Метальникова М.
11 ноября 2017 года исполняется 90 лет со дня рождения заслуженного учителя школы РСФСР, отличника народного образования СССР, Почетного гражданина города Мценска Леонида Семеновича Потанина. Он неоднократно избирался депутатом городского Совета, был участником педагогических форумов различного уровня, увлеченно занимался школьным краеведением.
В 1947 году Л.С. Потанин закончил Мценское педагогическое училище, в 1951 году – Орловский пединститут. Работал рядовым учителем, заместителем директора по учебно-воспитательной работе школы №1 Мценска.
В августе 1973 года Л.С. Потанин был назначен директором школы №5, здание которой еще находилось в стадии строительства. До начала учебного года нужно было завершить строительство. Благоустроить территорию, завезти мебель и оборудование. Эти и другие задачи были выполнены, и 1 сентября школа приняла своих первых учеников.
С первых дней в новой школе установилась творческая атмосфера сотрудничества, взаимного доверия и высокой требовательности. Вскоре коллектив школы становится одним из лучших в области. Опыт ее работы изучают и внедряют другие средние образовательные учреждения. Школа №5 становится опорной школой областного отдела народного образования и областного института усовершенствования учителей.
Л.С. Потанин подготовил к самостоятельной педагогической деятельности многих педагогов, которые впоследствии стали заслуженными учителями России, почетными работниками и отличниками народного образования, победителями различных конкурсов педагогического мастерства.
Достигнув пенсионного возраста, Л.С. Потанин стал работать методистом станции юных туристов. Во все годы помимо педагогической работы он увлеченно занимался краеведением и туризмом.
Л.С. Потанин был в числе организаторов первого районного слета юных туристов в 1957 году. Им же был создан первый в нашем городе и районе школьный краеведческий музей в средней школе №1.
Леонид Семенович принимал активное участие в создании отдела природы Мценского района в городском краеведческом музее. Он организует школьные экспедиции «Малым рекам – заботу и внимание», «Памятники природы и памятники садового искусства на территории бывших помещичьих усадеб Мценского района». Под его руководством была проведена инвентаризация Шестаковского парка, обследованы малые реки района, описаны гнездовья серой цапли у д. Лыково.
Круг краеведческих интересов Л.С. Потанина был широк. Это история родного края, его природа, растительный и животный мир. Это и литературное краеведение, творчество наших писателей и поэтов. Особое внимание он уделял сбору и увековечиванию материалов по темам: «Великая Отечественная война в судьбах наших земляков» и «История народного образования в Мценком районе».
В своих воспоминаниях он писал: «В школу я пришел молодым человеком, полным сил, энергии, желания работать. Преподавал как учебный предмет географию. А для этого надо было не только много знать, но и видеть своими глазами ту огромную Родину, любовь к которой ты хочешь воспитать у детей» Он принимал участие в многочисленных походах и экспедициях с детьми и взрослыми.
Любовь к краеведению и туризму он стремился передать коллегам-педагогам и учащихся. В своих заметках директора школы он писал: «Присутствуя на уроках учителей в старших классах, иногда замечал скептические улыбки ребят, особенно тогда, когда речь шла о примерах из окружающей жизни. Стало ясно, что ученики мало знают жизнь города и района, не умеют самостоятельно подмечать и осмыслить все то новое, что рождается в городе и районе постоянно. А можно ли любить свой город, о котором мало что знаешь?».
Будучи методистом станции юных туристов, Леонид Семенович активно помогал создавать систему работы по туризму и краеведению каждой школе. По его инициативе стали проводиться городские краеведческие конференции учащихся и учителей. Ориентировал школы на серьезное отношение к организации выставок поискового материала, участвовал в работе судейского жюри конференций.
Собранные краеведами – учителями и учащимися материалы, а также результаты собственных краеведческих работ Леонид Семенович оформлял в рукописные литературно-краеведческие сборники «Что в имени твоем…», «Эхо войны», «Память сердца», «Отчий дом», «Моя малая родина – Мценский край» и др. Некоторые из названных работ были изданы типографским способом. Сборники в настоящее время хранятся в музее народного образования.
