Коссов А., Коновалова Н.[1]
День Победы 9 мая 1945 г., эту дату знает каждый, наша страна шла к ней долгих четыре года. 1418 дней войны – это кровь и смерть, боль и горечь утрат, гибель лучших сыновей и дочерей России.
В каждой семье есть свои Герои. Это все те, кто победили фашизм в Великой Отечественной войне. Кто-то прошел всю войну, кто-то погиб в ее первые дни, но память о годах, опаленных войной, хранится в каждой семье, в рассказах родных и близких, в письмах с фронта, на военных фотографиях, в фондах и архивах музеев. Во Мценском краеведческом музее вся коллекция составляет более 21 тыс. экспонатов, часть из них представлена в выставочных залах.
Среди многочисленных предметов есть связанные с историей Великой Отечественной войны в городе Мценске. Это фотографии Героев Советского Союза, воздушных асов, земляков – Макарова Дмитрия Алексеевича, Егорова Петра Дмитриевича, Фатеева Ивана Федоровича, Кузьмина Валентина Сергеевича. Двое из них по имеющимся наградам самые титулованные, они участвовали в боях на Курской дуге.
Освобождал малую родину, и осуществил первый свой вылет ведомым в составе группы на бронированном штурмовике Ил-2 Иван Федорович Фатеев. Чтобы выполнить задание, летчикам предстояло нанести удар по танкам и артиллерии противника в районе поселка Кромы.
За годы войны много где пришлось повоевать нашему героическому земляку, заместителю командира авиаэскадрильи Ивану Фатееву. Он с июля 1943 г. и до окончания Великой Отечественной войны служил в составе 175-го гвардейского штурмового авиационного Слуцкого Краснознаменного ордена Суворова полка, боевой путь которого пролегал через Центральный, Белорусский и 1-й Белорусский фронты. Свое непосредственное участие в разгроме фашистских захватчиков начал в Орловско-Курской операции, во время которой он произвел семь успешных боевых вылетов, проявив мужество, смелость, стойкость и отвагу. «…Участвуя в боях в Орловско-Курской, Севской операциях и за освобождение городов…
Товарищ Фатеев храбрый, мужественный, грамотный воздушный воин, ведущий групп 5-6 самолетов, своим примером увлекал летный состав на точное выполнение боевых заданий командования…».
За образцовое выполнение боевых заданий был награжден многими орденами и медалями. Один из первых в полку получил высочайшую награду «Звезду Героя».
Освобождал родной край еще один наш земляк Валентин Сергеевич Кузьмин. Он в июне 1943 г. молодым рядовым летчиком прибыл в действующую Армию, имея налет на самолетах ПО-2, Р-5, СБ – 4 часа и год перерыва в летной работе. В кратчайшие сроки прошел подготовку и освоил самолет ИЛ-2. Первый свой вылет совершил 15 декабря 1943 г. ведомым в составе самолетов ИЛ-2. За период 11 ноября 1943 г. по 5 мая 1944 г. совершил 36 успешных боевых вылетов на разведку боем.
Кузьмин быстро накапливал боевой опыт, умело обобщал и передавал молодому летному составу. Он никогда не успокаивался на достигнутом, всегда искал новые методы атаки цели, ведения воздушного боя в зависимости от обстановки, лично применял их и учил этому летный состав, благодаря чему его эскадрилья имела незначительные потери в людях и материальной части. «…Выполняя боевые задания в с. Городище потерь не имел, благодаря умелому использованию облачности, противозенитному маневру и высокому мастерству ведения воздушного боя. Его самолет неоднократно был до неузнаваемости изрешечен прямыми попаданиями снарядов зенитной артиллерии и истребителей, но благодаря отличной технике пилотирования, большой силы воли и выдержке, в самой трудной боевой обстановке, самолет и группы приводил на свой аэродром...»
За время боевой работы лично потерял лишь один самолет ИЛ-2. Его эскадрилья держала первенство по наименьшим потерям боевой техники. Наземное командование неоднократно восхищалось работой его групп. За отличное выполнение заданий по срыву контрнаступления немцев и отличное взаимодействие с наземными войсками, он и все летчики его группы, получал благодарности от командования.
Много успешных боевых вылетов совершили В.С. Кузьмин и И.Ф. Фатеев. За годы войны они выполнили много трудных заданий, рискуя жизнью, их подвиги были высоко оценены Верховным Главнокомандующим, им присвоены звания Героев Советского Союза.
