Духовный выбор Мценска. К 600-летию крещения города

Ливцов В.

20-21 июня Орловская митрополия и мценская общественность отметили 600-летие крещения города Мценска. Доктор исторических наук, профессор Виктор Анатольевич Ливцов размышляет о неслучайности духовного выбора, который сделали наши предки.

Крещение племени вятичей святым Кукшей в 1113 г. не привело сразу к полному успеху христианской миссии в верховьях реки Оки, и просвещение территории региона светом Православия затянулось на несколько столетий. Если на территориях нынешней Брянской и Калужской областей, входивших в землю вятичей, к 14-15 векам христианская миссия принесла обильный плод – здесь даже были основаны монастыри, то в верховьях Оки, в границах нынешней Орловщины, среди населения ещё долго наблюдалось двоеверие: люди поклонялись Иисусу Христу и одновременно исполняли языческие требы. Это подтверждается и археологическими исследованиями: в захоронениях той поры встречаются и православные крестики, и языческие обереги. Для завершения миссии крещения вятичей требовались новые усилия.

К концу XIV века в верховьях Оки существовали Верховские княжества. Они возникли в земле вятичей в XIII века после гибели в Орде святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского (20 сентября 1246 г.), когда его сыновья и наследники разделили княжество на уделы. Мценск вошёл в Глухово-Новосильский удел Земли края находились в юрисдикции Черниговской епархии. Однако после сожжения татаро-монголами Чернигова в середине XIII века архиерейская кафедра была перенесена в Брянск, что приблизило центр духовного просвещения к территории будущей Орловской епархии и благотворно сказалось на последующем духовном просвещении края. Однако вскоре значительная его часть вместе с Мценском отошла к Рязанской епархии, выделившейся из Черниговской. Ситуация осложнилась тем, что языческая тогда ещё Литва, противостоявшая Москве, принялась поглощать прежнюю территорию некогда огромного Черниговского княжества, стремясь объединить бывшие древнерусские земли. И полем соперничества Литвы и Москвы стали Верховские княжества.

Со времён митрополита Петра, переехавшего из Киева в Москву, литовские князья стали добиваться создания и отдельной Галицко-Литовской митрополии. Она, являясь яблоком раздора между Литвой и Москвой, то создавалась, то вновь упразднялась. В 1359 году князь Ольгерд овладел Брянском – временной столицей Черниговской земли. Одновременно Галицко-Литовский митрополит Роман самовольно присоединил к своей митрополии Брянскую кафедру, архиереи которой посвящались уже в Брянске. В этот момент встал вопрос церковной юрисдикции Верховских земель. В 1361-1362 годах происходит окончательное подчинение Киева Литве. В 1368 году началась литовско-московская война – «Литовщина», в ходе которой Новосиль становится союзником Литвы, а Ольгерд скрепил этот союз династическим браком своей дочери с князем Иваном Новосильским.

Однако в 1370 году воеводы князя Московского Дмитрия Донского без объявления войны опустошили Новосильское княжество и взяли Мценск, причём в плен попали жена и дочь князя Ивана. Хотя позже Ольгерд добился успехов, восстановить протекторат над Новосильским княжеством ему больше не удалось. Поставленный Москвой новый Новосильский князь Роман выступал союзником Москвы, а его дружина участвовала в Куликовской битве в 1380 году. Спор Литвы, Польши, князей Московских и ханов Золотой Орды порождал взаимные упрёки. «Жалобы слышались со всех четырёх сторон; и все оправдывались друг перед другом огнём, пленом и убийством», – пишет в «Исторических очерках города Орла» Гавриил Пясецкий. Брянские епископы, втянутые в эту борьбу, иногда добровольно переходили на сторону литовского митрополита, как, например, архиепископ Исаакий. Паства колебалась между выбором московского или литовского митрополита.

В 1385 году между Литвой и Польшей заключается Кревская уния, создавшая новое государственное объединение в Европе и предопределившая усиление его давления на Восток. В 1387 год языческая Литва официально приняла католичество, и жившие на её территории православные русские люди оказались под ещё большим давлением, чем ранее.

