Усадьба И.С. Тургенева в этюдах Я.П. Полонского

Кондрашова Л.

Предлагаем вам совершить небольшое путешествие на родину великого русского писателя И.С. Тургенева – в усадьбу «Спасское-Лутовиново» – на момент его последнего приезда в далеком 1881 г. Но сначала несколько слов об истории усадьбы.

 Усадьбе Тургенева в разные годы его существования посвящены многие страницы воспоминаний друзей и современников писателя. Но единственным художественным изображением «любимого гнезда» Тургенева при его жизни являются живописные этюды поэта и художника Я.П. Полонского, одного из самых близких друзей писателя. Они написаны частью в 1881 г., в год последнего приезда Тургенева на родину и пребывания в Спасском, – частью в 1882 г., когда в ожидании приезда Тургенева, семья Полонских жила в Спасском – и в этом непреходящая ценность скромных работ поэта-художника.

Знакомство Тургенева с Полонским состоялось когда они были совсем молодыми – в 1841 г., и со временем перешло в дружбу, которая продолжалась сорок лет. В свои приезды на родину Тургенев стремился увидеться с Полонским, в остальное время они постоянно переписывались. Собираясь в 1881 г. в Спасское, Тургенев сообщал из Парижа Полонскому: «…я велел отделать заново свой дом в деревне – во-первых потому, что в нем нельзя было уже жить а во-вторых, потому что я намерен был пригласить тебя вместе с семейством твоим провести там лето, так как помещения у меня за глаза!..».

Приглашение было принято с благодарностью. Поэт поспешил из Петербурга в Спасское, стремясь «как можно скорее, пользуясь долгими, светлыми летними днями, начать писать с натуры в парке масляными красками». Однако, погода в 1881 г. не баловала обитателей усадьбы: лето выдалось дождливое и холодное, и намерение Я.П. заниматься живописью осуществлялось с трудом.

Первой работой поэта было изображение Усыпальницы И.И. Лутовинова, построенной им в 1810 г. на месте бывшей деревянной церкви, располагавшейся на сельском кладбище. В 1813 г. Лутовинов был похоронен в склепе Усыпальницы.

Я.П. Полонский вспоминал: «С этой часовни я сделал мой первый этюд в Спасском. Около часовни растут деревья, кое-где еще торчат памятники в виде каменных, покачнувшихся столбиков, и виднеются плиты, заросшие травой и бурьяном. Это старое господское кладбище, на котором уже никого более не хоронят».

На этюде Усыпальница выглядит именно так, как ее описывает поэт: «Часовня эта, с фронтонами, колонками и круглым куполом, издали похожая на павильон, уже полуразрушена: железные двери ее заржавели, карнизы обвалились, штукатурка местами обнажила кирпич, крест в куполе нагнулся, точно хочет убежать».

Дождливая и холодная погода заставляла гостей и хозяина дома много времени проводить в комнатах: читать, работать, играть в шахматы или на бильярде, отвечать на письма.

В одном из писем к своему французскому другу, писателю – романисту Гюставу Флоберу Тургенев так описывал внешний вид Спасского дома: «…это деревянный дом, очень старый, обшитый тесом, выкрашенный клеевой краской в светло- лиловый цвет; спереди к дому пристроена веранда, увитая плющом; обе крыши железные и выкрашены в зеленый цвет».

На этюде Полонского дом выглядит именно таким; слева виден вновь пристроенный флигелек, справа – часть старой полукруглой каменной галереи, выкрашенной в желтую краску. Перед домом цветник и лужайка, в центре которой растет высокая лиственница. От Тургенева Полонский услышал историю усадьбы:

«Дом стоял на месте прежнего флигеля или ткацкой, где когда-то ткали ковры, холсты и домашние сукна… Когда-то флигель этот составлял как бы крыло старого господского, также деревянного дома и соединен был с ним каменной и доныне уцелевшей полукруглой галереей; другой такой же флигель, где, по преданию, жили крепостные музыканты, сгорел вместе с домом, в котором было до 40 комнат и залом в два света с хорами».

