Чтения II (2013)

II Всероссийские краеведческие научно-практические Потанинские Чтения — 2013

«Гражданско-патриотическое воспитание в культурно-образовательном пространстве региона средствами краеведения и музейной педагогики:

опыт, проблемы, перспективы»

25-26 января 2013

Свыше 100 педагогов, краеведов, музейных работников из Москвы, Тулы, Орла, Мценска, Орловской области и Мценского района во второй раз собрались для обсуждения состояния, проблем и перспектив дальнейшего развития краеведения, его роли в становлении гражданско-патриотическом воспитания молодого поколения. Особую значимость придает этому форуму хорошо налаженное партнерство с Московским отделением Русского географического общества, ветеранскими организациями, казачеством, Общественной палатой.

Администрацией города Мценска, областной станцией детского и юношеского туризма и экскурсий, региональным отделением Педагогического общества РФ, выступившими организаторами этой научно-практической конференции, был собран довольно широкий состав участников: от воспитателей детских садов, учителей школ до научных сотрудников учреждений профессионального образования, культуры и науки. Откликнулись на приглашение и представители ряда местных предприятий.

На пяти дискуссионных площадках, сгруппированных по интересам участников, велся коллективный поиск путей активного приобщения обучаемых и воспитанников к общественно-значимой деятельности по изучению, сохранению духовного наследия родного края, развитию туризма. Красной нитью в содержании всей секционной работы проходила тема подготовки к 70-летию освобождения Орла и Мценска от немецко-фашистских захватчиков, которая нашла отражение как в выставке наглядных материалов и книжных новинок, так и в материалах, проведенных для гостей музейных экскурсий.

…Полная версия статьи

 
Список зарегистрированных участников
 
Фото-лента события
Видео-репортаж

 
Презентации сообщений отдельных участников Чтений
 

СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА — 2013

 Раздел 1. Гражданско-патриотическое воспитание

в культурно-образовательном пространстве региона

средствами краеведения и музейной педагогики

 

Логинова Г.Н. Использование культурно-образовательных ресурсов Мденского края в гражданско-патриотическом воспитании населения

4

Клочкова H.Н. Мценск расширяет туристические горизонты

9

Тихий В.И. Возможности формирования территориально-отраслевых кластеров в муниципальной экономике

12

Матвеева Е.Г. Музейная педагогика на пути формирования свободной, творческой, инициативной личности

17

Моськин В.Р. Социально-образовательный проект «Использование базовых ценностей в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях»

20

Воронкова Л.B. Социальное партнерство государства, общества и образования в решении проблем гражданско-патриотического воспитания молодежи (из опыта работы орловского регионального отделения общественной организации «педагогическое общество России»)

24
   

Раздел 2. Формирование базовых ценностей молодёжи

средствами музейной педагогики и краеведения

 

Мамедова Е.Г. Культурно-образовательная деятельность зала истории г. Мценска и средней школы №1 как средство формирования гражданской личности

32
Козлова И.А. Воспитание гражданина и патриота 35

Шалимова Ж.Н. Вопросы патриотического воспитания в системной подготовке

организаторов работы с молодежью

39

Евтягина Т.В. Роль пионерской организации «Орлята» в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков

41

Посохина О.В. Школьный музей как основа формирования патриотических ценностей молодежи

45

Бухарин В.Ю. Формирование патриотических ценностей у обучающихся школы

47

Илюнина Г.В. Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации обучающихся

50

Соколова С.С. Краеведение как элемент патриотического  воспитания

51

Обозова Е.В. Краеведение как средство реализации концепций гражданско-

патриотического и духовно-нравственного воспитания

55

Горячева Н.В. Зал истории школы  центр духовно-нравственного воспитания

школьников

57

 

 

Раздел 3. Народные традиции и культура

— основанравственного и патриотического воспитания

в дошкольном и внешкольном образовательном учреждении

 

Громова Ю.В., Багликова Е.И. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества 62

Трещева Л.А. Фольклор как средство эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и подростков

66
Воробьева Г.С., Филатова Е.Н. Музей  хранитель народных традиций и культуры. Музейная педагогика в дошкольном учреждении 68

Мотина Н., Старых О.В. Реконструкция костюма-«парочки» конца XIX, нач. XX веков

73

Прасолова Е.Н., Голощапова Н.Б. Гражданско-патриотическое воспитание в культурно-образовательном пространстве школы средствами музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы

75

Фомкина В.Е. Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики

76

Шишкина Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культурному наследию посредством музейной педагогики

79

Мазниченко С.И., Белякова Е.В. Формирование патриотических чувств и нравственных качеств личности через ознакомление дошкольников с родным городом

