Хронология мценского казачества

Марченко С., Моськин В.

Сергей Владимирович Марченко – атаман Мценского хуторского казачьего общества, создатель музея казачьего быта в г. Мценске.

Задумав проследить историю становления казачьего движения на территории Мценского края, просмотрев ряд документальных и публицистических источников, мы пришли к выводам о целесообразности широкого обобщения этого, интересующего многих читателей, вопроса. Собранный же на данный момент материал решено пока представить в виде хронологии сведений, имеющих прямое или косвенное отношение к истории казачества в целом, в том числе на орловско-мценской земле.

На карте засечных (пограничных) линий XVI-XVII вв. можно увидеть, что Мценск входил в состав второй пограничной черты, в одном ряду с такими боевыми городами как Козельск, Тула, Нижний Новгород, Рязань, Касимов (рис. 1). С двумя последними городами связано первое упоминание в летописях об участии городовых казаков в военных действиях (1444 г.). При этом 4 мценские сторожи (станицы) территориально принадлежали и к первому рубежу защиты от ордынцев, а в самом Мценске размещался один из самых многочисленных в Тульской засечной черте Большой сторожевой полк (около 700 чел.).

Отталкиваясь от работ авторитетных исследователей казачества и от приведенных ими определений, эти заградительные сторожевые отряды по всем имеющимся признакам можно отнести к первым мценским казачьим формированиям на орловской земле. Сторожевую службу в них несли преимущественно городовые казаки (и так называемые дети боярские), которые набирались из всех сословий. Государство за службу их наделяло землей («поместные казаки» – имевшие свои поместья) или платило жалованье («кормовые казаки», «беспоместные»). Вооружение и лошадей казаки должны были приобретать за свой счет. По роду службы городовые казаки разделялись на полковых (или «рядовых»), несших охранную службу в городах, и на сторожевых, ездивших в «станицы» и на степные «сторожи». С учетом специфики службы к полковым казакам причислялись «беcконные», «худые собой» казаки, не готовые нести опасную и тяжелую полевую службу.

В сторожевые казаки зачислялись «конные» и «добрые» (крепкие, смелые) казаки. Лучшие из них становились предводителями разъездов – «станичными вожами», остальные числились в «ездоках». На рубеже XVI-XVII вв. во Мценске и на сторожах в границах засечных линий зарождались оба типа городовых казаков: сторожевые и полковые. В XVI веке все они находились в ведении Стрелецкого Приказа – государственного органа, созданного при Иване IV Грозном для управления стрелецким войском и городовыми казаками.

Стрелецкий Приказ набирал казаков на службу и отстранял от нее, перемещал по службе из одного города в другой, назначал в походы, выплачивал денежное жалование, являлся для казаков высшей судебной инстанцией. В ведении Приказа находились и земли, выделяемые под стрелецкие и казачьи поселения в городах. Дети боярские и казаки, несшие службу на сторожах, облюбовав поблизости хорошие места, устраивали там заимки и хлопотали, чтобы им жаловали такие места как вотчины. С них было удобно ездить на «свою» сторожу. Заимки, используемые преимущественно в летнее время, становились опорными пунктами заселения края. Первое (отмеченное нами) документальное упоминание о детях боярских (а значит, косвенно, и о казаках) значится в Никоновской летописи:

«Того же лета (1562 г.) июля в 6 день, приходил ко Мценску Крымский хан Девлет-Кирей и стояли у Мценского посаду два дни и к посаду приступали, а во Мценском уезде войну распустили… И князь воевода Федор Иванович Татев-Хрипунов, вылазя из города з детьми боярскими, о посаде билися и посаду им жечи не дали и Крымских людей побивали и языки у них поймали…».

5 августа 1632 г. казаки и дети боярские, посланные мценским воеводой Иваном Вельяминовым в погоню за татарами у деревни Высокое, отбили всех пленных, захваченных в Новосильском крае в количестве 2700 человек и помогли им укрыться в крепости. Появление за северо-западной окраине мценской крепости – казачей (позже Солдатско-Драгунской) слободы, и сохранившиеся до сих пор «древние» названия окрестных населенных пунктов (Сторожевое, Воин, и др.) являются еще одним аргументом в подтверждении исторических корней мценского казацкого сословия

О Мценской казачьей слободе сохранилась запись в писцовой книге 1626 г.: «…на посаде за старым острогом, что бывала казачья слобода…». С 1630 г. в гарнизонах городов-крепостей Орел, Ливны, Кромы, Новосиль появляются малороссийские казаки, привлекаемые правительством царя Михаила Романова для заселения и обороны южных рубежей Российского государства. Но города Мценска в числе крепостей, предназначенных для поселения малороссов, называемых местным населением черкасами, нет. И потому под Мценском не имелось, подобно Орлу и Кромам Черкасской слободы. Названий, принесенных казаками Малороссии, в связи с этим во Мценском крае поэтому также нет.

