Порше и Мценский край (Porsche in Mzensk)

Стромский Я.

В период Великой Отечественной войны, с октября 1941 по январь 1942 гг. (до освобождения от немецкой оккупации), на родине И.С. Тургенева в деревнях 1-е, 2-е Меркулово и Прудище (относящихся в настоящее время к Спасско-Лутовиновскому сельскому поселению Мценского р-на Орловской обл.) был создан и успешно действовал партизанский отряд «Смерть фашизму». В Мценском краеведческом музее сохранились воспоминания некоторых участников этого отряда. Изучение этих воспоминаний, рассказывающих о деятельности партизанского отряда и жизни на оккупированной территории, порой, приводит к интересным открытиям.

Бывший житель деревни 2-е Меркулово Павел Васильевич Давыдов (вступил в отряд в 15-летн. возрасте) написал свои воспоминания в 60-х гг. ХХ в. В них он указывает, что «В период боёв (22-24 октября 1941 г.) в нашей деревне стояла танковая часть (11- я танковая бригада Красной Армии – прим. авт.), которая вступила в бой с немцами (3, 4 танковыми дивизиями Вермахта). Но силы были не равны и оставив подбитые танки в нашей деревне, (а их было ост. ок. 7 шт.) часть отступила. Один из погибших танкистов захоронен в колхозном саду».

В воспоминаниях другого партизана (имя пока не установлено, ибо в музее отсутств. неск. последних листов в рукописи его воспоминаний) указано: «Выяснилось, что в окрестностях Первого и Второго Меркулово было оставлено шесть «тридцатьчетверок» (танк Т-34) и «КВ» (тяжелый танк «Клим Ворошилов»). Постепенно все они были выведены из строя. Оружие жители разносили по домам».

Далее этот неизвестный партизан, говоря о периоде оккупации, показывает: «В Меркулово немцы обычно долго не задерживались. Первое «близкое» знакомство с ними произошло в начале ноября. В деревню прибыли специалисты по технике с целью изучения русских танков. Видимо, немало неприятностей доставили генералу Гудериану советские “тридцатьчетвёрки»…».

Ещё один юный партизан (ему было 16 лет), житель деревни Прудище Николай Гаврилович Трофимов записал свои воспоминания в 1985 г. Об этих же событиях он сообщил следующее: «Как только схлынули гитлеровские части, Павлик (П.В. Давыдов) первым вылез из подвала. Недалеко от его дома, у колхозного сада, стоял советский танк. Чуть поодаль – ещё два танка. Эти оказались подбитые. По совету Василия Михайловича Мозгунова (пулеметчик партизанского отряда) они вместе «обезоружили» два танка, сняв с них пулемёты. Прихватив диски с патронами, они надёжно всё это упрятали в сараях. С третьего танка пулемёт вытащил Николай Чижиков и заткнул его в дупло старого дуба».

В Меркулово Первом и Втором, Прудище оккупанты, как правило, надолго не задерживались. То приехала специальная комиссия по изучению советских танков «Т-34», то мародёры постреляют кур, гусей или овец, соберут «яйки, млеко, мёд» – и уедут».

Я заинтересовался: «Что за немецкие специалисты по технике, что за комиссия по изучению советских танков «Т-34» приезжала в начале ноября 1941 г. в деревни 1 и 2 Меркулово Мценского р-на?». По логике вещей комиссия должна быть как-то связана с командующим 2 немецкой танковой армии Г. Гудерианом, чьи танковые дивизии проходили через деревни в ходе осеннего наступления 1941 г. на Москву. Сеть Интернет подтвердила мои догадки. Действительно, по инициативе генерал-полковника Гудериана в ноябре 1941 г. специальная комиссия из представителей немецкой промышленности посетила 2-ю германскую танковую армию. Вот что рассказывает в своей книге «Первые «Пантеры»» М.В. Коломиец, упоминая Гудериана: «Последний год немало неприятностей доставили генералу Гудериану советские “тридцатьчетвёрки»…».

Для прилета комиссии в Россию свой персональный самолёт и пилота выделил Адольф Гитлер. Немецкий летчик Ганс Бауэр, с которым в годы войны летал фюрер, в своей книге «Личный пилот Гитлера. Воспоминания обергруппенфюрера СС. 1939-1945» пишет об этом следующее: «Вдоль русского фронта с профессором Порше.

