Вечный город Мценск

Евгений Викторович Алтухов – уроженец Мценска, автор слов гимна города Мценска, трилогии о Мценске и Русской земле под общим названием «Руси» – «Люди Света», «Наша Победа», «Земля Господня», серии песен и песнопений.

Мценск…

Самое лучшее, самое любимое место на Земле – для меня нет ни одного уголка на свете, который так же жил бы в моём сердце, к которому я всё время прикасался бы своей душой! Мценск постоянно напоминает о себе, зовёт к себе, притягивает к себе и, притягивая, дарит ни с чем несравнимую радость Свидания с ним, радость Сопереживания с ним, радость Сочувствия с ним! Меня иногда спрашивают: «А где ты живешь?»

– Отвечаю без запинки: «Во Мценске!».

– «А в Петербурге?» – удивлённо поднимает брови собеседник.

– «А в Петербурге я работаю», – и потом, помедлив: «Иногда сплю, и немного ем».

А на вопрос: «Когда ты начинаешь собираться приехать следующий раз во Мценск?», – отвечаю: «Когда поезд простучит по мосту через Зушу, увозя меня на север».

Моя сестра время от времени предлагает купить для меня путёвку в тот или иной знаменитый уголок Земли, хочет сделать мне доброе, отправив туда, куда многие стремятся попасть.

«А зачем?» — удивляюсь я.

– Ну, как же, туда ведь все мечтают попасть.

– Но мне вполне достаточно Мценска!

Здесь, на горе Самород, мне кажется, что Небо касается Земли!

Здесь душа, как будто обретает способности фантастической машины времени и легко пронзает прошедшие века и тысячелетия мценской Истории. Вот уже почти шестьдесят лет я не перестаю удивляться мощи и самодостаточности горы Самород!

Даже в современном состоянии она почти неприступна для человека без специального альпинистского снаряжения. А если, как в древности, поправить обрывы, да с северной и западной стороны убрать с обрывов дёрн, да полить обрывы водой, да восстановить вал с южной стороны, срытый уже в Новое время, да отрыть там заваленный крепостной ров, который достигал уровня реки и по которому протекал рукав Мцны – Верхняя Мецна, то гора становится совершенно неприступной, как и во все прошедшие мценские тысячелетия.

Приходится ещё и ещё раз удивляться, как хорошо сохранились наши крепостные сооружения! За засыпанным рвом Рубленого города [1] следует площадка Малого острога, который тоже завершается остатками рва и вала. Только на этот раз отрезок вала от дороги, проходящей вдоль горы, к Зуше хорошо сохранился и в него «врезаны» с севера постройки подворья священника Петропавловской церкви. За валом угадывается засыпанный ров, а в направлении от дороги на запад за коротким забором открывается крепостной ров, уже почти в своём древнем великолепии. Его лучше осматривать со стороны железной дороги – там он спускается почти до уровня воды и постепенно поднимается на восток к дороге, проходящей вдоль Стрелецкой горы. Дальше на юг от Малого острога лежит территория бывшего Большого острога, с запада ограниченного хорошо сохранившимся валом, перед которым угадываются остатки засыпанного рва.

В связи с тем, что на камнях горы Самород и Стрелецкой горы практически не задерживался культурный слой, можно предположить, что мценские археологические древности могут быть обнаружены только в остатках валов и в материале, которым были засыпаны рвы Рубленого города и Малого острога – именно туда были срыты валы

И, вообще, Мценску очень не повезло с археологией – в середине XIX века при сооружении железной дороги был уничтожен большой могильник, а множество погребальных курганов, на наличие которых указывают все дореволюционные путешественники, оказались в черте города (уходили от нынешней Комсомольской улицы далеко за Болховскую) и были уничтожены населением. Например, В. Зуев пишет нам из XVIII века: «В Мценске переночевав, на другой день прежде полдень отправились мы дальше в путь, начиная оный на нагорную крутую сторону широкою перспективою, к счастью путешествователей ныне плитняком хорошо вымощенную… Сколь ни гладко была вымощена перспектива, однако нам не без труда было по ней из города подыматься; поднявшись же увидели мы тотчас великое множество по ровному полю находящихся бугров, или, как оные обыкновенно называют в степных местах, курганов, которые не столько величиной, сколько количеством своим примечательны» [2].

