Милая Казанская церковь

Алехина Е.[1]

Церковный приход в мценском селе Волково сформировался, вероятно, в середине XVIII в., когда был построен деревянный храм во имя Святой Живоначальной Троицы. В связи с этим село получило название Волково, Троицкое тож.

В 1818 г. тщанием приходского помещика бригадира Александра Матвеевича Шеншина, владельца усадьбы Дальнее Волково, в селе был выстроен новый каменный храм в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы и «приведен в совершенство» супругою устроителя Екатериною Васильевной Шеншиной (рож. Акинфовой).[2] Храм имел два придела, которые были освящены во имя небесных покровителей владельцев усадьбы Дальнее Волково: холодный – в честь святого благоверного князя Александра Невского, теплый – во имя великомученицы Екатерины. При храме были построены каменная колокольня и небольшая часовня, где в 1827 г. и был похоронен устроитель храма. Приход состоял из деревень Гаврилицы, Пятилина, Руднева, Сатыевка. Помещики второй части села, которое называлось Волково, Скуриково тож, родственники Шеншиных и их крепостные и дворовые были прихожанами мценского храма святого Георгия. Известно, что Николай Иванович Шеншин был одним из основных вкладчиков при строительстве этого храма в 1820-е г.

В пер. пол. XIX в. владельцем усадьбы в с. Дальнее Волково был сын устроителей храма В.А. Шеншин. Владимир Александрович (1814-1873) с 1850 по 1868 гг. – уездный предводитель дворянства, был человеком образованным, эрудированным, живо интересовался литературой, дружил с М.Ю. Лермонтовым. В 1831 г. поэт посвятил ему стихотворение «К другу В.Ш.».[3] В доме В.А. Шеншина не раз встречались А. Фет и И. Тургенев, говорили о литературе, играли в шахматы. А. Фет напишет об этом в своих воспоминаниях: «…Не знаю, кто из нас чаще бывал у бывшего предводителя, сколько лиц пировало в этой большой зале за хлебосольным столом хозяина, любившего и умевшего угостить. Предводитель, подобно Тургеневу, был любитель шахматной игры, и поэтому мы не раз с Тургеневым встречались в этом доме…».

Сын Владимира Александровича и Анны Семеновны (рож. Шеншиной; 1814-1873) Николай Владимирович Шеншин (04.06.1843 – 28.6.1883) во время службы капитаном в Генеральном штабе (1873) опубликовал исследование «Военное искусство Наполеона I, в параллель с современным его состоянием».[4]

Внук В.А. Шеншина – Владимир Николаевич Шеншин (6.10.1881 – 13.03.1918) – выпускник Санкт-Петербургского университета, был председателем Мценской уездной управы, предводителем мценского дворянства, действительным членом Орловского Историко-Археологического общества, Тульским вице-губернатором. Как глубоко верующий человек Владимир Николаевич активно участвовал в православной жизни Мценского края, проявлял большую заботу о своем приходском храме, который неоднократно посещали владыки Орловско-Севской епархии.

6 июня 1893 г. причт и прихожане встречали в храме епископа Орловского и Севского Мисаила (Крылова).[5] Приходских душ мужского пола в ту пору было свыше 500, причт состоял из священника и псаломщика. В отчете о поездки Владыки были представлены следующие сведения: «Церковь, построенная в 1818 г. вместо деревянной домовой <…> Колокольня и ограда церковная каменные, содержатся опрятно <…> Земли при церкви узаконенная пропорция. Дома для причта приобретены помещиком; от помещика же положен годовой оклад на содержание причта в 300 руб.; содержание священно-церковно-служителей достаточное. Документы церковные хранятся в целости, ведутся в исправности. Церковных денег не много – наличными 2 р. 45 к. и выигрышный билет на 100 руб. Члены причта в порядке».[6] Осенью того же года священник Иоанн Бунин «За ревностное исполнение пастырских обязанностей» был награжден набедренником».[7]