Профессора Порше, который получил широкую известность своим проектом, связанным с «Фольксвагеном», часто вызывали в ставку Гитлера, чтобы проконсультироваться по некоторым специальным проблемам, имевшим отношение к танкам. Во время одного из таких визитов Порше выразил желание пролететь вдоль линии фронта с русскими и побеседовать с водителями танков, чтобы выявить слабые стороны и уязвимые места машин. Гитлер предоставил в распоряжение Порше свой личный самолет, и я полетел вместе с ним. В течение недели мы пролетели от Ленинграда до Южной Украины. Нас сопровождали многочисленные сотрудники Порше и офицеры танковых подразделений. От аэродромов Порше отправлялся на автомобиле в танковые подразделения, принимавшие участие в боях. С виду это был маленький и тщедушный человечек, но он производил громадное впечатление везде, где бы ни появлялся. Во время проходивших обсуждений он собрал множество полезной информации, вдохновившей его на создание новых типов танков. Спустя несколько недель он пригласил меня в свой офис в Берлине, где вручил мне в память о нашем совместном полете подарок: картину Клауса Бергена, на которой был изображен наш «Кондор», летящий над Смоленском и Днепром».

Далее в книге Коломийца пишется: «Комиссия прибыла под Москву в штаб 2-й танковой армии 18 ноября 1941 г. Её встретили офицеры штаба армии во главе с командующим генерал-полковником Г. Гудерианом, который во время первого заседания сказал: «Во время польской и французской кампаний, а также во время первых боёв в России, наши танки имели превосходство над машинами противника. Но уже за Березиной мы столкнулись с тяжёлыми танками русских, превосходящими наши и имевшими толстую броню и мощное вооружение.

При нашем дальнейшем движении на восток количество новых тяжёлых танков русских становилось всё больше, в то время как количество наших боеспособных танков уменьшалось. Это было связано как с возросшими боевыми потерями, так и с малым количеством и медленной поставкой необходимых для ремонта запасных частей. В настоящий момент русские имеют столько же танков, сколько и мы. Но для восстановления утраченного превосходства нам необходим новый более совершенный танк.

Во время кампании в России мы столкнулись с рядом серьёзных непредвиденных трудностей – обилие пыли летом приводило к быстрому выходу из строя двигателей, а осенняя распутица сделала дороги совершенно непроходимыми, даже для танков. Для движения по ним требуются танки с меньшим удельным давлением на грунт. Добавила проблем и наступившая зима – отмечаются случаи замерзания гусениц, а глубокий снежный покров затрудняет движение.

На сегодняшний момент в строю осталось 50% автомашин, 75% полугусеничных тягачей и 20% танков (из числа имевшихся к началу кампании). Ещё 20% танков ремонтируются, 30% пришлось списать как безвозвратные потери, а 30% не могут быть восстановлены из-за отсутствия запасных частей.

К началу кампании мы (речь идёт о 2-й танковой группе. – прим. авт.) имели 1000 танков, и ещё 150 было получено на пополнение в ходе боёв. Тем не менее, на сегодняшний день из этого количества боеспособно только 150 машин.

Советские 44 и 52-тонные танки (речь идёт о Т-34 и КВ. – прим. авт.) вооружены 76,2-мм пушкой и тремя пулемётами… Толщина брони корпуса достигает 80 мм (иногда она усилена до 100 мм), башни – 100 мм. Броневые листы установлены под большими углами наклона, что часто приводит к рикошету даже 88-мм снарядов. Русские танки быстрее и подвижнее наших Pz.III и Pz.IV.

К недостаткам танков противника следует отнести отсутствие командирской башенки, из-за чего они имеют плохой обзор, а также то, что на большинстве машин нет радиостанций. Из-за этого советским командирам сложно управлять подразделениями, насчитывавшими более 10 танков.

Для разработки нового типа танка необходимо:

1.Вооружить имеющиеся на вооружении типы танков более мощными орудиями, которые смогли бы пробивать броню русских танков на тех же дистанциях, на которых русские пушки пробивают нашу броню. Это может быть временное решение, так как ни в коем случае нельзя снижать выпуск танков, а на создание новой боевой машины требуется время.

2.Новый танк должен получить толстую броню, новую, более совершенную подвеску с широкими гусеницами, мощные вооружение и двигатель… Также должны быть значительно улучшены ходовые характеристики танка».

В ходе поездки на фронт комиссия полковника Фихтнера посетила поле боя, где осмотрела подбитые советские и немецкие танки, а также встретилась с техниками и ремонтниками 24-го танкового корпуса. 21 ноября 1941 г. на заключительной встрече прошло обсуждение требований для проектирования нового танка, основными из которых были признаны усиление вооружения и бронирования, а также повышение проходимости и подвижности.

Комиссия изучала подбитые танки не только в деревнях 1-е и 2-е Меркулово, но и в г. Мценске. В сети Интернет имеется и видео об этих событиях.

