Ангел Бориса Орловского (к 180-летию со дня смерти скульптора)

Полынкин А.[1]

30 августа 1834 года при большом стечении народа после грандиозного салюта из 248 орудий (пальба длилась более часа) в Петербурге был открыт монумент Александру I Благословенному Александровская колонна. Она должна была утверждать незыблемость самодержавия, но уже в представлении современников и тем более последующих поколений стала памятником героизму и патриотизму русского народа, монументом Отечественной войны 1812.

Александрийский столп, как назвал его Александр Сергеевич Пушкин, был возведен по проекту архитектора Монферрана, а вот на вершине его днем – в блеске солнца, ночью – в свете луны стал сиять крестоносный ангел – «высоко стоящий, единственный», сильный, вставший под Петербургом, как бы обещая России долгий мир и покой после кровопролитной войны – его ангел.

Скульптор работал над фигурой около трех лет. вылепив за это время 14 вариантов статуи в «малом и большом видах» -титаническая работа, не знающая аналогов в истории русского скульптурного искусства! А 25 декабря 1837 года после молебна и прогремевшего с бастиона Петропавловской крепости пушечного выстрела на площади перед Казанским собором были торжественно открыты монументы фельдмаршалу князю Кутузову-Смоленскому и фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли.

Так, с промежутком в три года, ложились в Санкт-Петербурге выдающиеся скульптурные произведения, прославившие навсегда Северную столицу, Россию и самого автора, умершего «после кратковременной сильной воспалительной болезни» за две недели до второго своего большого праздника.

 Загадки биографии

Один из величайших русских скульпторов, автор названных выше работ Борис Иванович Орловский (наст, фамилия Смирнов. – Ред.) родился в конце XVIII века в семье крепостных крестьян Смирновых, принадлежавших помещице Наталье Мацневой и проданных ею тульскому помещику Василию Шатилову. С местом и датой его рождения долгое время были (а для многих и остаются) неясности.

Что касается места, путаница здесь произошла из-за менявшегося несколько раз в XVIII-XIX веках административного деления Орловщины. Вот и получилось, что один и тот же населенный пункт – село Большое Столбецкое (или просто Столбецкое), в котором родился Борис Смирнов, значился то в Малоархангельском, то во Мценском уезде. Мценские краеведы до сих пор считают скульптора своим земляком, хотя уже более 75 лет его родина находится в составе Покровского района и является центром одноименного сельского поселения.

По времени появления на свет нашего выдающегося земляка история еще запутаннее. В большинстве статей и книг, в которых упоминается имя Бориса Орловского, говорится, что родился он в 1796 году.

Эта дата названа, к примеру, в самых солидных справочные изданиях: в третьем издании Большой Советской энциклопедии, в Советском энциклопедическом словаре (1988 г.) и Большом энциклопедическом словаре (2001 г.).

В данном случае авторы ориентировались, скорее всего, на надгробную надпись, выбитую на памятнике замечательному деятелю русской культуры: «Борись Ивановичъ / Орловскiй / профессоръ скульптуры / Императорской / Академш Художествъ / скончался 10 декабря 1837 года/на 41 году от рождения». Но наряду с этой датой называются и другие – 1792, 1793 и 1797 годы. Откуда такой разнобой? Вывод однозначен: у авторов книг и статей о Борисе Орловском не было под рукой первоисточника – «Метрической книги Владимирской церкви села Столбецкое», церкви села Столбецкое», (Малоархангельского уезда Орловской губернии. – Прим. А.П.), поскольку за данный период она не сохранилась и каждый автор использовал только косвенные данные.

Работая в Государственном архиве Орловской области с «Ревизскими сказками» по Малоархангельскому уезду за 1811 год, я нашёл следующую запись: «1811 года… дня. Орловской губернии. Малоархангельского уезда, села Большого Столбецкого, помещицы вдовы, майорши Натальи, Михайловой дочери, Мацневой, о состоящих мужеска пола дворовых людях и крестьянах (фонд 760, оп.1, д. 378, л. 109).

Далее шел перечень принадлежавших помещице крепостных и дворовых людей. Последних в селе Большое Столбецкое проживало тогда 12 человек. Из этих двенадцати семеро составляли семью Смирновых.

Среди детей Ивана Борисовича Смирнова названы два сына – Николай (ему шесть лет на период пятой переписи, проводившейся в 1795 году) и Борис, которому в 1795 году исполнилось четыре года.

Данная запись позволяет сделать вывод, что великий русский скульптор родился в 1791 году, то есть все другие вышеупомянутые даты неверны, и Борис Орловский несколько старше, чем мы думали до сих пор…

Скульптор Борис Орловский (Из книги А.Полынкина «История орловского края в лицах»[2])[3]

30 августа 1834 года на Неве выстроились фрегаты, яхты и пароходы, на прилегающих к Дворцовой площади улицах «стояла в ружье стотысячная армия». В девять часов утра вся площадь у колонны окружена была бесчисленными толпами народа. После молебна красная шелковая завеса, скрывавшая монументальное подножие памятника, и золотые двуглавые орлы, поддерживавшие ее, «поверглись перед колонной». Прогремел салют из 248 орудий. Пальба продолжалась 65 минут. Последним аккордом торжества стал церемониальный марш русского войска. Около трех часов «пехота проходила в сомкнутых полковых колоннах, кавалерия – в полковых эскадронных колоннах, а артиллерия – отделениями по 16 орудий».