Некоторые раскопки мценских курганов провели в начале ХХ века И.Е. Евсеев и в первой половине ХХ века П.С. Ткачевский, но тогда, к сожалению, методов радиоизотопного датирования ещё не существовало, и датировка найденных древностей проведена не была.

Да и на развитие исторической науки в России огромное влияние оказывали идеологические догмы – в царской России Историю Отечества старались начинать с расселения по Русской равнине славян, призвания варягов и принятия Православия, а в России Советской настоящая «история» забрезжила лишь с конца XIX века (с появлением первых пролетарских революционеров), а 1917 год стал её «началом» и «фундаментом».

В 1919 году заместитель наркома просвещения РСФСР М.Н. Покровский написал сочинение о будто бы гнусной русской истории – «Русская история в самом кратком очерке» [4], чем привёл в восторг ненавистника всего русского – В.И. Ленина. И эта карикатура на Русскую Историю потом преподавалась в Советском Союзе почти до начала Великой Отечественной войны и оказала огромное влияние на негативное отношение ко всему дореволюционному и русскому. Замечательный исследователь земли вятичей – Татьяна Николаевна Никольская – впервые систематически исследовала археологию нашего края в середине и второй половине ХХ века, провела и небольшие раскопки на северной, ныне свободной, оконечности горы Самород, и констатировала крайнюю скудость исторических находок, уничтоженных крепостными укреплениями Средних веков, руинами Николаевского собора и позициями немецких артиллеристов в 1942-1943 годах. Тем не менее, основываясь на найденных фрагментах древнейшей лепной посуды, она заключила: «…древнерусский Мценск возник на древнем, дославянском поселении…» [5].

Кроме того, Татьяна Николаевна комплексно изучила Землю Вятичей, которая включала в себя практически всю Орловскую область, Калужскую, Тульскую, восточную часть Брянской, южную часть Московской и западную часть Рязанской области.

Больше исследуя историю славян-вятичей, она, тем не менее, описывала и дославянскую культуру, которая пребывала на нашей земле до вторжения вятичей в VII-VIII веках по Р.Х. Огромный интерес представляют для нас её открытия древнейших городищ нынешней Орловской области, которые близко соседствуют с Мценском.

Она пишет: «Вверх по течению реки Орлик в восьми километрах от Орла расположено наиболее древнее из исследованных нами поселений – городище Надежда… Памятник довольно чётко датируется IV-II вв. до н.э.» [6].Не найдя больше подобных древностей по берегам Цона, Орлика и Оки, она отмечает: «Значительно раньше началось заселение берегов правого притока Оки – Зуши, где известен ряд древних городищ». Здесь она выделяет, как синхронные с городищем Надежда, городища напротив села Воротынцево (древний Девягорск? [7]), городище Жилино (в трёх километрах от деревни Жилино), городище Зайцево (река Чернь), относя их к IV-II векам до н.э., а найденные древности – к древностям позднескифской зольничной (сейминской) культуры.

«В начале 1980-х годов И.К. Фролов открывает комплекс из десяти селищ по мценскому течению реки Зуши» [8], а «…самый северный комплекс селищ сейминско-верхнеокского симбиоза второй половины I тысячелетия до н.э. открыт И.К. Фроловым в Болховском районе у устья реки Нугрь: 6 селищ» [8]. Получается, что Мценск находится посередине городищ и селищ, расположенных вдоль Зуши, в которых найдены древности позднескифской культуры середины I тысячелетия до Р.Х. Кроме археологов, наличие ираноязычных (скифо-сарматских) гидронимов подтверждают и языковеды, определяя северную границу распространения ираноязычных гидронимов, как север Орловской области. [9, 10, 11]. Поэтому вполне логично поискать толкование наших исторических мценских названий в иранских языках.