80

Хрипкова Л.Ф. Состояние и перспективы патриотического воспитания в дошкольном звене

83

Борисова И.И. Занятия по созданию традиционной куклы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в Орловском музее изобразительных искусств

86

Токарева Ю.Н. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

средствами краеведения

90
   

 Раздел 4. Патриотизм и краеведение:

образование, воспитание, образ жизни

 

 

Дегтярева Н.И. Опыт духовно-нравственного воспитания школьников при изучении произведений писателей Орловского (На материале урока по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Нищий»)

94

Литвинова А.Б. Воспитание патриотизма и гражданственности — благородная миссия школы (опыт работы школы №3 г. Мценска)

97

Слепцова Т.В., Крылова Н.Б., Еремина А,В., Булгакова И.В, Журавлёва А.А., Долягина З.У. Система гражданского воспитания анализ теоретических концепций

100

Слепцова Т.В., Ноздрина А.В., Булгакова И.В., Еремина А.В. Игра как средство гражданско-патриотического воспитания

109

Ефимова И.В. Воспитание у дошкольников любви к родному городу

113

Семёнова В.В. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время (из опыта работы МОУ-лицей №1 имени М.В. Ломоносова г. Орла)

115

Павлова А.И. Конкурс социальных проектов по краеведению как средство

формирования личности гражданина

123

Павлюк О.И. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской

позиции подростков, членов пионерской организации»

124

Абросимова А.Л. Использование инновационных форм работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников

133

Жирякова Е.Л. Роль краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников

136

Карелина Ю.Л. Роль цветописи в идеостиле Н.С. Лескова

138

Глушкова Н.А. Краеведение в системе воспитания школы

143

Павлюк О.И. Детская общественная организация как важнейший социальный институт воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения

146

Никифорова С.М. К вопросу о формировании у студентов знаний о специфике становления и эволюции ментальности русских

150

Воронков С.В. Учебная дискуссия как средство формирования правовой культуры

студентов, будущих бакалавров образования

153

Ефремова Л.Ю. Слово  источник духовно-нравственного воспитания и формирования образа жизни

164

Паршин В.Ф. Музейная педагогика и краеведение — необходимое условие дальнейшего развития инновационного образовательного пространства города и района

168

Исамухамедоеа И.Л. Педагогические идеи гражданского становления личности

В.Г. Белинского

171

Рублева И.А. Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогической

деятельности Н.Г. Чернышевского

174

Артюхов В. Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания

176
   

Раздел 5. Музееведение, туристско-экскурсионная, проектно- исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания

 

 
Чирикина Л.П. Организация военно-исторического краеведения в современных условиях 181
Булгаков А.И. История школы №3  славная страница истории г. Мценск 183

Метальникова М.П. Музейная педагогика  эффективное средство гражданско-

патриотического воспитания школьников

187
Фомина И.Н. История одного музея 190
Бровина Е.А. Орловская губерния в Отечественной войне 1812 года 192
Штин А.М., Алиева 3.М. Исследовательская работа по географии во внеурочное время 195

Карнюшина Т.П. Поисково-исследовательская работа в системе гражданско-

патриотического воспитания школьников

199

Сапронова Л.П. Музей и дети

202
Збинякова З.Н., Збинякова Е.И. Музей  центр гражданско-патриотического воспитания учащихся в современных  условиях 206

Климов Д., Тарасова Н.И. Экологические противоречия и экологизация в сельском хозяйстве

212
   

Раздел 6. Использование ресурсов культурного и природного наследия

в целях развития региона 

 

 

Чурсина М.И. Туристические маршруты, связанные с мценскими объектами

культурного наследия

214
Мустафаева Н.В. Значимость экспедиционной работы на базе государственного мемориального и природного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в формировании патриотических ценностей обучающихся 217
Ковалева М.В. Мценск XIX века глазами отечественных и зарубежных современников 221
Моськин Р.В. Велоэкскурсия «Мценск — город на семи холмах».
 
227

Алехина Е.В. Мценский район на карте единого туристического региона «Окская

долина»

238

Захаренко О.И. Исследовательская деятельность учащихся на основе этнографической экспозиции школьного музея как условие раскрытия и реализации

интеллектуального потенциала поколений

243

Кутузов А., Волобуев В.А. «NEBELWERFER» против «Катюши». Реактивные системы залпового огня красной армии и вермахта в годы Великой Отечественной войны

245
Глухова М., Ковалева М.В. Мудрость крестьянского быта 246

Ветров А., Щукина Н.Г. «…именем Господа нашего стоять здесь монастырю» (страницы истории Петропавловского мужского монастыря г. Мценска)

250
 

Материалы сборника можно приобрести на диске

Яндекс.Метрика