Моськин Р.
В представляемых нашим читателям двух новых наборах информационно-сувенирных открыток «Тургенев. Портреты», «Памятники Тургеневу» (цв. фото на отв. обложки альманаха – ред.) сделана попытка дать сводную иконографию и скульптурную галерею изображений И.С. Тургенева. Можно сказать, что в совокупности, они не только документируют основные этапы его биографии в контексте важнейших событий эпохи, но и существенно обогощяют историю мирового искусства.
С этих позиций особый интерес представляют прижизненные живописные портреты, графические и скульптурные изображения знаменитого писателя-классика, выполненные его современниками.
Портреты И.С. Тургенева писали многие выдающиеся художники: И.Е. Репин, И.П. Похитонов, В.Г. Перов, Я.П. Полонский, К.Е. Маковский, К.А. Горбунов, А.А. Харламов, Н.Н. Ге. Но по единодушному мнению современников никому из них не удалось в полной мере передать его облик, красоты и обаяния Тургенева, его врожденный аристократизм и породу
Одно из первых графических изображений И.С. Тургенева было опубликовано в январском номере петербургского журнала «Вестник Европы» за 1884 г., где подписчики увидели портрет молодого человека. Это был юношеский портрет Тургенева. Журнал напечатал автотипию с акварельного портрета К. Горбунова 1839 г. По мнению редактора журнала, публикуемый портрет мог приблизить почитателей Тургенева к постижению «тайны обаяния» таланта и характера одного из самых замечательных писателей России…
Уникальный по достоверности и выразительности портрет французского художника Э. Лами запечатлел Тургенева в ту пору, когда в его жизни произошли два исключительной важности события, ставшие рубежами его биографии и идейно-творческих исканий: в конце 1842 или нач. 1843 г. он встретился с Белинским, и это знакомство определило главное в его литературном призвании… В ноябре 1843 г. Тургенев познакомился с Полиной Виардо.
К 1870-м годам относятся наиболее значительные попытки создания живописных портретов Тургенева. В этот период над его портретами работают В.Г. Перов, К.Е. Маковский, Н.Н. Ге. В 1874 году по заказу П.М. Третьякова портрет Тургенева пишет И.Е. Репин. «Иван Сергеевич, – вспоминал Репин – принял меня очень ласково, и 1-й сеанс прошел в блаженной удаче…, и я радовался, и Иван Сергеевич поздравлял меня с успехом!». Однако портрет с самого начала не понравился П. Виардо, чье мнение Тургенев очень ценил. В итоге репинский портрет Тургенева, по мнению самого художника и многих его современников, оказался неудачным. Несмотря на отрицательные отзывы, в собранной известным меценатом П.М. Третьяковым портретной галерее «лиц дорогих нации» главенствующее место занимал художественный образ И.С. Тургеневва, запечатленный на трех портретах из собрания Государственной Третьяковской галереи, созданных К.А. Горбуновым (1846), И.Е. Репиным (1874) и И.П. Похитоновым (1882). В частности, в конце 1870-х – нач. 1880-х годов И. Похитонов часто приезжал в Буживаль, посещая И.С. Тургенева в его усадьбе «Ясени». В дневнике Тургенева есть запись, относящаяся к концу 1882 г.: «Похитонов также пишет портрет – необыкновенно выходит удачно и похоже. Это – мастер!». Портрет стал одним из первых произведений, попавшим в галерею П.М. Третьякова. Он покорил собирателя своей достоверностью, точностью передачи облика и внутреннего мира портретируемого, несмотря на то, что остался незаконченным из-за болезни Тургенева. В тоже время обращений Павла Михайловича к разным художникам с просьбой исполнить портрет Тургенева известно значительно больше; можно сказать, что их число было беспрецедентным в практике собирателя. Третьяков вел переговоры с К.Ф. Гуном, Й. Келером, В.Г. Перовым, И.Н. Крамским, К.Е. Маковским, с И.Е. Репиным – дважды.
Среди изображений Тургенева последних лет жизни выделяется его известный «охотничий портрет». Сохранились интересные свидетельства об истории создания Н.Д. Дмитриевым-Оренбургским этюда «Тургенев на охоте». В мастерскую художника был отправлен охотничий костюм и все охотничье снаряжение Тургенева. Писатель долго и усердно позировал художнику. Если по каким-либо причинам сеанс переносился или отменялся, Тургенев предупреждал художника заранее и вновь тщательно согласовывал время встречи. И, наверное, не случайно «тургеневский этюд», который должен был стать составной частью большого сюжетного полотна об охоте русских под Парижем, приобрел широкую известность и самостоятельное историческое и художественное значение. И, наконец, среди последних прижизненных живописных образов Тургенева заслуживает особого внимания работа его друга поэта Я.П. Полонского. Небольшой картон, на котором он написал в 1881 г. портрет Тургенева, нельзя расматривать без чувства пронзительной и щемящей грусти…
В отдельном ряду находятся прижизненные и посмертные графические изображения И.С. Тургнева, на которых в большей мере чем в других выразительных средствах запечатлены события его жизни от детских лет и до смертного одра. Среди авторов этих рисунков, гравюр и литографий неизвестные рисователи, профессиональные художники, друзья и почитатели таланта Тургенева (в т.ч. Борель – авт. литограф. Тургенева 1860 гг.) В этом жанре, пожалуй, наиболее известны изображения Тургенева, выполненные П. Виардо и его автопортреты.
