Город Мценск и его обитатели в киносюжетах

Разумовская (Моськина) О.

Мценск и его окрестности неоднократно становились местом киносъемок отдельных эпизодов документальных и художественных фильмов. Кадры полуразрушенных центральных улиц Мценска, снятые в июле-августе 1943 г., запечатлены в известной кинохронике «Битва за Орел» («Орловская битва», реж. Р. Гиков, Л. Степанова).

В одном из первых послевоенных худ. фильмов «К Черному морю» (Мосфильм, 1957 г. реж. Ф. Солуянов, в ролях Изольда Язвицкая, Николай Кузнецов, Евгений Самойлов и др.) ряд кинофрагментов снимался на фоне мценской гостиницы вблизи автовокзала (зд. гостиницы и СТО[1] автомобилей сохранились до наших дней — ред.).

Практически целиком во Мценске была снята худ. кинолента «Карпухин» (1972 г. реж. В. Венгеров. В ролях: Василий Корзун, Николай Еременко ст., Борис Коковкин, Любовь Малиновская, Людмила Гурченко и др.). Старинные здания на улице Ленина, Дворец культуры, Стрелецкая слобода послужили площадкой для съемок и местом действия многих эпизодов в фильме. По ходу действия из окон зала суда и поликлиники хорошо видны центральная площадь Мценска и торговые ряды.

Отчетливо просматривается еще целый шпиль колокольни Крестовоздвиженской (Никитской) церкви, в отличном состоянии Стрелецкий мост; еще нет нового моста, позднее соединившего центр города с микрорайоном завода «Коммаш».

Вид из ДК «Металлург» на улицу Гагарина. Примечательно, что в ходе съемочного процесса один из постановщиков фильма В. Чумак пригласил на экскурсию во Мценск детскую операторскую группу «Юнфильм» Орловского областного Дворца пионеров.

Но, пожалуй, наиболее ярким воплощением мценской проблематики в кино XX в. является экранизация повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».

Знаменитый сюжет трагедии У. Шекспира «Макбет»[2] претерпел сначала у Лескова, затем в опере советского композитора Д. Шостаковича существенные изменения. Если у Шекспира это трагедия о жажде власти, о посягательстве на заведённый свыше порядок бытия, то у Лескова, по изначальному замыслу, – один из «очерков» цикла о ярких женских характерах. В музыке же Шостаковича, в первую очередь, воплощена драма безрассудной женской любви.

Экранизация 1961 г. произведения Н. Лескова, которую осуществил в Югославии замечательный польский режиссер Анджей Вайда с великолепными актерскими работами Любы Тадича и Оливеры Маркович, насыщена каким-то неистовством и страстью.

Современным российским кинозрителям более известен фильм «Леди Макбет Мценского уезда», снятый на Мосфильме в 1989 г. режиссером Романом Балаяном с Ал-м Абдуловым и Нат. Андрейченко в главных ролях. Актриса в 1990 г., за эту киноработу была номинирована на премию «Ника» в категории «Лучшая актриса».

Завершая тему о мценских киносюжетах в Год российского кино, хотелось бы подчеркнуть, что, благодаря опере Шостаковича (и ее киноверсиям), написанной по лесковскому очерку и поставленной в 30-х гг. XX в. на российской, а затем и на крупнейших зарубежных сценах, Мценск обрел мировую известность.

[1] СТО – станция технического обслуживания.

[2] Прим. ред.: Одна из самых известных пьес У. Шекспира, «Макбет», рассказывает историю властолюбивого генерала, который приходит к власти, убивая короля Шотландии. Конечно, он никогда бы этого не сделал, если бы его не подтолкнула жена, леди Макбет. Тем не менее, роковая женщина вскоре обнаруживает, что хладнокровно убивать – это вовсе не так легко, и начинает страдать от угрызений совести. Измученная чувством вины, леди Макбет думает, что руки у неё в крови, и она яростно моет свои пальцы, пытаясь избавиться от мнимой запёкшейся крови.

Крайней (по времени съемки) профессиональной киноработой по мценским мотивам можно считать д/ф «Мценск. К 870-летию основания», выпущенный ко Дню города (июль 2016 г.) коллективом сотрудников краеведческого музея им. Г.Ф. Соловьева[3].

[3] По материалам сайтов: www.kinoshka.sumno.com, www.amchensk.livejournal.com

Яндекс.Метрика