После смерти о. Иоанна в 1896 г., в храме служили священники: о. Николай Преображенский, который определением Святейшего Синода от 28 марта – 8 апреля 1899 года ко дню рождения Его Императорского Величества был награжден камилавкою[8], а в 1901 г. по прошению перемещен к мценской тюремной церкви[9]; о. Симеон Крутиков (1902)[10]; о. Сергий Турбин (рукоположен в сан священника к церкви села Волкова 28 августа 1902, в том же году был утвержден в должности законоучителя в Сатыевском земском училище[11], за службу по духовному ведомству был награжден архипастырским благословением (1899), правом ношения набедренника (1907) и скуфьи (1910) за «примерно-усердную деятельность и ревностное исполнение церковно-школьных обязанностей»); о. Порфирий Андреевич Преображенский (родился в 1875 г. в с. Шарове Севского у., после окончания Орловской духовной семинарии служил псаломщиком в с. Богословское-Ловчиково Орловского у., с 1899 г. – диаконом Успенской церкви г. Кромы, 14 дек. 1903 г. рукоположен во священника к церкви с. Волково). [12],[13]

25 мая 1901 г. в волковском Казанском храме побывал Преосвященный Никанор (Каменский), епископ Орловский и Севский. Владыка Никанор прибыл во Мценск на погребение архимандрита Мценского Петропавловского монастыря о. Иоасафа (Иоанна Николаевича Ульянова). При чрезвычайном стечении богомольцев был отслужен и торжественный молебен в день рождения Ее Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны. Преосвященный Никанор посетил городские Никитскую и Воскресенскую церкви, после чего проследовал в село Волково.[14]

12 мая 1907 г. на священническое место к церкви с. Волкова был определен о. Иоанн Григорьевич Тихомиров.[15] Отцу Иоанну в ту пору было 34 года. После окончания 4-го класса Орловской духовной семинарии в 1895 г., он служил псаломщиком в с. Преображенское-Куракино Малоархангельского уезда, а затем, с 1898 г., в с. Супонево Брянского уезда, с 1999 г. – диаконом церкви с. Рождественского на Тиму Ливенского уезда. В 1907 г. был рукоположен священником в село Волково. За церковно-школьную деятельность в 1903 и 1905 гг. удостаивался благодарности епархиального начальства.

12 сентября 1907 г. о. Иоанн был утвержден в должности законоучителя начальных классов Сатыевского училища.[16] И уже через год в отчете «о наблюдении за законоучительством и духовно-нравственным воспитанием в Земских и Министерских училищах 1907-8 гг.» было отмечено, что в Сатыевском училище «Закон Божий преподает священник Иоанн Тихомиров, а попечителем состоит г. Шеншин. В религиозно-нравственном воспитании школьников попечитель Шеншин является первым помощником священника. По его инициативе в шк., за отдаленностью ее от храма, под праздники служатся всенощные бдения, и он сам с детьми поет и читает. О. Тихомиров, не смотря на 6 верстное расстояние, неопустительно посещает ее. Программа пройдена и усвоена детьми сознательно. Экзаменовалось 10 чел. и все ответили очень хорошо». 17 января 1910 г. о. Иоанн был утвержден законоучителем Думчинского нач. училища.[17]

Приходской помещик и попечитель Владимир Николаевич Шеншин оказывал большую материальную поддержку своим приходским училищам и даже выстроил в Сатыевке новое здание для училища в 1901 г.[18] В 1907 г. он был избран церковным старостой на трехлетие и впоследствии неоднократно утверждался в этой почетной должности. В том же году 27 мая В.Н. Шеншин встречал в своем имении дорогих гостей. В Казанской церкви села Волково совершил Божественную литургию епископ Орловский и Севский Преосвященный Серафим (Чичагов, 23 февраля 1997 г. канонизирован как священномученик). В этот день на часах был посвящен в стихарь псаломщик с. Токаревки Брянского уезда Сергий Остапенко. По окончании литургии, Владыка посетил дом Шеншиных, где его ожидала трапеза.[19]

Владимир Николаевич был большим любителем церковного пения и организовал из крестьян хор. 9 июля 1911 г. при посещении церкви Владыкой Григорием (Вахниным), хор под управлением церковного старосты «пел с особым воодушевлением». В этом же году священник храма о. Иоанн Тихомиров за свое пастырское служение был награжден набедренником, в 1913 г. – скуфьею. Прихожан обоего пола при церкви было 1174 чел.