Если говорить о скульптурных изображениях писателя, выполненных с натуры, то их известно всего три. Это бюсты Тургенева, созданные скульпторами А.Н. Беляевым (1851), М.М. Антокольским (1880), барельеф авторства С.Н. Лаврентьвой (1881). История «монументальной Тургенианы» началась, как известно, с установки надгробного бюста (авт. Ж. Полонская) на Волковском кладбище Санкт-Петербурга в 1884 г.
Лишь в 1903 г. появился первый в России памятник – бюст (по оригиналу М. Антокольского) на родине писателя в Орле на территории общественного сада «Дворянское гнездо», а в 1918 г. он был утерян.[1] В настоящее время согласно доступным источникам информации можно говорить о шести монументальных скульптурах Тургенева и 8 бюстах, являющихся основой архитектурных ансамблей в различных местах нашей страны и зарубежья. В 70-х годах XX-го в. в «тургеневских местах» центральной России появляются профессионально выполненные бюсты (в основном копии скульптур работы М. Антокольского, Ж. Полонской) писателя: в с. Тургенево Чернского р-на Тульской обл., на станции Бастыево Мценского р-на Орловской обл., и ряд других. Наиболее «видные» бюсты Тургенева, сохранившиеся до наших дней, были возведены в городах Орле (1971), Москве (2003), Баден-Бадене (Германия, 2000), в Екатеринбурге (2008).
Первые в послереволюционной России памятники (парные) знаменитому писателю «Тургенев на охоте» были установлены на его родине в г. Орле и в г. Мценске Орловской обл. в 1958-59 гг. В 1968 г. в Орле был возведен второй памятник Тургеневу. Его открытие было приурочено к 150-летнему юбилею И.С. Тургенева. Бронзовая фигура сидящего писателя установлена на постаменте из черного, полированного гранита. Самый высокий из существующих памятников Тургеневу возведен в г. Мценске в 1999 г.: его высота (вместе с пьедесталом) составляет 7,1 метра. В Санкт-Петербурге памятник И.С. Тургеневу был открыт 14 августа 2001 г. в сквере на Манежной площади. Бронзовая статуя представляет сидящую фигуру писателя, опирающегося правой рукой на трость, на плечи накинуто пальто, лицо изображено в фас. И.С. Тургенев вместе с Л.Н. Толстым изображены на памятнике, который был возведен в г. Черни Тульской обл. в 1987 г.
Заметным событием юбилейного года стала установка в июле 2018 г. памятника Тургеневу в с. Тургенево Чернского р-на Тульской обл. Монумент отлит из бронзы, его высота вместе с гранитным постаментом составляет 2,6 метра. Автор композиции скульптор Виталий Казанский.
И, наконец, кульминацией «монументальной тургенианы» последнего времени стало возведение памятника Тургеневу в Москве. 8 ноября 2018 г., к 200-летию со дня рождения Ивана Тургенева, на улице Остоженка 37/7, стр.1, открыт после реконструкции крупный историко-архитектурный музейный комплекс, в составе дома-музея, усадебного пространства «Тургеневского сквера» и первого в Москве полноформатного памятника классику русской литературы.[2] Скульптор памятника – народный художник России Сергей Казанцев.
Обобщая имеющиеся по этой теме источники, можно отметить, что импозантная фигура Тургенева запечатлена в скульптурах его современников А.Н. Беляева, М.М. Антокольского, Ж.А. Полонской, С.А. Лаврентьевой; на рисунках Д.В. Григоровича, А.А. Бакунина, К.А. Горбунова, И.Н. Крамского, Адольфа Менцеля, Полины Виардо, Людвига Пича, К. Шамро; в карикатурах Н.А. Степанова, А.И. Лебедева, В.И. Порфирьева, А.М. Волкова; на гравюре Ю.С. Барановского; на портретах Э. Лами, А.П. Никитина, В.Г. Перова, И.Е. Репина, Я.П. Полонского, В.В. Верещагина, В.В. Матэ, Э.К. Липгарта, А.А. Харламова, В.А. Боброва. Большинство из этих изображений представлены на открытках информационно-сувенирных комплектов «Тургенев. Портреты» и «Памятники Тургеневу», предлагаемых вниманию наших читателей.
*В доме, расположенном по адресу Остоженка, 37, с 1840 по 1850 гг. жила мать писателя И.С. Тургенева, Варвара Петровна. Чудом сохранившийся ампирный особняк – настоящая жемчужина литературной Москвы. В 1960-х гг. дом был признан объектом культурного наследия. Ведущую роль сыграл тот факт, что здесь жил Иван Сергеевич Тургенев, и что именно эта усадьба и ее обитатели стали прототипами рассказа «Му-му». В короткие сроки проведена научная реставрация особняка, реконструкция прилегающей территории, создана экспозиция нового музея. Открытие музейного комплекса вошло в программу юбилейных мероприятий, главным из которых – открытие памятника Ивану Тургеневу.
[1] От ред.: по другим сведениям памятник был расстрелян немцами в период оккупации г. Орла в 1942-43 гг.
[2] Скульптура изображает 30-летнего писателя, приехавшего в дом на Остоженке в перерывах между учебой в Санкт-Петербурге, Европе. Изначально в скульптурном комплексе планировалась одна фигура собачки, но в ходе работ было решено изобразить два варианта. Грустная Муму встречает гостей на входе дома-музея писателя, а приветливая – разместилась в экспозиции внутри дома. Над скульптурой Сергей Казанцев работал не один, рука об руку с ним трудились его ближайшие помощники – дочери, художницы Мария и Елена. Меценат проекта – предприниматель С. Шмаков. Фигура отлита в бронзе, а ее постамент – это каменная глыба из полудрагоценного малинового кварцита из Карелии.[2]