II Всероссийские краеведческие научно-практические Потанинские Чтения — 2013
«Гражданско-патриотическое воспитание в культурно-образовательном пространстве региона средствами краеведения и музейной педагогики:
опыт, проблемы, перспективы»
25-26 января 2013
Свыше 100 педагогов, краеведов, музейных работников из Москвы, Тулы, Орла, Мценска, Орловской области и Мценского района во второй раз собрались для обсуждения состояния, проблем и перспектив дальнейшего развития краеведения, его роли в становлении гражданско-патриотическом воспитания молодого поколения. Особую значимость придает этому форуму хорошо налаженное партнерство с Московским отделением Русского географического общества, ветеранскими организациями, казачеством, Общественной палатой.
Администрацией города Мценска, областной станцией детского и юношеского туризма и экскурсий, региональным отделением Педагогического общества РФ, выступившими организаторами этой научно-практической конференции, был собран довольно широкий состав участников: от воспитателей детских садов, учителей школ до научных сотрудников учреждений профессионального образования, культуры и науки. Откликнулись на приглашение и представители ряда местных предприятий.
На пяти дискуссионных площадках, сгруппированных по интересам участников, велся коллективный поиск путей активного приобщения обучаемых и воспитанников к общественно-значимой деятельности по изучению, сохранению духовного наследия родного края, развитию туризма. Красной нитью в содержании всей секционной работы проходила тема подготовки к 70-летию освобождения Орла и Мценска от немецко-фашистских захватчиков, которая нашла отражение как в выставке наглядных материалов и книжных новинок, так и в материалах, проведенных для гостей музейных экскурсий.
- Список зарегистрированных участников
- Архив орг. информации (Приветствие, Форма рег.)
- Инф. письмо в формате word (версия для печати)
- Квитанция на оплату
Фото-лента события
Видео-репортаж
Презентации сообщений отдельных участников Чтений
СОДЕРЖАНИЕ СБОРНИКА — 2013
Раздел 1. Гражданско-патриотическое воспитание
в культурно-образовательном пространстве региона
средствами краеведения и музейной педагогики
Логинова Г.Н. Использование культурно-образовательных ресурсов Мденского края в гражданско-патриотическом воспитании населения |
4 | ||
Клочкова H.Н. Мценск расширяет туристические горизонты |
9 | ||
Тихий В.И. Возможности формирования территориально-отраслевых кластеров в муниципальной экономике |
12 | ||
Матвеева Е.Г. Музейная педагогика на пути формирования свободной, творческой, инициативной личности |
17 | ||
Моськин В.Р. Социально-образовательный проект «Использование базовых ценностей в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях» |
20 | ||
Воронкова Л.B. Социальное партнерство государства, общества и образования в решении проблем гражданско-патриотического воспитания молодежи (из опыта работы орловского регионального отделения общественной организации «педагогическое общество России») |
24 | ||
Раздел 2. Формирование базовых ценностей молодёжи средствами музейной педагогики и краеведения
|
|||
Мамедова Е.Г. Культурно-образовательная деятельность зала истории г. Мценска и средней школы №1 как средство формирования гражданской личности |
32 | ||
Козлова И.А. Воспитание гражданина и патриота | 35 | ||
Шалимова Ж.Н. Вопросы патриотического воспитания в системной подготовке организаторов работы с молодежью |
39 | ||
Евтягина Т.В. Роль пионерской организации «Орлята» в гражданско-патриотическом воспитании детей и подростков |
41 | ||
Посохина О.В. Школьный музей как основа формирования патриотических ценностей молодежи |
45 | ||
Бухарин В.Ю. Формирование патриотических ценностей у обучающихся школы |
47 | ||
Илюнина Г.В. Роль школьного музея в формировании гражданской и патриотической самореализации обучающихся |
50 | ||
Соколова С.С. Краеведение как элемент патриотического воспитания |
51 | ||
Обозова Е.В. Краеведение как средство реализации концепций гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания |
55 | ||
Горячева Н.В. Зал истории школы – центр духовно-нравственного воспитания школьников |
57 | ||
|
|||
Раздел 3. Народные традиции и культура — основанравственного и патриотического воспитания в дошкольном и внешкольном образовательном учреждении
|
|||
Громова Ю.В., Багликова Е.И. Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества | 62 | ||
Трещева Л.А. Фольклор как средство эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей и подростков |
66 | ||