Главным подъездом уцелевшего от пожара флигеля, ставшего усадебным домом, служила нижняя терраса, выходившая в цветник: к ней подъезжали экипажи, через нее гости попадали в дом. Терраса также служила местом сбора всех обитателей Спасского летом 1881 г. Полонский вспоминал: «Иногда по утрам, мы все расходились по саду, куда глаза глядят и забирались далеко – кто на пруд, кто на клубничные гряды и, забывая часы, опаздывали то к завтраку, то к обеду, то к вечернему чаю. И чтоб всех сзывать вовремя, Иван Сергеевич велел купить во Мценске небольшой колокол. Мы его повесили между столбиками, на краю террасы. Минут за десять до обеда или до чая слуга Тургенева Захар или кто-нибудь из детей начинал звонить…».

Недалеко от усадебного дома находилась каменная церковь, построенная Лутовиновым в 1809 г. На этом этюде изображена церковь. Она не видна полностью. Через густую зелень деревьев просвечивает часть купола с крестом и белая колокольня. Рядом изображена школа – одноэтажное здание с белеными стенами и красной крышей. Школа была открыта Тургеневым в 1863 г. Здесь обучались деревенские ребятишки. Школа содержалась на средства И.С. Тургенева.

Глядя на эти этюды, можно подумать, что они писались если не в пасмурную, то в облачную погоду. Об этом свидетельствуют сдержанные, несколько блеклые краски.

Жена управляющего имением Софья Григорьевна Щепкина вспоминала: «Яков Петрович все лето писал виды Спасского масляными красками. Его частенько можно было встретить в красивых уголках парка, сидящим под громадным дождевым зонтом от солнца за мольбертом в своей черной куртке. С какой любовью и скоростью писал он небольшие пейзажи, думалось, живопись была его врожденным талантом». Сохранились впечатления о Полонском Л.Н. Толстого, посетившего усадьбу в начале июля. Читаем в его дневнике:

«У Тургенева. Милый Полонский, спокойно занятый живописью и писанием, не осуждающий и бедный – спокойный». Полонского, как пейзажиста, больше всего привлекал усадебный парк с липовыми аллеями, где вместо прежних дорожек, по сторонам вились тропинки. Он пишет то залитую солнцем поляну, окруженную высокими деревьями, где крестьянская женщина сгребает сено (этюд), то уходящую в глубину парка извилистую дорожку с фигурой молодой девушки в украинском костюме, вероятно, это дочь Полонского Наталья (этюд), то рогожный шалаш под елями возле огорода, устроенный садовником, чтобы отражать набеги крестьянских ребятишек на заросли малины, вишни и черной смородины. Все это уголки парка, которые Тургенев изобразил в романе «Новь». «То был прадедовский черноземный сад, какого не увидишь по сю сторону Москвы. Расположенный по длинному скату пологого холма, он состоял из четырех ясно обозначенных отделений. Перед домом, шагов на двести, расстилался цветник, с песчаными прямыми дорожками, группами акации и сиреней, и круглыми клумбами; налево, минуя конный двор, до самого гумна тянулся фруктовый сад, густо насаженный яблонями, грушами, сливами, смородиной и малиной; прямо напротив дома, возвышались большим сплошным четырехугольником липовые скрещенные аллеи. Направо вид преграждался дорогой, заслоненной двойным рядом серебристых тополей; из-за купы плакучих берез виднелась крутая крыша оранжереи».

Следующий этюд особенно интересен тем, что на нем изображен И.С. Тургенев, гуляющий в парке. Его фигура в темном костюме и белой широкополой шляпе, с красным пледом, перекинутым через руку, кажется маленькой рядом с огромными старыми липами. Тургенев писал о своих одиноких прогулках Г. Флоберу во Францию: «Я только что провел 4 дня …в аллеях старого деревенского сада, полного сельских ароматов, земляники, птиц, дремлющих лучей солнца и теней; а вокруг двести десятин волнующей ржи! Это было чудесно! Замираешь с каким-то ощущением торжественности, бесконечности и отупения, в котором есть нечто и от зверя, и от Бога. Выходишь из этого состояния словно после какой-то сильнодействующей ванны. А затем снова вступаешь в привычную житейскую калею» (письмо от 14/26 июня 1872).