Продолжая рассказ о храбрости летчиков в годы Великой Отечественной отметим, что в в экспозиции зала войны музея есть еще интересные экспонаты – в частности, останки самолета, найденного военно-историческим клубом «Орловский рубеж» в 2009 г. Как это произошло, рассказал его председатель Александр Коссов.
Они были найдены несколько лет назад при проведении поисковых работ в окрестностях Мценска на поле бывшего МХП Нижняя Зароща, там, где находится памятник «Катюша». Зафиксировав при случайной проверке металлоискателем сильный сигнал, сначала подумали, что это, как обычно, каски, металлические листы, цинки от патронов.
Удивились, когда обнаружили какую-то металлическую трубу. Первое предположение, что это миномет, а потом яма все расширялась, и оказалось, что это останки самолета, которые углубились в землю на 3,5 м. Работы продолжились, чтобы откапать эту яму с военной части привлекли технику, потому что ручным трудом это было достаточно сложно сделать.
В результате вытащили останки самолета ЛА-5. Его марку установили по деталям фюзеляжа, по авиапушкам, двигателю, двигателю воздушного охлаждения М-82, по номеру на блоке двигателя, на цилиндрах. Определили, что этот двигатель принадлежал ЛА-5 15-й воздушной армии, 315 авиадивизии, 50-го истребительного авиаполка.
В последний полет на нем вылетел младший лейтенант Анатолий Николаевич ДМИТРУК. Он родился в 1919 г. в г. Скопино Рязанской обл., закончил Борисоглебскую школу летчиков. В 1940 г. был призван в армию, в связи с началом войны его направили на фронт, в 1942 г. прошел обучение на самолете ЛА-5. Служил в 50-м истребительном авиаполку 315 дивизии и воевал в нем до момента гибели.
По документам, найденным, в архиве выяснили, что эта авиагруппа была придана 15-й авиадивизии воздушной армии, занимала аэродромы в Тульской обл.
Вылетали летчики сначала на свободную охоту парами, потом в мае 1943 г. переключились на разведку вражеских позиций. Большинство истребителей в июне-июле 1943 г. летало на разведку в преддверии операций «Цитадель» и «Кутузов» в направлении н. п. Новосиль-Залегощь и Мценского р-на. Самолеты перелетали через линию фронта и вели разведку.
Хорошо эти эпизоды того времени иллюстрирует фильм «В бой идут одни старики». Перед пилотами ставилась задача сделать фотографии и визуально рассмотреть местность. По возвращении летчики наносили на планшеты найденные цели, позиции противника.
12 июля 1943 г. мл. лейтенант Дмитрук и его ведомый вылетели на разведку в деревню Веселое Залегощенского р-на, как раз в то время начиналась операция «Кутузов», наступление советских войск 3-ей и 63-ей армий.
Возвращаясь с задания, над г. Мценском, где сейчас находится район «В», летчики встретили несколько немецких самолетов. В боевом задании у них было написано «не ввязываться в бой, если что, уходить на свою территорию, прятаться в облаках, чтобы сохранить ценные данные».
Ведущий и ведомый ушли в облака, но при выходе попали в воздушный бой. Ведомому Дмитрука удалось вернуться на аэродром, а Анатолий Николаевич из боя не возвратился.
Поисковики, запрашивая информацию, нашли свидетельство этого воздушного боя в документах 283-й дивизии, которая как раз в это время стояла в районе Голубков (Голубки, Степурино и далее Нижняя Зароща, Бутырки). В журнале боевых действий 860-го полка было записано, «…один советский самолет был подбит, он загорелся и упал на нейтральной полосе, ближе к немецким позициям. Летчик выпрыгнул с парашютом…». Его отнесло на сторону дислокации 860-го полка. Этим летчиком как раз был Анатолий Дмитрук. Его в воздушном бою тяжело ранило, и впоследствии он умер при перевозке в полковой медицинский пункт. По документам личность погибшего установили, тело пилота было погребено возле полкового медицинского пункта.
На счету младшего лейтенанта Дмитрука в июле 1943 г. 45 часов полетов на ЛА-5 и 400 вылетов. В одном из боев он сбил немецкий самолет, за это представлен к награде орден «Отечественной войны II-й ст.».
