Бронепоезд Победы

Елена Сергеева – автор материалов по краеведению, туризму, военно-патриотической тематике, журналист газеты «Орловская правда».

В канун 70-летия победы в битве на Орловско-Курской дуге и освобождения Орловской области от немецко-фашистских захватчиков во Мценске открылась первая экспозиция создаваемого музея истории бронепоездов, защищавших орловскую землю. В этом году (2013 — прим. ред.) мемориалу исполняется 10 лет.

Поезд-памятник

На станции Мценск в 2003 году был установлен на вечную стоянку поезд-памятник «База бронепоезда». Это типовая модель бронепоездов «Коломенский рабочий», «Илья Муромец» и «Козьма Минин», которые в годы Великой Отечественной войны защищали город от немецко­фашистских захватчиков. Орловские железнодорожники воссоздали паровоз, платформу для артиллерийских орудий и теплушку для перевозки солдат и офицеров. На вагон-платформу установлены зенитные орудия. А совсем скоро в теплушке расположится музейная экспозиция, где будут представлены фотографии бронепоездов, документы, пулеметы, радиостанция и другие экспонаты.

Историческое открытие

Памятник бронепоездам во Мценске установили на привокзальной площади по инициативе поисковиков из школы №8 города Мценска. Школьники по крупицам собирали сведения о боях за Мценск, изучали архивные и музейные документы. Под руководством учителя ОБЖ Сергея Сретенского они обследовали высоты в районе станции Бастыево и деревни Лихановка. Проходя по маршруту движения бронепоездов, отряд обнаружил неизвестное воинское захоронение, на месте которого был установлен памятный знак. Из слов местного жителя Федора Гришина школьники узнали, что это могила двух машинистов с разбитого бронепоезда. Эта информация была подтверждена ветераном Великой Отечественной войны путевым обходчиком Николаем Кулябиным. Он поведал ребятам, как проходили бои бронепоездов с немецкими самолетами.

Рассказанные истории положили начало исследовательской работе юных поисковиков. Через год они собрали подробный материал о действиях бронепоездов во время Великой Отечественной войны на территории Орловской области. В 2001 году Сергей Жернов (тогда десятиклассник) представил проект «Бронепоезда» в Москве на Всероссийской краеведческой конференции «Отечество» и занял первое место. В 2003 году мценские поисковики в столице защитили социальный проект «Я – гражданин России» по установке памятника героям-железнодорожникам. Идея сооружения мемориала была поддержана Министерством железных дорог России. В открытии памятника «База бронепоезда» приняли участие ветераны войны, участвовавшие в сражениях под Мценском. Они подтвердили достоверность собранной информации, – рассказала директор мценского краеведческого музея Елена Матвеева.

Крепости на колесах

В Великую Отечественную войну в боевых действиях участвовали более 200 бронепоездов. Они были оснащены танковыми и зенитными пушками, а также пусковыми установками реактивных снарядов. Бронепоезда отличались высокой точностью ведения огня. Четыре дивизиона бронепоездов армий Брянского фронта в 1942-1943 годах дислоцировались на станции Чернь, расположенной в 30 километрах от Мценска. В составе одного из них – 31-го особого Горьковского дивизиона – находились «Илья Муромец», «Козьма Минин», «Коломенский рабочий». Все они сражались на орловской земле.

Бронепоезд «Коломенский рабочий» под командованием лейтенанта Петра Горелика прибыл под Мценск к концу 1941 года. Боевая часть состава состояла из шести тяжелых платформ с гаубицами «Виккерс» и 37-­миллиметровыми зенитными орудиями. В него входили также платформы с запасными рельсами и несколько вагонов для личного состава. «Коломенский рабочий» полтора года прикрывал головной участок железной дороги южнее Москвы – от Мценска до станции Горбачево Тульской области.

Свой решающий бой бронепоезд принял 27 апреля 1942 года под Мценском у реки Зуша, поддерживая огнем тяжелых орудий наступление нашей пехоты и танков. Красноармейцы в тесных задымленных башнях вели огонь по вражеским составам на станции Мценск на предельных возможностях орудий. Бронепоезд постоянно подвергался ударам пикирующих бомбардировщиков Ю87. В него попали две бомбы. Одна – в орудийную площадку, другая – в вагон с углем и водой. В этом бою личный состав бронепоезда потерял 11 человек. Пройдя ремонт в Коломне, бронепоезд продолжил бои за Мценск.