Следующий этюд называется «Поповский пруд». Он расположен очень близко от въезда в усадьбу. За прудом, где плещутся гуси, видны поля, лес и овраг «Кобылий верх», место действия рассказа Тургенева «Бирюк».

В середине июля 1881 г. у Тургенева в Спасском пять дней гостила замечательная актриса Александринского театра из Петербурга Мария Гавриловна Савина. С Тургеневым ее связывали теплые дружеские и творческие отношения. «Для Марии Гавриловны Иван Сергеевич на пруде Захара, где была купальня, велел устроить деревянную площадку, или просто небольшое возвышение, так как место около купальни было слишком мелко, и так как Савина купалась не иначе, как в костюме, и любила бросаться в глубину, плавая как наяда» – писал Полонский в воспоминаниях. (Наяда – нимфа, в греческой мифологии божество в виде женщины, олицетворяющей различные силы природы: лесная нимфа, морская нимфа).

«Пруд Захара», изображенный Я. Полонским на этюде, был в 500 метрах от усадьбы и назывался так потому, что находился на земле, подаренной Тургеневым своему старому, верному слуге (камердинеру) – Захару Федоровичу Болошову. Полонский написал этот пруд, купальню и две женские фигурки – Мария Гавриловна и жена Полонского Жозефина Антоновна.

Этюд «Ночное» с изображением нескольких человек у костра в вечерних сумерках и пасущихся на лугу лошадей, напоминает по сюжету известный рассказ Тургенева «Бежин луг». Еще один этюд под названием «Село Спасское» изображает бедные крестьянские избы, крытые соломой, тяжелую жизнь крепостнической России, русской деревни.

Известно, что шесть лучших работ с видами усадьбы Полонский подарил Ивану Сергеевичу. Вскоре после приезда в Буживаль, в сентябре, Тургенев писал Полонскому:

«Твои картины все обрамлены и висят у меня перед глазами в эту минуту и очень мне приятно смотреть на них, потому что всякий раз они мне напоминают о родине, о родном крае

В 1882 г. Тургенев намеревался вернуться на родину и навсегда поселиться в Спасском, но из-за болезни не смог этого сделать. По его настоянию семья Полонских снова провела лето в Спасском.

Полонские следили за хозяйством, сообщали Тургеневу о всех событиях и новостях деревенской жизни, посылали письма с гербариями цветов и листьев из парка.

Старший сын Полонских 14-летний Александр сочинял даже рукописный журнал «Спасский вестник» и отсылал Тургеневу в Буживаль.

В ответных письмах Тургенев давал поручения хозяйственного порядка, проявлял заботу о здоровье, времяпрепровождении своих гостей и просил Полонского продолжать занятия живописью.

«Какой бы ты пейзаж там не писал, мне будет очень приятно его получить», – писал Тургенев Полонскому в июле 1882 г.

Полонский следовал этим советам и работал не менее усердно, чем в 1881 г. Погода ему благоприятствовала. За лето 1882 г. он написал 13 этюдов с видами усадьбы и окрестностей. Шесть из них вновь отослал Тургеневу.

«…вчера пришли твои, до невероятности превосходно уложенные картины! Во-первых, благодарю; во-вторых поздравляю с несомненным успехом. – И мне, и Виардо-старику, и всему семейству они очень понравились. С прошлого года ты сделал большой шаг вперед, и в хорошем направлении…

Если мы все, бог даст, в будущем году будем в Спасском ты еще дальше пойдешь. А теперь я все твои картины обрамлю, покрою лаком – и повешу у себя в кабинете. Еще раз- великое спасибо».

В декабре этого же года в письме к жене Полонского Жозефине Антоновне, Тургенев сообщал, что картины уже заключены в рамки, и он собирается украсить ими салон и кабинет в Буживале, и добавлял: «А насчет того, что станется с этими картинами после моей смерти, то вы тоже не беспокойтесь: я уже распорядился, чтобы они все до единой были отосланы тогда Якову Петровичу и вам».

