I Всероссийские краеведческие педагогические научно-практические чтения — 2010
«Национальные ценности России: поисково-исследовательская, эколого-географическая, туристско-краеведческая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи»
С 16 по 18 ноября 2010 года в г. Мценске прошли I Всероссийские краеведческие педагогические научно-практические чтения, посвящённые памяти Л.С. Потанина под девизом «Национальные ценности России: поиско-исследовательская, эколого-географическая, туристско-краеведческая деятельность в гражданско-патриотическом воспитании молодёжи».
Статья-отчёт Ж. Шалимовой (к.г.н., Москва) на сайте МО РГО «Земля Мценская, тебе есть кем гордиться!»
Видео-репортаж
Презентации сообщений участников Чтений
- Матрица наследия Мценского края. Моськин Р.В.
- Ландшафтная деятельность бобров. Мценск. Шк.4.
- Ментальная дифференциация г. Орла. Карлова Е.
- Особенности отношения к мигрантам в г. Орел
- Спортивно-досуговые объекты Орловской обл.
- Экол. объединение Школьное лесничество. Орел. Лиц18
- Сист. экол. воспитания на базе НП Орловское Полесье
СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА-2010
Раздел 1. Пленарное заседание | |
Фокин А.М. Приветствие участников конференции | 3 |
Глаголева И.Н. Роль и место краеведения в социокультурном пространстве мценского края |
4 |
Воронкова Л.В. Краеведение как средство формирования активной гражданской позиции школьников |
7 |
Шалимова Ж.Н. Проблемы и перспективы развития краеведения в современных образовательных условиях | 15 |
Тихий В.И. Муниципальная экономика: пути реализации стратегического выбора (пример Мценского района Орловской области) | 21 |
Штильмарк Н.Ф. Научные исследования в природных заповедниках как достояние культуры |
26 |
Проворова И.Н. Культурный ландшафт как источник социального оптимизма и ресурс регионального развития | 33 |
Раздел 2. Исследование природного и культурного наследия |
|
Моськин Р.В. Матрица наследия Мценского края |
40 |
Моськин В.Р. Краеведение, география, туризм — инструменты воспитания патриотов |
46 |
Проворова И.Н., Моськин В.Р. Концепция разработки и создания в г.Мценске и Мценском районе туристического культурно-образовательного комплекса (тезисы) |
52 |
Рыкшина Е.В. Поисково-исследовательская деятельность учащихся |
55 |
Паршин В.Ф. Краеведение в школе | 58 |
Раздел 3. |
|
Гончарова Н.В. Исследование природного наследия | 64 |
Гераськина Н.П. Система экологического воспитания на базе национального парка «Орловское Полесье» | 70 |
Вышегородских Н.В. Редкие виды птиц верховьев р. Ока | 74 |
Бауткин В.Ю. Влияние овражной эрозии на развитие склонов в Орловской области |
81 |
Суетин М.И. Энергетические системы и их эффективность в природно- ландшаАтных системах | 84 |
Игнатов А.М., Тяпкина А.П. Эколого-краеведческая работа как основное направление воспитательной работы современной школы | 87 |
Карлова Е.В. Ментальная дифференциация города Орла | 90 |
Ляпинкова Ю.А., Руденко О.В. Спортивно-досуговые учреждения Орловской области | 93 |
Павлов А.А. Исследование природного лесного урочища | 95 |
Раздел 4. Исследование культурного наследия |
|
Косенков Г.Л. Экскурсионный маршрут «На пути «из варяг в греки»» (практические рекомендации по организации и оборудованию) | 101 |
Бельский А. Орловщина — отечество мое |
108 |
Мамедова Е.Г. Приобщение школьников к изучению лексики орловских, говоров как важнейший аспект лингвистического краеведения (на материале исследования «Тематические группы наименований кушаний в орловских говорах») |
112 |
Левин А.В. Сохранение и развитие комплекса «Сабуровская крепость» как историко-культурной ценности Орловщины | 116 |
Захаров А.Л. Архивные исследования села Плещеева | 119 |
Шадский В.А. Музей техникума агробизнеса и сервиса как компонент социокультурной среды |
122 |
Раздел 5. Практическое краеведение и туризм | |
Старых О.В., Авраменко Ю.Ю. Изучение праздничнообрядовой культуры Орловского края как средство духовнонравственного воспитания школьников | 127 |
Пассова Р.Н. Топонимика Мценского района | 134 |
Линьков А.П. Роль музея боевой славы в патриотическом воспитании школьников | 140 |
Золотухина Л.И. Музей — центр духовно- нравственного воспитания |
143 |
Ядрова Н.И. Организация и содержание школьного экологического краеведения |
146 |
Губанов А.В. Экологическое воспитание учащихся |
149 |
Раздел 6. Совместная работа общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования по развитию туризма и краеведения |
|
Мещерякова О.Ф. Роль авторской программы «Следопыты ливенского края» в приобщении детей к практическому краеведению и туризму» |
152 |
Дорофеева О.А. Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках муниципального образовательного пространства | 156 |
Раздел 7. Поисково-краеведческая работа и молодежь |
|
Метальникова М.П. О системе поисково-краеведческой работы со школьниками в г. Мценске |
159 |
Чумазов В.П. Музейный комплекс Мценского филиала Орёл ГТУ — как форма учебной, научно-исследовательской деятельности и патриотического воспитания | 163 |
Сретенский С.Ю. Кадет — это звучит гордо! |
168 |
Балясова Т.В. Развитие традиций краеведения через деятельность общественной организации «Орлята» в МОУ средней школе № 3 города Мценска |
170 |
Раздел 8. Музееведение и проектно-исследовательская деятельность учащихся |
|
Карнюшина Т.И. Роль школьного музея в популяризации исторического краеведения | 174 |
Баркова С.С. Восстановление архитектурных памятников г. Мценска после освобождения города от фашистских захватчиков |
177 |
Мустафаева Н.В. Формирование ключевых компетенций учащихся через реализацию эколого-краеведческих проектов |
185 |
Худокормова Л.H. Библиотечное краеведение: традиции и инновационный поиск | 188 |
Алёхина Е.В. Краеведческая работа Мценской районной библиотеки им. И.С. Тургенева в контексте новых технологий | 191 |
Морозова Е.В. Межведомственное взаимодействие-основа реализации задач туристко-краеведческой деятельности | 196 |
Ноздрачева Л.H. Роль школьного музея в патриотическом воспитании учащихся | 198 |
Смотрите также материалы