В сборнике «Туризм, краеведение» приводятся рассказы о писателе, признанном в России и за ее пределами краеведе Макашове А.И., об основателе мценского краеведения Соловьеве Г.Ф., о мценских краеведах А.И. Безгине, Р.А. Масленниковой, В.Ф. Аниканове, Г.В. Смоляковой, И.Е. Ивлеве и других. Среди авторов сборника – Н.И. Иванова, Н.В. Каменева, В.С. Ложкин, другие известные в нашем городе люди.
Литературно-краеведческий сборник «Что в имени твоем…» вобрал в себя работы учителей и учеников, посвященные 850-летию Мценска. В нем собраны и поэтические произведения местных авторов, посвященные городу.
Авторы сборника «Отчий дом», дети и взрослые, полны желания восстановить свои родовые связи, найти свои корни и понять: почему амчане, перенесшие за свою многовековую историю родного края татаро-монгольское иго, нашествие литовских князей и польской шляхты три революции, разрушительные войны, немецко-фашистскую оккупацию и много других бедствий, сохранили любовь к Родине, своему народу, Отечеству.
В основу сборника «Моя малая родина-Мценский край» положены письменные работы победителей городского конкурса, носившего аналогичное название. Здесь мы снова находим слова признания родному краю, людям, населяющим его.
Осенью 1994 года в школах города был проведен конкурс сочинений, посвященных 50-летию Великой Победы. В основе большинства сочинений лежат события и факты Великой Отечественной войны, имевшие место на нашей, мценской, земле или произошедшие с земляками на полях сражений.
«Эхо войны» – последнее пожизненное издание, в котором собраны работы учеников и учителей. Сам очевидец оккупации родной земли немецко-фашистскими захватчиками, Л.С. Потанин с особым трепетом относился ко всему, что связано с этим периодом истории родного края. Он собрал и сохранил для будущих поколений краеведческий материал, представляющий познавательную ценность.
В последние годы работы в должности методиста станции юных туристов Л.С. Потанин полностью отдался созданию музея истории народного образования. Размещать материалы в тематических альбомах становилось уже сложно. Требовалась музейная мебель. На помощь пришли работники музея-усадьбы им. Тургенева, ГОРОНО, мебельной фабрики. Сначала музей размещался в здании бывшего Дома пионеров, затем работники станции юных туристов организовали его переезд в одно из помещений средней школы №9.
Усилиями Л.С. Потанина в музее была создана живописная галерея мценских учителей – участников Великой Отечественной войны. Накоплен материал в разделах «Заслуженные учителя школы РФ», «Учителя – почетные граждане Мценска и Мценского района», «История пионерского движения» «Школе искусств – 50 лет», «История учреждений дошкольного образования» и др. Оформлены экспозиции «Высшее начальное училище в с. Петровском, 1912 г.», макет класса тургеневской школы 1944 г., а также макет класса дореволюционной школы.
В музее много интересных материалов. Здесь хранятся выпуски городской газеты для детей и подростков «Зеркало», которая почти в течение 20 лет издавалась автором этих строк и неоднократно по итогам конкурсов признавалась в числе лучших молодежным изданием Орловской области. Здесь можно увидеть также школьную форму разных лет, первую электронно-вычислительную машинку «Электроника», холщовую сумку, с какой ходили раньше в школу, патефон и фотоувеличитель, пионерский барабан… Есть в музее газеты, исписанные между строк детскими каракулями: в годы войны и послевоенное время домашнее задание школьники выполняли в таких « тетрадях».
Вспоминая Леонида Семеновича, мы должны отдать дань памяти многим другим мценским учителям, его соратникам, которые так же добросовестно, с душой и великим трудолюбием исполняли свой учительский долг. Сказать слова благодарности людям, в тяжелое послевоенное время начавшим путь созидания, восстановления нашего города после разрухи. На них должны равняться современные работники школ, продолжая заложенные традиции мценского учительства.