Больше Тургенев в своих письмах к Полонскому не упоминал о картинах: он был тяжело болен и 22 августа (3 сентября) 1883 г. скончался в Буживале, в доме, на стенах которого висели Спасские этюды Полонского – последний привет с родины.

В сер. ноября 1883 г. Полонский написал письмо в Париж Полине Виардо следующего содержания: «Как уже, известно Вам, в прошлом 1882 году, я послал Тургеневу шесть сделанных в его имении пейзажей, которые не имеют никакого художественного достоинства, но которые снисходительный друг мой принял от меня радушно как наглядное воспоминание о родине:

Тургенев, между прочим, писал нам: «Я уже сделал распоряжение, чтобы все картины ваши до единой после смерти моей были отосланы к вам». Не знаю, известно ли вам это распоряжение, или он забыл о нем? Во всяком случае, это было решение, высказанное им письменно. Никогда не осмелюсь беспокоить Вас каким бы то ни было настойчивым желанием, но желаю видеть у себя эти пейзажи, дорогие мне и моей семье, как воспоминание о гостеприимстве Ивана Сергеевича, и представляю все это на Ваше благоусмотрение. Вечно буду благодарен Вам, если получу эти картины. Пересылка их, конечно же, должна быть за мой счет». Ответа на это письмо Полонский не получил. И лишь через художника А.П. Боголюбова, хорошо знавшего семью Виардо, 7 работ 1881 г. были возвращены. Вот как сообщается об этом в одной из корреспонденций «Орловского вестника». Его автор побывал в Петербурге в семье Полонских: «Борис Яковлевич (сын Полонского) снял со стены несколько небольших работ с этюдами своего отца. Это все были виды Спасского. Все эти картины висели в Париже у Ивана Сергеевича, после смерти которого госпожа Виардо выслала их нам, по нашей просьбе».

Вероятно, это произошло в течение 1884 г. В 1909 г. Академия художеств в Петербурге устроила выставку Памяти Тургенева, в которой приняли участие многие учреждения, в т.ч. были представлены и 7 этюдов с видами Спасского Я.П. Полонского. Работы передали родственники художника. Полонский умер в 1898 г. В 1919 г. вдова поэта Ж.А. Полонская обратилась в Академию художеств с заявлением: «На основании завещанного мне покойным мужем моим Я.П. Полонским права собственности на все его движимое имущество, а равно на все его произведения и переписку – доверяю сыну моему Б.Я. Полонскому передать архив Я.П. Полонского Пушкинскому Дому при Академии наук».

В числе переданных вещей находились и 7 этюдов Сп.-Лутовинова. В наст. время известно 15 живописных этюдов Полонского, 1 рисунок пером и портрет Тургенева. 2 этюда хранятся в музее И.С. Тургенева в Спасском-Лутовинове в комнате Савиной: Пруд Захара, Уголок Спасского парка. 1 этюд – в Литературном музее г. Москвы, остальные в Пушкинском Доме Санкт-Петербурга.

 

Список источников:

  1. Полонский Я.П. И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину. В кн.: Полонский Я.П. Проза. – М., 1988. – С. 394-480.
  2. Тургенев и Полонский. – В кн.: Иван Сергеевич Тургенев: Жизнь. Искусство. Время. – М.: Сов. Россия, 1988. – С.131-140.
  3. Медынцева Г. Яков Полонский – живописец // Литературная учеба. – 1988. №2. – С.120-124.
  4. Пронина Л.А. И.С. Тургенев и Я.П. Полонский-художник. – В кн.: И.С. Тургенев: вчера, сегодня, завтра: классическое наследие в изменяющейся России: Материалы междунар. науч. конфер. Вып.1. – Орел: Изд-во ОГУ, 2008. – С.171-179.
  5. Тургенев И.С. Полное собрание сочинений и писем: – В 30-ти т. Письма. В 18-ти т. Т.9. 1871-1872. – М-Л.: Наука, 1965.
Яндекс.Метрика