С таким торжеством был открыт в Петербурге монумент Александру I «Благословенному» – Александровская колонна. Она должна была утверждать незыблемость самодержавия, но уже в представлении современников и, тем более, последующих поколений стала памятником героизму и патриотизму русского народа, монументом Отечественной войны 1812 года.

Александрийский столп, как назвал его Александр Сергеевич Пушкин, был возведен по проекту архитектора Монферрана, а вот на вершине его, днем – в блеске солнца, ночью – в свете луны, стал сиять Крестоносный ангел – «высоко стоящий, единственный», сильный, вставший под Петербургом, как бы обещая России долгий мир и покой после кровопролитной войны – Его ангел!

Скульптор работал над фигурой ангела около трех лет, и за это время он вылепил 14 вариантов статуи в «малом и большом видах» – титаническая работа, не знающая аналогов в истории русского скульптурного искусства!

Император Николай I наградил почти всех чиновников и должностных лиц, имевших хоть какое-то отношение к постройке Александровской колонны, особо отметив Монферрана (Орден Святого Владимира 3-й степени, пожизненный ежегодный пенсион в пять тысяч рублей и 100 тысяч единовременного пособия), а вот автор «крестоносного» ангела не получил ничего. Вероятно, царь посчитал, что скульптору достаточно Ордена Святой Анны 3-й степени, врученного ему четырьмя месяцами ранее.

Один из величайших русских мастеров резца родился в 1791 году в семье крепостных крестьян Смирновых, принадлежавших помещице Мацневой и проданных ею в 1801 году тульскому помещику Василию Шатилову.

С местом рождения Бориса Смирнова долгое время были неясности, потому что в тот период несколько раз менялось территориальное деление Орловской губернии, но сейчас известно совершенно точно, что село Большое Столбецкое Мценской округи, упомянутое как владение Натальи Михайловны Мацневой, – теперешнее село Столбецкое Покровского района.

Мальчик рано проявил способности «к леплению из глины», что натолкнуло братьев Шатиловых отдать своего крепостного «учиться рубить из мрамора», и в возрасте 12 лет он оказался в Москве в мастерской известного торговца мраморами Кампиони.

За 12 лет занятий резьбой по мрамору Борис Орловский (место прежнего жительства превратилось в его официальную фамилию) стал лучшим мастеровым-мраморщиком и, чтобы освободиться от крепостной зависимости, «поднес государю императору бюст его, сделанный с отличным искусством».

Помещик Шатилов, в ответ на просьбу президента Академии Художеств отпустить на волю талантливого мастерового, согласился сделать это за 3000 рублей – и эту сумму ему заплатили немедленно. Так в 25 лет началась для Бориса Орловского вторая половина его жизни, короткая, наполненная учебой и работой жизнь свободного человека.

Он учился: по индивидуальному плану – в Академии Художеств, 6 лет – у скульптора Торвальдсена в Италии, и уже в первых самостоятельных работах – «Парисе» и «Фавне, играющем на скрипке» в полной мере проявил свой талант.

Скульптурная фигура гренадера Карпа Варламова, созданная Орловским, настолько понравилась Николаю I, что тот установил одну в своих личных апартаментах, а второй экземпляр отослал своему тестю – прусскому королю Фридриху-Вильгельму.

Вершиной же творчества Бориса Ивановича Орловского стали фигура ангела на Александровской колонне (о ней мы сказали в самом начале) и памятники выдающимся русским полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

25 декабря 1837 года, после молебна, по первому пушечному выстрелу, прогремевшему с бастиона Петропавловской крепости, на площади перед Казанским собором были торжественно открыты монументы фельдмаршалам – князю Кутузову-Смоленскому и князю Барклаю-де-Толли, однако сам скульптор торжества не дождался: он умер за девять дней до этого «после кратковременной сильной воспалительной болезни еще на самой поре лет».

Усилиями Е.С. Орловской, его вдовы, потерявшей мужа в первый же год их совместной жизни, над могилой «гиганта русского резца» был установлен памятник, а в конце 30-х гг. XIX в. останки Бориса Ивановича Орловского перенесли в Некрополь Александровской Лавры – пантеон деятелей культуры последних столетий.

Мемориальный памятник, решенный только архитектурными средствами, без участия скульптуры, на могиле Орловского, хорошо выразил тему вечности и покоя:

Борис Иванович Орловский,

Профессор Скульптуры

Императорской Академии Художеств,

скончался 16 декабря 1837 года…

Свой памятник скульптору оставил и Александр Сергеевич Пушкин, побывавший в 1836 году в его мастерской и написавший 10 строчек «Художнику»:

«Грустен и весел вхожу, ваятель,

в твою мастерскую:

Гипсу ты мысли даешь, мрамор

послушен тебе…»

Да, мрамор всегда был послушен нашему земляку, лишь время ему не подчинялось: 46 лет жизни – это очень мало. Но теперь уж и время не властно над творениями великого скульптора Бориса Ивановича Орловского: они по-прежнему рядом с нами!

[1] Александр Михайлович Полынкин, краевед, публицист, писатель.

[2] По материалам сайта: www.orel-story.ru

[3] Изображение Б. Орловского. Это единственное сохранившееся изображение Б. Орловского, в мастерской скульптора Торвальдсена. – Прим. Ред.

Яндекс.Метрика