8 сентября (по стар. стилю) 1913 г. в праздник Рождества Пресвятой Богородицы о. Иоанн и В.Н. Шеншин в Казанском храме с. Волкова вновь принимали дорогих гостей. Поводом послужило прошение Шеншина освятить новую больницу для «хроников» и мраморные памятники-бюсты Александру 1, Кутузову и Барклаю-де-Толли, устроенные Мценским земством в память 100-летнего юбилея разгрома войск Наполеона. Владимир Николаевич, как истинный христианин и прекрасный любитель церковного пения, желая придать этому торжеству более благолепный вид, пригласил к торжественному архиерейскому служению архиерейский хор и двух протодиаконов: одного из Московского Успенского собора знаменитого Константина Розова, другого, не менее известного, из Харькова Вербицкого. По окончании литургии, при красном колокольном звоне, из храма направился крестный ход к зданию больницы. В память избавления России от нашествия галлов, началось торжественное служение молебна по чину, положенному в день Рождества Христова. Преосвященный Григорий (Вахнин), епископ Орловский и Севский, совершил окропление всего здания и памятных бюстов.

На торжественном мероприятии присутствовали: начальник губернии С.С. Андреевский, губернский предводитель дворянства М.К. Полозов, множество мценских дворян и горожан. По окончании богослужения в доме Шеншина, где в наши дни располагается Краснооктябрьская школа, был устроен праздничный обед.[20]

Спустя два года, в суровые дни Первой Мировой войны, В.Н. Шеншин подал заявление в Мценскую уездную управу с просьбой устроить на его средства при церкви села Волкова какое-либо благотворительное учреждение, находящееся в ведении Мценского земства: «…настоящая тяжелая война, не имеющая себе подобных в прежние времена по обширности захваченного ею района, как и по тем ужасам, которые она с собой несет и громадности потерь, поразила всех нас и многих обрекла на траур. Этот беспримерно ужасный год не пощадил и нашей семьи, а для меня был особенно тяжелым, ибо я потерял убитым в бою единственного моего брата Бориса Николаевича Шеншина, менее чем через год после смерти моей жены…». Шеншин просил открыть это учреждение в память и имени вышеуказанных лиц, рядом с храмом, или с Волковским приютом, или в другом месте по его выбору, для чего жертвовал еще до 6 десятин земли. И дополнительно дал 20 тысяч руб. для обеспечения церковного хора…[21]

Брат Владимира Николаевича – Борис Николаевич Шеншин (03.02.1879 – 14.03.1915), был член Совета Русского Собрания (РС), членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов от РС. В 1898 г. окончил Пажеский Корпус. Служил в лейб-гвардии в Конной Артиллерии. Участник Русско-японской войны, после которой вышел в отставку в 1907 г. Во время Первой мировой войны из запаса поступил в Павлоградский гусарский полк. Чтобы пополнить большую убыль в офицерах, совместно с несколькими офицерами был послан в соседний пехотный полк. 14-го марта 1915 г. на рассвете, при наступлении цепи был убит пулей.[22] Тело его было перевезено в Волково и захоронено у приходской церкви рядом с матерью Александрой Борисовной (рож. Бер; 1846-1882) и женой Владимира Николаевича – Натальей Святославовной (рож. Володимирова; ум. 01.03.1914)[23]. В память о погибших на фронтах Б.Н. Шеншине и А.А. Стаховиче в Орле 17 сентября 1917 г. на заседании чрезвычайного губернского земского собрания была отслужена панихида.[24]

Дальнейшая судьба самого Владимира Николаевича Шеншина сложилась довольно трагично. После революции он примкнул к Белому движению. Умер во время Первого Кубанского (Ледового) похода 13 марта 1918 г. Его смерть описана в воспоминаниях русского журналиста, писателя Б.А. Суворина.

Сестра Владимира Николаевича – Ольга (1876-1967, Бельгия) была замужем за М.Н. Головиным, камергером, статс-секретарем Государственного Совета. В 1920 г. семья эмигрировала. В эмиграции Ольга Николаевна написала свои удивительные воспоминания о родных и близких ей людях, Мценске, Волково…: «Мы познакомились с Волковым, когда мне не было ещё трёх лет…». С необыкновенной теплотой она вспоминает волковский дом, старинный липовый сад, милую Казанскую церковь за белой церковной оградой, где у алтарных окон, среди роз и других цветов, были похоронены родители, вся семья отца, дорогая бабушка…».

