; каймы, верхняя, и «сторонняя и середняя и откосная, писаны по «золоту и по серебру розными краски травы; мƀрою то знамя въ длину и съ откосомъ четыре «аршина безъ дву вершковъ, а ширина тому знамени по сторонней каймƀ по древку два аршина «три вершка скупо; ширина каймамъ по три вершка. «Къ тому знамени крестъ серебряной, древко тощое…».
Въ 1687 году это знамя состояло на лицо въ Оружейной палатƀ, и въ описи записано было л. 592 подъ №17, съ отметкою: «Около каймы «поизбилось и въ середине пробоины есть».
Замечательное описание! Знамя надо сделать. Но как? Какое оно могло быть в то время – треугольное, прямоугольное? А как крепилось на древко – горизонтально, как крепятся сегодня православные хоругви или вертикально, как крепятся ныне боевые знамена?
Обратился к знакомой, которая на профессиональном уровне занимается изучением родословных, и она посоветовала обратиться в Эрмитаж, т.к. там имеются соответствующие специалисты. Но для этого надо писать заявление на имя директора Пиотровского и получать его разрешение, а мне этот человек неприятен из-за его провокационных выставок «современного «искусства», которые можно назвать порнографическими, а также из-за его частых антиправославных высказываний. Поэтому, попробовал найти информацию в интернете.
И оказалось, что имеющейся там информации вполне достаточно, и даже есть изображение Государева знамени 1654 г., и взяв его как прототип, можно реконструировать и наше знамя – разница в шесть лет для изобразительного искусства ничтожна!
Определить размеры знамени тоже не составляет труда – сажень состоит из трех аршин, а каждый аршин – из шестнадцати вершков. В XVII веке чаще всего применялась маховая сажень, которая определяет расстояние между кончиками пальцев, максимально разведенных рук. Википедия сообщает, что маховая сажень содержит от 152 до 177,8 см.
Развожу руки и определяю расстояние между пальцами – 184 см. И мой рост 184 см! Прошу сделать тоже самое знакомых – результат аналогичен – длина маховой сажени у человека практически равна его росту! Т.е., зная длину маховой сажени, которая применялась в той или иной местности, можно косвенно судить о росте местного населения.
При изготовлении макета Мценской крепости XVII в., было установлено, что размер маховой сажени, которую использовали для замеров и письменных отчетов того времени во Мценске, был 175 см. Это легко проверяется, когда сравниваешь нынешние размеры территории Рубленого города (которые не изменились), с количеством сажений, указанных в старинных описаниях. Поэтому можно предполагать, что удалые амчане того времени – это очень высокие люди – сажень-то у нас по длине – предельная!
А какая сажень тогда применялась в Москве, по какой сажени изготовили знамя 1660 года? И тут на выбор размеров знамени повлияло два фактора:
- Знамя с саженью в 175 см получалось чрезмерно большим для малых помещений Мценского музея.
- Мне не хотелось обижать московитов того времени, делая их очень маленькими, применяя сажень в 155 см. И я решил принять размер сажени в 165 см – пускай амчане, как и раньше, будут высокими и красивыми, москвичи – поменьше, а знамя будет иметь размеры, приемлемые для Мценского музея.
Проектировать знамя было просто – все размеры и по длине с откосом, и по ширине, и по «сторонней кайме», и по ширине каймы – все точно указаны. Проблемы возникли только с изображением святых великомучеников – описания изображений не соответствуют, распространенным в современной иконографии их образам – ныне оба святых чаще всего изображаются на конях. А для того, чтобы образа потом напечатать на знамени в масштабе 1:1, надо их качественно изобразить, хотя бы на формате А3. Но кто мне их изобразит, если сам я писать иконы не умею? Пришлось обращаться к иконописцу, который писал современный образ Николы Амченского – Дмитрию Березкину.
Две иконы у высококлассного иконописца – это не только очень дорого, но и очень долго, т.к. он все время занят другими заказами, а тут надо еще и терпеть постоянные замечания зануды-Алтухова, типа: «Здесь рука должна быть чуть повыше, меч покороче, плащ пошире, оттенки плаща надо изменить», – и т.д., и т.п.
Перед написанием икон, мы долго изучали образа XVII века и, по-моему, сумели передать стиль того времени. Но вот образа написаны, остается только написать вокруг них молитвы – такова традиция знамен того времени. Задача не очень-то и простая – надо не только подобрать молитвы, соответствующие боевому знамени, но и сделать так, чтобы молитвы по длине были одинаковы и занимали весь периметр икон.
По русской церковной традиции молитва вокруг иконы пишется из левого нижнего угла наверх, и потом по часовой стрелке. Нижняя горизонтальная строка пишется слева направо. Молитва пишется церковно-славянским шрифтом, без пробелов между словами, без заглавных букв и без знаков препинания.
Если пользоваться современной орфографией, то молитвы звучат приблизительно так:
- Великомученику Георгию Победоносцу: «Яко пленных свободитель и нищих защититель, немоществующих врач, царей поборниче, Победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога спастися душам нашим».
- Великомученику Дмитрию Солунскому: «Святый великомучениче Димитрие, предстоя со дерзновением Небесному Царю, упроси у Него прощение согрешений наших и еже избавитеся нам от всегубительныя язвы, огня и вечныя казни».
Все это я пишу на листе бумаги в масштабе 1:5. Молитвы располагаются хорошо, и теперь надо расположить звезды на откосе, а потом еще и чем заполнить каймы. Рисую наши традиционные восьмиконечные звезды и пытаюсь разместить их геометрически правильно, но… не получается. Получается или 19, или 21.
После долгих мучений решаю, что или в оригинале они были расположены геометрически неправильно, или тот, кто составлял описание знамени, как-то слишком грубо округлил геометрические размеры. Поэтому при изображении звезд, мне пришлось чуть нарушить геометрическую гармонию. А проще всего было нанести изображение по каймам: будучи по своей военно-учетной специальности артиллеристом, я просто перенес изображения милых моему сердцу пушкарей со знамени 1654 года, добавив некоторые элементы, чтобы каймы выглядели насыщенными.
Теперь надо делать электронный макет знамени: компоновка на бумаге есть, иконы на оргалите есть, молитвы есть, откосы и каймы заполнены. Электронный макет занимает уже не очень много времени. А как же крест? А древко? Рисую крест так, чтобы он выглядел гармонично относительно полотнища. Оригинальный крест, конечно, был кованым, но кто его ныне мне откует, да еще серебряный? Поэтому, решаю делать «серебряный» крест из листа и приварить к нему вток[4], а серебро заменить на нержавеющую сталь 08Х18Н10Т.
Посылаю свое детище моему другу Андрею Ивановичу Шмелеву, и тот делает замечательный крест! А другой друг – Николай Васильевич Бакуров, крест дополировывает и делает древко! А дальше – в специализированной фирме знамя печатаем, склеиваем из двух половин, скатываем в рулон, и вместе с Алтуховым отправляем его на скором поезде во славный город Мценск!
9 сентября 2017 года! Крестный ход! Божественная Литургия! Погружение в Кукшинский источник! Презентация во Мценском музее! Песни и пляски Алтухова. Мы сделали это!
[1] Буква ƀ (ять), читается как нечто среднее между Е и И.
[2] Буква ъ (ер), читается как кратк. О и ставится после согл. в кон. слова.
[3] Буква i (и десятиричное), читается как И и пишется перед гл. букв.
[4] Вток – место, куда вставляется древко.