Единственным сохранившимся из ранее многочисленных скифо-сарматских языков, является осетинский. Он записан кириллицей, поэтому с ним легко работать.

Обратимся к словарям:

– «цæнд» – куча камней, масса, громада;

– «æм» – приставка, выражающая совместность.

Осетинская буква «æ» звучит, как краткое «э».

Возможное осетинское слово «æмцэнд» – наша куча камней, наша громада – звучит, как нечто среднее между «эмценд» и «мценд», что очень похоже на «Мценск» и народное – «Амченск» (ск – это наш славянский суффикс). То есть, название «Мценск» можно перевести, как «Наша гора», что вполне соответствует ощущениям, когда стоишь на горе Самород – самом центре древнейшего Мценска.

Аналогично, название «Зуша» можно перевести, как «Река» (по-персидски «зушидан» – просачиваться из-под земли (о воде)) [7, 12, 13]. Название «Мцна» можно перевести как «Наш источник», а «Балчуг» как «Дорога» – «балц» по-осетински – дорога. Более подробная аргументация – в книге «Люди Света» [7]. В связи с тем, что, как мы уже отмечали, Мценск находится посередине городищ и селищ, возраст которых определен, как ~ 2,5 тысячи лет, то можно утверждать, что и фактический возраст Мценска не менее возраста этих древностей, и что на горе Самород первое поселение построили и обжили люди именно позднескифской зольничной (сейминской) культуры. Об этом же говорят и наши ираноязычные названия. Взгляд на карту растительности Орловской области объясняет, почему именно по Зуше, а не по Оке расположены древнейшие археологически известные поселения – южный берег Зуши является древнейшей границей между почвами, характерными для сплошного леса и почвами луговых степей и остепненных лугов. Ока же – это зона сплошного леса левобережья. Лес продолжался и на ее правом берегу.

Поэтому можно предположить, что ираноязычные кочевники, приходя с юга, «упирались» в Зушу, не углубляясь в сплошной лес, хозяевами которого были балты и финно-угры. [7, 14]. Первые письменные упоминания о Мценской земле мы находим у «отца Истории» Геродота (жил в V веке до Р.Х.). Он повествует: «Если принять Скифию за четырехугольник, две стороны которого вытянуты к морю, то линия, идущая вдоль страны, по длине и ширине будет совершенно одинакова с приморской линией. Ибо от устья Истра (Дунай – прим. автора) до Борисфена (Днепр – прим. автора) 10 дней пути, а от Борисфена до озера Меотиды (Азовское море – прим. автора) еще 10 дней пути и затем от моря внутрь страны до меланхленов, живущих выше скифов, 20 дней пути. Дневной переход я принимаю за 200 стадий» [15]. Кроме того, он сообщает: «Все меланхлены носят черные одежды, отчего и происходит их название [1]. Нравы у них скифские». Несложный расчет, выполненный в книге «Земля Господня» [14] показывает, что земля меланхленов по Геродоту лежала приблизительно на широте Мценск – Ефремов, что прекрасно согласуется с упомянутыми выше археологическими, этимологическими, почвенными исследованиями. Более того, территория Мценской земли указана на картах великого географа древности – Клавдия Птоломея (жил в I веке по Р.Х.) [14]. К западу от верхнего течения Танаиса (нынешний Дон) указаны горы Среднерусской возвышенности, обозначенные, как Рипейские горы. И посередине этих Рипейских гор обозначен некий город Medium (Медиум – по латыни – средний).

