Память о посещении Орловской области Императрицей Елизаветой Петровной

К 325-летию посещения Орловской провинции

и Мценского женского Вознесенского монастыря Императрицей Елизаветой Петровной

Неделин В.

Императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Фёдоровичем посетили Орловскую провинцию в 1744 г. во время поездки на богомолье в Киев. По всему пути следования императорского кортежа чинились и заново строились мосты, исправлялись гати, вкапывались верстовые столбы, а на «поставах» ставились ледники и амбары.[1] Для остановок и отдыха императрицы и свиты возводились однотипные путевые дворцы. На территории Орловской провинции их построили два – у с. Ивановского под Орлом и в Кромах. Сохранившиеся описания и чертежи путевого дворца позволяют детально представить его облик: деревянное одноэтажное здание с шестью окнами по фасаду, крытое тёсом и лишённое каких-либо «архитектурных излишеств», что, по-видимому, было обусловлено его сугубой утилитарностью – императрица и её свита должны были остановиться в нём всего лишь один раз. Внутри «дворца» находились сени с «нужным чуланчиком» (уборной), три светлицы и столовая, отапливавшиеся четырьмя «кафлеными виницейскими» печами. Рядом имелся обширный прямоугольный участок для размещения императорского поезда, огороженный деревянным забором, к задней стороне которого примыкали «омшаниик (возм., для охраны – В.Н.), хлебенная изба с поварней и ледник» [1]. Многочисленная свита и придворные должны были, по-видимому, ютиться на квартирах у обывателей. Несмотря на скромность, комплекс действительно выглядел как дворец, особенно на фоне сельской и даже городской провинциальной застройки того времени – почти сплошь деревянной и крытой соломой (в Кромах, например, соломой были покрыты даже казённые постройки и воеводский двор).

На пути следования императрица Елизавета Петровна посещала женские монастыри, присутствовала на божественных литургиях и весьма благосклонно выслушивала просьбы монашествующих. Так, Введенскому девичьему монастырю в Орле она пожаловала 500 руб. на починку деревянной ограды вместо старой, вконец развалившейся [2], игуменье Мценского Вознесенского монастыря Анне Усовой – «собственноручно» 30 золотых червонцев на постройку колокольни при соборе и 7 руб. серебра на милостыню монастырской братии, а наследник дал от себя игуменье ещё 10 червонцев [3]. Новая колокольня вскоре была сооружена, а крест на храме, по-видимому, в знак проявленной монаршей милости, увенчала императорская корона [4].

Архангельско-Вознесенский собор в Мценске дошёл до наших дней, утратив, к сожалению, завершения, в том числе и верхний ярус колокольни, построенной на императорские средства. Деревянные же путевые дворцы, постепенно ветшая, простояли почти до кон. XVIII в., пока не были разобраны по причине ненужности и «крайнее ветхости». Прим. авт.: Только во Мценском уезде “казенным коштом” построили 16 мостов и поставили 44 верстовых столба, а на северо-восточной окраине города, близ Ямской слободы у Тульского тракта, срубили амбар и продуктовый ледник для членов императорской фамилии и их свиты [5].

Список источников:

  1. РГАДА – Ф.286 (Герольдмейстерская контора). Д.445. Лл.237-237об.
  2. Ист. очерки Орл. Введенского девичьего монастыря. Орёл, 1896 г.
  3. Пясецкий Г.М. Краткие сведения о Мценском Вознесенском девичьем монастыре. Пер. пол. XVIII в. // Орловские епархиальные ведомости. 1871. № 2. С.117-119.
  4. Архив С-Петербургского отд. ин-та археол. Ф.Р-III. Д.4440. Л.4.
  5. По мат. сайта: www.okaryna.ru

[1] Прим. Ред.: Церковь имеет давнюю историю. В XVII в. на ее месте был девичий монастырь, который сгорел 6 мая 1695 г. Несчастье побудило построить здесь каменную соборную церковь. Но в 1757 г. здание вновь сгорело и было восстановлено усилиями купцов и военных в 1764 г. Храм дей­ствовал до 1938 г. А потом здесь организовали клуб. В годы войны фашисты превратили здание в огневую точку, и оно значительно пострадало в ходе боев.

После изгнания немцев, над Вознесенской церковью нависла угроза уничтожения, поскольку в 1945 г. через Мценск строили шоссейную дорогу Москва-Симферополь, а храм встал на пути. Пони­мая, что отстоять культовое здание, каким бы замечательным памятником ис­тории и архитектуры оно ни являлось, невозможно, М. Каплинский по­шел на подлог, выдав церковь за… светскую постройку XVII в., благо, воен­ные, ведущие строительство дороги, в этом не разбирались, а внешний вид церкви, утратившей главу и верх колокольни, не вызывал сомнений. Рискуя жизнью (а строительство курировало НКВД…), он убедил «дорожников» сделать крюк и оставить храм нетронутым! Обо всем этом никто бы и не узнал, если бы не свидетельство одного из потомков А.С. Пушкина – Григория Григорьевича Пушкина, который, тоже рискуя жизнью, участвовал в спасении храма: «Я служил в отдельном батальоне связи в НКВД. Летом 1945 г. наше подразделение прокладывало правительственную связь параллельно строившейся автодороге Москва Симферополь… Здесь я познакомился с М.В. Каплинским, который разыскал меня и просил помочь сохранить ценную по архитектуре церковь. Мы вместе пошли к командиру батальона, и Каплинский стал его убеждать, что намеченное к разрушению здание «дом боярина Пушки», бывшего когда-то во Мценске воеводою…».

Комбат знал, что Пушкин – «наше все». А значит, и предки великого русского поэта, и их имущество – неприкасаемы. Г.Г. Пушкин подтвердил «родство» с боярином Пушкой фамильным авторитетом, и памятник был спасен! Позже Каплинский добился для реставрации «дома предка великого поэта» выделения денег и стройматериалов. В 1949 г. под его рук. провели ремонт, здание накрыли крышей сложной формы, из-за чего оно стало действительно походить на жилую постройку XVII в. и под названием «Дом боярина» даже попало в краеведческую литературу. В 1992 г., уже после смерти Каплинского, «дом боярина Пушки» передали общине ве­рующих, и в 1995 г. Вознесенская церковь была вновь открыта[1].

Яндекс.Метрика