Летом 1943 года началось наступление наших войск под Орлом и Курском. Отходя под ударами Красной Армии, немцы взрывали мосты, разрушали железнодорожные пути. Продвигаться за наступающими войсками и воевать для бронепоездов стало невозможно. «Коломенский рабочий» надолго встал перед разрушенным немцами мостом через реку Зуша.

Козьма и Илья

Идея строительства бронепоезда «Козьма Минин» появилась у железнодорожников Горьковского узла осенью 1941 года. Время было тяжелое: немецкие захватчики прорывались к Москве, фашистские самолеты бомбили Горький. У оставшихся в тылу железнодорожников появилась идея построить бронепоезд, чтобы на нем уехать на фронт.

День рождения бронепоезда «Козьма Минин» – 18 октября 1941 года. Тогда вышло постановление обкома ВКП(б), в котором говорилось: «Одобрить инициативу железнодорожников Горьковского узла о строительстве бронепоезда». Почти в то же время в Муроме началось строительство еще одного бронепоезда – «Илья Муромец». Их строили в свободное от работы время, жертвуя редкими часами сна и отдыха. Бронепоезда оснастили «катюшами» – самым грозным оружием того времени. Команды состояли из добровольцев.

Бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец» вошли в состав 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов. 26 апреля 1942 года дивизион под командованием Якова Грушелевского прибыл в Тулу для поддержки 3-й армии. Базировались поезда на станции Чернь Тульской области. Впервые в бой обе крепости на колесах вступили у станции Выползово. 12 мая 1942 года бронепоезда получили приказ парализовать работу станции Мценск. Ранним майским утром они вышли на огневые позиции. Разведчики донесли о значительном скоплении на станции вражеских эшелонов. Огонь бронепоезда открыли одновременно. Почти сто осколочных и зажигательных снарядов легли на позиции фашистов. Через час залпы повторили по огневым точкам противника.

Пламя пожаров долго полыхало над разбитыми вагонами и складами фашистов. Немецкое командование встревожило появление мощных советских бронепоездов. Самолеты противника начали выслеживать поезда и атаковать их. Но наши зенитчики встречали самолеты прицельным огнем. В одной из атак две авиационные бомбы попали в «Илью Муромца». Погибли командир 31-го дивизиона бронепоездов майор Яков Грушелевский, начальник штаба дивизиона старший лейтенант Писемский и корреспондент газеты «Гудок» Букаев. Они похоронены в братской могиле на станции Чернь.

Однако «вездесущий русский призрак», как немцы называли «Илью Муромца», после атаки остался в строю. Уцелел и «Козьма Минин». Той же ночью два бронепоезда незаметно вышли на огневой рубеж к станции Мценск и нанесли противнику еще один сокрушительный удар. Через час «Илья Муромец» и «Козьма Минин» повторили атаку, уничтожив вражескую артиллерию, раскрывшую свои позиции. Утром немецкое командование передало по радио:

«Вчера на станции Чернь Тульской губернии в результате массированного налета авиации Рейха уничтожены советские бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», построенные Америкой».

Однако следующей ночью на фашистов вновь обрушился шквал огня – бронепоезда незаметно вышли на огневой рубеж и, нанеся мощный удар, невредимыми ушли на запасные позиции.

В течение трех лет дивизион сражался под Орлом и Брянском, на тульской и калужской земле, под Жлобином на Днепре и под Ковелем в Западной Украине, под Варшавой на Висле и в Франкфурте-на-Одере. Бронепоезда совершили более 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения фашистов, участвовали в прорыве обороны и в отражении атак противника. Артиллерийско-минометным и пулеметным огнем было уничтожено 15 немецких самолетов, бронепоезд, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, склады боеприпасов.

За боевые заслуги 31-й отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили «Илья Муромец» и «Козьма Минин», были награждены орденом Александра Невского.

При цитировании материала, используйте выходные данные статьиСергеева Е.В. Бронепоезд Победы. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 139-143.

Яндекс.Метрика