Члены комиссии осматривают танк «КВ», находящийся в г. Мценске, в р-не нынешней ул. Мира. На горизонте (за р. Зушей) видны остатки строений Николаевского собора (ныне разрушенного), левее него – шпиль Георгиевской церкви (ныне не сохранился).

В Живом Журнале Интернета также идет обсуждение приезда комиссии Фихтнера – Порше. В нем принимают участие и немецкие участники. В марте 2012 г. один из них опубликовал следующее ироническое стихотворение:

Porsche habe ich nur 1x!
Mzensk: Porsche ist fasziniert von T34!
Porsche will kopieren!
(Speer will auch kopieren!) sagt er zu Fritz Schneider in Kloster Melk!
Hitler hat verboten!!!

Nur deutscher Panzer, deutsche Konstruktion!!

Filmende Mzensk- Kein Kommentar über Kommision…
Porsche baut Leopard — Flop!
Porsche baut Ferdinand — Flop!
Porsche baut Maus Flop! Flop! Flop!
Desaster! 150 Tonnen Scheisse!
Porsche verliert psychische Kontrolle …
Macht nur Scheisse…
Porsche verliert Position Panzerkonstruktion…
Porsche ist alt — kaputt im Kopf!

В декабре 2016 г. учитель нем. яз. шк. №3 г. Мценска Нина Пантюхина (Хомутова) сделала для меня перевод этого стихотворения:

«У Гитлера есть личный пилот Ханс Бауэр. Порше должен лететь только с ним. Порше бесценен. Гитлер говорит, что Порше у него единственный в своем роде. Порше в восторге от Т-34 и хочет скопировать эту модель. Шпеер хочет тоже скопировать. Но Гитлер запретил, только немецкий танк, только немецкие конструкции.

Порше конструирует Леопард провал, Фердинанд – провал. Маус провал 150 тонн дерьма. Порше теряет контроль и производит только дерьмо. Порше сдает свои позиции в конструировании танков. Порше стар и с головой у него не порядок».

Надо сказать, что это не первый приезд выдающегося конструктора в нашу страну. В 1932 г., совершенно неожиданно для Порше, конструктор получает приглашение на ознакомительную поездку в СССР. «Поначалу приглашение показалось нам настолько фантастичным, что мы едва могли говорить об этом всерьез. Однако очень скоро нам стало понятно, что все происходящее следует принимать действительно очень серьезно. Мой отец принял приглашение и отправился в исчерпывающую, в информационном плане, поездку по советским индустриальным центрам, включая тракторный завод в Сталинграде. …Ему было позволено посетить любой интересующий его завод» – вспоминает Порше – сын. По прибытии в Москву Фердинанду Порше было предложено возглавить все проводившиеся в стране исследования и разработки в области двигателестроения для автомобильной промышленности. Сталин энергично готовился к предстоящей войне. По всему миру покупали самых высококлассных специалистов. Видимо, в то время лучшим автомобилестроителем Сталин считал Порше. «Бесспорно, предложение было ошеломляющее, тем более, что подразумевало все связанные с ним привилегии. …тем не менее, отец от него отказался, объяснив это наличием языкового барьера, который в сочетании с бесчисленными трудностями такой ответственной работы, в его 57 лет казался ему непреодолимым».

Вот к таким неожиданным открытиям из жизни выдающегося конструктора нашего времени Ф. Порше и факте его пребывания на мценской земле привело изучение воспоминаний юных меркуловских партизан.

Прим. ред.: др. инф. источн. подтвержд. что подвижки по модернизации немецких тяжелых танков начались ближе к кон. ноября 1941 г., после того как танковая комиссия слетала в район Мценска, где осмотрела Т-34 и КВ-1. Эта поездка существенно повлияла на всю немецкую танковую программу. Правда, поначалу изменения коснулись только средних танков: к декабрю 1941 г. начались работы по средним танкам 30-тонной весовой категории. Что же касается тяжёлых танков, то программу VK 45.01 тормозить уже не стали, поскольку это грозило бы существенными задержками в её реализации. Кроме того, поначалу на изменившиеся условия отреагировали только два участника – Porsche K.G. и Krupp. В первом случае речь шла о шасси, а во втором – о башне. При этом в недрах Krupp работали над проектом тяжёлого танка VK 70.01, который также подвергся ряду изменений в связи с изучением советских танков[1].

Танковая засада в лесах северо-западнее Мценска.

[1] По мат. сайтов: www.zen.yandex.ru/media/worldoftanks.ru, https://zen.yandex.ru/media/protanki/

Яндекс.Метрика