Не первое ли это письменное начертание нашего родного Мценска? Сейчас на Среднерусской возвышенности расположены древние города – Мценск, Новосиль, Плавск, Белев, Кромы, Карачев и ранее существовавшие – Домагощ, Спашь, Девягорск… Лишь Мценск и Девягорск несут в себе следы скифо-сарматских языков [7], остальные же названия, предположительно – славянские.

Еще древнерусским летописцам было трудно воспроизвести на бумаге название нашего города, они писали: Мцьнескъ, Мченьскъ, Меченьск, Мценек (так читаем на средневековой карте Герарда Меркатора) и так далее. Если название Мценска попало в Рим времен Клавдия Птоломея, то попало лишь после многих переводов – со скифо-сарматского диалекта меланхленов на славянский, со славянского на греческий, с греческого на латинский, и каждый язык приспосабливал это название к правилам своей фонетики. Поэтому в латынь возможное название «Мценд» после многих переводов могло попасть, как «Мцендиум», «Мцедиум», а потом упростилось до совершенно ясного и понятного каждому римлянину – «Медиум», что значит – середина, тем более, что Мценск расположен посередине Среднерусской возвышенности – Рипейских гор Клавдия Птоломея [14]. Такие фонетические превращения очень часты для иноязычных наименований, и ярчайшее из них – это народное название города и станции Ораниенбаум (ныне – Ломоносов Ленинградской области).За 300 лет существования города его жители так и не научились правильно выговаривать это сложное немецкое название – Рамбов – так называется он в просторечии. Из всех вышеуказанных городов Среднерусской возвышенности Мценск имеет самую удобную и неприступную площадку для сооружения древнейшего укрепленного поселения.

Исходя из приведенных предположений и обоснований можно заключить, что Мценск был уже известен в Древнем Риме Клавдия Птоломея (I век по Р.Х.) и изображен на его картах, как город Medium (Медиум) и фактический возраст Мценска можно определять согласно археологическим и этимологическим древностям, – приблизительно 2,5 тысячи лет, то есть временем Геродота и определить, что Мценск является древнейшим, письменно обозначенным городом, из ныне существующих городов на Русской Земле.

Список использованной литературы:

  1. А.И. Макашов «В центре России», – Орёл, 1994 г.
  2. В. Зуев «Путешественные записки Василия Зуева от Петербурга до Херсона в 1781 и 1782 году», – Санкт-Петербург, 1787 г.
  3. И.Е. Евсеев «Археологические поиски в Орловском крае летом 1907 года», Орловские епархиальные ведомости №37, – Орёл, 1907 г.
  4. М.Н. Покровский «Русская история в самом сжатом очерке», – Москва, 1921 г.
  5. Т.Н. Никольская «Земля вятичей», – Москва, 1981 г.
  6. Т.Н. Никольская «Культура племён бассейна верхней Оки в I тыс. н.э.», – Москва, 1959 г.
  7. Е.В. Алтухов «Люди Света», – Орёл, 2006 г.
  8. С.Д. Краснощекова, Л.Н. Красницкий «Краеведческие записки. Археология Орловской области», – Орёл, 2006 г.
  9. О.Н. Трубачёв «Этногенез и культура древнейших славян», – Москва, 1981 г.
  10. В.Н. Топоров, О.Н. Трубачёв «Лингвистический анализ гидронимов верхнего Поднепровья», – Москва, 1962 г.
  11. M. Vasmer, «Beitrage zur historichen Ostenropas»
  12. Т.А. Гуриев «Осетинско-русский словарь», – Владикавказ, 1993 г.
  13. Персидско-русский словарь, – Москва, 1985 г.
  14. Е.В. Алтухов «Земля Господня», – Орел, 2010 г.
  15. Геродот «История», – Москва, 2006 г.

[1] Мленос – черный (греч.), хленос – плащ, верхняя одежда (греч.).


При цитировании материала, используйте выходные данные статьи: Алтухов В.А. Вечный город Мценск / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 22-28.

Яндекс.Метрика