Как предполагает исследователь Владимир Неделин, на рубеже XIV–XV веков Мценск стал столицей удельного княжества, выделившегося из Одоево-Новосильского.В 1392 году Великим князем Литовским стал Витовт, который продолжил политику Ольгерда. В 1404 г. он покорил Смоленск. В 1406-1408 гг. между Литвой и Великим княжеством Московским шла война. Для Василия I она окончилась неудачно. Его границы отодвинулись к Оке, а Верховские княжества и Мценск оказались во владении Литвы. Мценск более 90 лет являлся ключевой крепостью Великого княжества Литовского. По настоянию литовского князя Мценск был отчислен от Рязанской епархии к Брянской и разделил участь западных городов. Окраина Руси тогда находилась в 300 км от Москвы, и города края, в первую очередь Мценск, находились на границе литовских владений с русскими. Великий князь Московский и митрополит не могли мириться с тем, что жители вскоре могут быть насильно обращены в католичество, тем более, что Мценск оказался под Литвой недавно. Кроме того, с инициативой крещения было связано и возможное подчинение края Москве.

Крещение жителей Мценска предание связывает с именем выдающегося проповедника митрополита Фотия. Константинопольский Патриарх поставил его митрополитом Киевским и всея Руси в 1408 году. Через год после посвящения митрополит прибыл в Киев, сопровождаемый послами императора и патриарха. Витовт встретил его недоброжелательно, но затем признал. В Москву Фотий прибыл в марте 1410 года.

В 1411 году Витовт собрал в Новогрудке (тогдашней столице Литвы, расположенной чуть западнее Минска). Собор литовских епископов, отложил литовские епархии от московского церковного управления и потребовал избрания своего митрополита. Ставленник Витовта, Григорий Цамблак, племянник бывшего русского митрополита Киприана, прибыл в Царьград, но Фотию удалось послать в Константинополь своих людей и оказать воздействие на патриарха Евфимия. Григорий не был поставлен митрополитом и был отлучен. Но, по его возвращении, Витовт собрал епископов и уговорил их самих поставить Григория митрополитом. В 1415 году в Новогрудке литовские епископы возвели Григория в митрополиты. Патриарх Евфимий и его преемник Иосиф вновь предали Григория отлучению. Несмотря на это, Григорий продолжал править. Он скончался зимой 1419 года.

Накануне мценского крещения произошло ещё одно очень важное событие. В 1414 году константинопольский император Мануил женил своего сына Иоанна на дочери князя Василия I Анне. Это значительно укрепило позиции как московского князя, так и русского митрополита.

Вполне вероятно, что через несколько лет после захвата Мценска Литвой московские князья предпринимают отчаянную попытку подчинить себе и крестить окраинный литовский город Мценск. О том, что такие попытки предпринимались, свидетельствует летописный рассказ. Источник сообщает, что по повелению московских князей Василия и Андрея Димитриевичей, по благословению московского митрополита Фотия в город был послан пресвитер, по преданию Иоанн, «со многим воинством». Закосневшие в язычестве мценяне сперва «ратоваша на них» и «одержими бяху слепотою». То есть, жители Мценска выступили против принятия христианства и в наказание были поражены слепотой. Это подействовало на них так, что они сами крестились и стали призывать других. «Они же прихождаху, и увещеваху их ко святому крещению. Десятый неделе по Пасце, в пяток, прием святое Крещение, мецняне Ходины, Юшинки и Зикии и прозреши» 29 мая 1415 года (по старому стилю).

Таким образом, сообщает сказание, первыми из жителей Мценска крестились Ходины, Юшинки и Зикии, тут же прозревшие, и нашли у подножия крутой горы Самород образ Святителя Николая и большой каменный крест, спрятанные, по преданию, ещё при нападении войск Батыя в XIII веке. По другому преданию, чудотворный образ Святителя Николая приплыл во Мценск на «камене» в виде креста. Предполагают, что он являлся священным камнем у язычников-вятичей, а после принятия ими крещения его обтесали в виде креста.

В честь этого события жители Мценска, по преданию, построили на соборной горе с древним названием «Самород» два храма. Один – деревянный – в честь мученицы Параскевы Пятницы, так как крещение это произошло в день её празднования, а другой – каменный – в честь Святителя Николая Мирликийского.

После 1500 года западные города орловского края были окончательно отвоеваны Великим князем Московским Иоанном III у литовского князя Александра. Брянский епископ Иона, сторонник литовского князя, был отправлен в Москву в качестве пленника, и Брянская епархия, куда входила и территория будущей Орловщины, уже навсегда перешла в ведение Московского митрополита. Празднование 600-летия окончательного духовного просвещения Мценска и всего Орловского края дают нам возможность ещё раз заглянуть в прошлое и осознать всю неслучайность как того духовного выбора, который сделали наши предки, так и глубины духовных и политических противоречий и конфликтов, которые существуют до настоящего времени.

 По материалам сайта http://www.orel-eparhia.ru/news/2015/06112

Яндекс.Метрика