Последний раз в Волково О.Н. Головина побывала осенью 1918 г. Близкий друг и духовник семьи отец Иоанн Тихомиров отслужил первую панихиду по младшему брату Владимиру: «Мы служили ее тайком в сумерках и оба плакали. Панихида кончилась; не хотелось мне уходить, отрываться от двух милых могил, точно чувствовалось, что покидаю их надолго, навсегда». Несмотря на то, что в господском доме по воле Владимира Николаевича с первых дней войны был устроен госпиталь, Ольгу Николаевну предупредили: «Лучше на усадьбу не заходите».[25]

После революции в усадебном доме разместилась школа, которая скоро отметит свою вековую историю. Казанская церковь в с. Волково действовала до начала 1930-х гг. В описи церкви за 1922 год указано, что в церкви иконостасов деревянных, украшенных иконами – 3, престолов – 3, жертвенников – 3, икон больших – 50; колокольня каменная 3-х ярусная, колоколов – 4, общим весом 35 п. 27 ф., ограда каменная крыта железом.[26]

В 1928 г. церковь была застрахована на сумму 6500 руб. В 1929 г. Президиум Орловского Окрисполкома рассматривал вопрос о закрытии храма, что было исполнено в 1930-е г.

По воспоминаниям старожилов, осенью 1941 г. здание церкви было разрушено налетом гитлеровской авиации. На старом погосте, который располагался рядом с храмом, еще в 1960-70-е гг. находились мраморные надгробные камни с одинаковой фамилией: Шеншин, Шеншина. Здесь же был похоронен и батюшка Иоанн Григорьевич Тихомиров.

[1] Елена Васильевна Алехина, главный библиограф межпоселенческой библиотеки им. И.С. Тургенева. Мценского р-на.

[2] ГАОО. Ф. 453. Оп. 1. Д. 58. Л.143.

[3] Шеншин Владимир Александрович // Лермонтовская энциклопедия / гл. ред. В.А. Мануйлов. Москва, 1981. С.623.

[4] Военное искусство Наполеона I, в параллель с современным его состоянием: изследование Генеральнаго штаба капитана Шеншина / [соч.] капитана Шеншина. Санкт-Петербург: тип. В. Демакова, 1875.

[5] Орловские епархиальные ведомости. 1893. №20-21.С.674.

[6] Орловские епархиальные ведомости. 1895. №25. С.708-709.

[7] Орловские епархиальные ведомости. 1893. №49.-С.1670.

[8] Орловские епархиальные ведомости. 1899. №20. С.748. 

[9] Орловские епархиальные ведомости. 1901. №33. С.34.

[10] Орловские епархиальные ведомости. 1902. №34. С.1408.

[11] Орловские епархиальные ведомости. 1902. №49. С.1938..

[12] Орловские епархиальные ведомости. 1903. №48. С.664.

[13] ГАОО. Ф. 453. Оп. 1. Д. 102. Л.7.

[14] Орловские епархиальные ведомости. 1901. №23. С.895.

[15] Орловские епархиальные ведомости. 1907. №20. С.214. 

[16] Орловские епархиальные ведомости. 1907. №38. С.490. 

[17] Орловские епархиальные ведомости. 1910. №4. С.33.

[18] ГАОО. Ф. 453. Оп.1. Д. 103. Л.14.

[19] Орловские епархиальные ведомости. 1907. №22. С.471.

[20] Орловские епархиальные ведомости. – 1913. №38. С.1079-1081.

[21] Доклады Орл. губернской управы. 1916 г. Орел: Тип. Зайцева В.С., 1917.

[22] Шеншин Борис Николаевич. www.hrono.ru/biograf/bio_sh/shenshin_bn.html.

[23] Река времени (Кн. истории и культуры). Кн. 4. – М.: Эллис Лак, 1996. С. 408.

[24] Ашихмина Е. Барин и крестьянин // Орл. военный вест. 2013. №8. С. 10.

[25] Шепелев А.Д. Воспоминания Ольги Николаевны Головиной // Спасский вестник: Выпуск 25. – Тула: Аквариус, 2017. С.198-211.

[26] ГАОО. Р-1044. Оп.1. Д.256. Л. 122.

Яндекс.Метрика