В 1640-е гг. было завершено строительство Белгородской черты – непрерывной линии укреплений от Белгорода до Дона. В мценской крепости, имевшей большое стратегическое значение, обычно стоял резервный полк.

Фрагмент карты России XV-XVII вв. с изображением Засечных (оборонительных) черт.

Общая численность гарнизона в осадное время увеличивалась до 2-2,5 тыс. чел. В городе, в так называемой «острожной» части, жили безземельные «городовые» дворяне, не имевшие ни крестьян, ни поместий, кормившиеся на жалованье с города. Остальные люди гарнизона крепости – стрельцы пушкари и прочие жили в слободах, примыкавших к городу.

Помимо этих категорий воинских людей, значительную силу войска оборонительной черты представляли собой казаки – местные крестьяне, постоянно жившие в отведенных им слободах и получавшие за свою служб; земельные наделы», состояла главным образом в далеких походах, в разведке, организованной в виде постоянных разъездов «станицами» – небольшими группами по несколько человек. Они непрерывно курсировали по определенным маршрутам как вблизи, так и в отдалении от города. Маршрут разъездом станиц определялся приказом – «росписью». Эти «росписи» сохранились до наших дней. В мценскую оборонительную черту входили четыре сторожи: одна – на реке Сосне, две – на реке Неручи и одна – на реке Колпне.

Город Мценск, помимо крепости и сторож, содержал охранное войско на Пафнутьевской дороге (позже – Курской большой дороге, ред.) подле села Собакино для наблюдения за татарами. На протяжении почти двух веков продолжались набеги крымских татар. Однако мценская крепость, ее воинские и казачьи формирования надежно защищали население от степняков вплоть до конца XVII века.

В дальнейшем, как пишет в своей книге « Историческая топонимика Мценского района Орловской области» Е.Н. Ашихмина,

«…со временем название самого значительного сословия южно-русского пограничья – дети боярские – было забыто. Казачество же как сословие осталось. Как несущее пограничную службу уже на более южных рубежах государства, оно не было отменено и потому сохранило свое наименование. В конце XVIII – середине XIX века потомки старинного сословия «детей боярских», с первой трети XVIII века более не существовавшего в официальных документах, стали писать о себе – «из казаков». Таким образом, название «казак» как бы перешло на потомков бывших детей боярских, находившихся ранее по статусу рангом выше, нежели казаки. Фамилии многих из тех, кто ныне считает себя потомком казаков, на самом деле относятся к представителям бывшего сословия детей боярских. В государственных же документах и бывших детей боярских, и казаков чаще всего записывали как пахотные солдаты, войсковые жители или войсковые обыватели. Было и определение «однодворец». В середине XVIII века и в XIX веках в Мценском крае почти никто не помнил и о казаках как о местных жителях, ибо население уезда практически целиком сосредоточилось на занятиях сельским хозяйством. Нередко потомки служилых людей XVI-XVII веков, включая казаков, продолжали обитать в местах поселения своих предков; а некоторые из них, сами того не зная, продолжают жить в родовых гнездах и в настоящее время».

Возрождение казачьего движения в Мценском районе началось с 90-х годов XX в. В городе и районе появились собственные формирования казачьих структур, в частности хуторское казачье общество города Мценска. Администрация города выделила казакам в безвозмездное пользование помещение под штаб. Создан музей казачьего быта, казаками собран обширный материал о российском казачестве. Экспонаты музея – казачья форма, нагайка, шашка, детская люлька, иконы, самовар, другие предметы быта – переданы в музей потомками казаков Орловской области, Сибири, Украины. На примере собственной родословной атамана (С. Марченко — прим. ред.), которую он проследил до начала XVIII века, на основе сохранившихся старых фотографий предков создана экспозиция, рассказывающая о жизненном укладе семьи русского казака. Музей открыт для каждого посетителя, интересующегося историей казачества, в первую очередь для воспитанников детских образовательных учреждений, школьников, студенческой молодежи.

Вместе с тем, научное освещение проблемы происхождения российского казачества в целом и орловско-мценских его ветвей позволило бы понять, насколько далеко от исторических начал «увела» казачество социальная эволюция. Рассматривая сохранение тождественности казачества в процессе исторического развития, некоторые исследователи полагают, что «казачье сословие российского государства отдалено от исторических казаков, заложивших основу казачьей традиции», и потому проводят четкую разделительную линию между ними. Пока проблема происхождения казачества недорешена, трудно достичь согласия в вопросе о единстве исторических типов российского казачества, их исторической преемственности. Надеемся, что наша совместная работа по сбору и обобщению всей доступной информации в виде хронологии мценского казачества поможет найти ответы хотя бы на некоторые из поставленных вопросов.

При цитировании материала, используйте выходные данные статьиМарченко С.В. Хронология мценского казачества. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 123-125.

Яндекс.Метрика