«…Дисциплинированный, грамотный командир, смелый, инициативный истребитель-разведчик, всегда рвущийся на выполнение любого боевого задания. 11.06.1943 года в районе Орла сбил «Фокевульф-190». Летая на разведку, всегда давал ценные сведения командованию о группировке войск противника в районе Орла, Мценска. За мужество и отвагу при выполнении боевых заданий младший лейтенант Дмитрук достоин награждения орденом Отечественной войны 2-й степени». Подписано представление 15 июля 1943 г., а после рассмотрения Президиум Верховного Совета СССР представил его к более высокой награде – ордену Отечественной войны 1-й степени. Это написано в верхнем левом углу наградного листа и отражено в приказе.
После гибели летчика записали, что он без вести пропал, а орден отправили на Родину пилота. Сейчас Анатолий Николаевич Дмитрук не числится по базам данных, пропавших без вести. Поисковики клуба «Орловский рубеж» предполагают, что он, скорее всего, похоронен в братской могиле в деревне Нижняя Зароща, именно там находился полковой медицинский пункт. Это выяснили, анализируя архивные документы и таким образом вычислили, где погиб летчик, где захоронен, но до сих пор в формуляре памятника его фамилии не значится. Поисковики изготовили табличку с данными о летчике и установили на месте его захоронения.
Найденные детали самолета частично размещены в центре военной истории, остальные экспонаты распределены по музеям – 3-й армии и Мценскому краеведческому музею. Посетив этот музей и зайдя во 2й зал войны, можно рассмотреть детали самолета ЛА-5, на котором летал А.Н. Дмитрук. Это головка двигателя М-82, стойка основного шасси, бронеспинка самолета, детали фюзеляжа, авиационная пушка 20 мм калибра.
В 2009 г. удалось установить имя еще одного летчика: Семена Михайловича ФАДЕЕВА, погибшего под Мценском; поисковики также смогли разыскать его родственников. Его останки переданы двоюродному брату и племяннику в г. Дзержинск Нижегородской обл.
В кон. июля 2010 г. клуб «Орловский рубеж» совместно с клубом подводного плаванья «Диво» из г. Орла на слиянии рек Оки и Зуши обнаружили металлические предметы, частично замытые илом. Это были обломки самолета. Обследуя место, выяснилось, что ИЛ-2 врезался в берег и лежал на глубине примерно 2,5 м. Несмотря на мягкий берег, самолет разбился вдребезги, от двигателя, к примеру, нашли лишь два шатуна с цилиндрами. Со дна реки достали две изуродованные авиапушки ВЯ-23, часть металла с фюзеляжа и центроплана, изогнутую в дугу ракетницу. Подняли останки пилота, который, судя по найденной пряжке, был офицером.
Почистили ракетницу, открылось клеймо тульского завода и год выпуска – 1942-й. Распилив болгаркой найденные цилиндры, на поршнях нашли номер двигателя, связались со специалистами по потерям ВВС. Через Центральный архив г. Подольска по сохранившемуся номеру двигателя удалось установить имя погибшего на мценской земле летчика, уроженца Ленинградской обл., Алексея Сергеевича Принцева 1915 г. рождения, который служил в 299-й авиационной дивизии. Самолет Ил-2 был сбит противником 20 февраля 1943 г. в р-не д. Н. Ущерево. В журнале боевых действий за 5 февраля записан подбитый танк противника, а на следующий день две автомашины, две повозки и до 10 чел. пехоты. Храбрый был пилот, он погиб на восьмом боевом вылете. Где раньше воевал, к сожалению, не установили и родственников не нашли. Известно, что его мать Принцева Ирина Арсентьева проживала в Саратовкой обл. Поиск в этом направлении и по многим другим – продолжается.
Поисковиками ежедневно проводится кропотливая работа по изучению архивной информации, которая чрезвычайно интересна. Ее цель в том, чтобы этот боец, как и многие другие, перестал быть безымянным. Но прежде чем перерыть военный архив, члены клуба сначала находят в местах ожесточенных сражений останки солдат, участвуют в их перезахоронении.
Пока будут работать поисковые отряды, прикасаясь сердцем и руками к трагичной истории событий Великой Отечественной войны, интерес к этой теме не угаснет, и спустя десятилетия любознательные мальчишки под руководством поисковиков профессионалов будут продолжать находить в политой кровью земле военные реликвии, медальоны и останки солдат и офицеров.
[1] Коссов Александр Алексеевич, председатель ООМОО «ВИК «Орловский рубеж», Коновалова Наталья Викторовна, ст. науч. сотр. мц. кр. музея. Фото из фонд. мценского краеведческого музея.