Воробьева Г.С., Филатова Е.Н. Музей – хранитель народных традиций и культуры. Музейная педагогика в дошкольном учреждении | 68 | ||
Мотина Н., Старых О.В. Реконструкция костюма-«парочки» конца XIX, нач. XX веков |
73 | ||
Прасолова Е.Н., Голощапова Н.Б. Гражданско-патриотическое воспитание в культурно-образовательном пространстве школы средствами музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы |
75 | ||
Фомкина В.Е. Духовно-нравственное развитие дошкольников средствами музейной педагогики |
76 | ||
Шишкина Г.Н. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культурному наследию посредством музейной педагогики |
79 | ||
Мазниченко С.И., Белякова Е.В. Формирование патриотических чувств и нравственных качеств личности через ознакомление дошкольников с родным городом |
80 | ||
Хрипкова Л.Ф. Состояние и перспективы патриотического воспитания в дошкольном звене |
83 | ||
Борисова И.И. Занятия по созданию традиционной куклы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в Орловском музее изобразительных искусств |
86 | ||
Токарева Ю.Н. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами краеведения |
90 | ||
Раздел 4. Патриотизм и краеведение: образование, воспитание, образ жизни
|
|||
Дегтярева Н.И. Опыт духовно-нравственного воспитания школьников при изучении произведений писателей Орловского (На материале урока по стихотворению в прозе И.С. Тургенева «Нищий») |
94 | ||
Литвинова А.Б. Воспитание патриотизма и гражданственности — благородная миссия школы (опыт работы школы №3 г. Мценска) |
97 | ||
Слепцова Т.В., Крылова Н.Б., Еремина А,В., Булгакова И.В, Журавлёва А.А., Долягина З.У. Система гражданского воспитания анализ теоретических концепций |
100 | ||
Слепцова Т.В., Ноздрина А.В., Булгакова И.В., Еремина А.В. Игра как средство гражданско-патриотического воспитания |
109 | ||
Ефимова И.В. Воспитание у дошкольников любви к родному городу |
113 | ||
Семёнова В.В. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся во внеурочное время (из опыта работы МОУ-лицей №1 имени М.В. Ломоносова г. Орла) |
115 | ||
Павлова А.И. Конкурс социальных проектов по краеведению как средство формирования личности гражданина |
123 | ||
Павлюк О.И. Социальное проектирование как фактор формирования гражданской позиции подростков, членов пионерской организации» |
124 | ||
Абросимова А.Л. Использование инновационных форм работы в духовно-нравственном воспитании дошкольников |
133 | ||
Жирякова Е.Л. Роль краеведения в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников |
136 | ||
Карелина Ю.Л. Роль цветописи в идеостиле Н.С. Лескова |
138 | ||
Глушкова Н.А. Краеведение в системе воспитания школы |
143 | ||
Павлюк О.И. Детская общественная организация как важнейший социальный институт воспитания гражданственности и патриотизма подрастающего поколения |
146 | ||
Никифорова С.М. К вопросу о формировании у студентов знаний о специфике становления и эволюции ментальности русских |
150 | ||
Воронков С.В. Учебная дискуссия как средство формирования правовой культуры студентов, будущих бакалавров образования |
153 | ||
Ефремова Л.Ю. Слово – источник духовно-нравственного воспитания и формирования образа жизни |
164 | ||
Паршин В.Ф. Музейная педагогика и краеведение — необходимое условие дальнейшего развития инновационного образовательного пространства города и района |
168 | ||
Исамухамедоеа И.Л. Педагогические идеи гражданского становления личности В.Г. Белинского |
171 | ||
Рублева И.А. Идеи гражданско-патриотического воспитания в педагогической деятельности Н.Г. Чернышевского |
174 | ||
Артюхов В. Педагогические идеи Сергия Радонежского и их реализация в сфере современного воспитания |
176 | ||
Раздел 5. Музееведение, туристско-экскурсионная, проектно- исследовательская деятельность в системе патриотического воспитания
|
|||
Чирикина Л.П. Организация военно-исторического краеведения в современных условиях | 181 | ||
Булгаков А.И. История школы №3 – славная страница истории г. Мценск | 183 | ||
Метальникова М.П. Музейная педагогика – эффективное средство гражданско- патриотического воспитания школьников |
187 | ||
Фомина И.Н. История одного музея | 190 | ||
Бровина Е.А. Орловская губерния в Отечественной войне 1812 года | 192 | ||
Штин А.М., Алиева 3.М. Исследовательская работа по географии во внеурочное время | 195 | ||
Карнюшина Т.П. Поисково-исследовательская работа в системе гражданско- патриотического воспитания школьников |
199 | ||
Сапронова Л.П. Музей и дети |
202 | ||
Збинякова З.Н., Збинякова Е.И. Музей – центр гражданско-патриотического воспитания учащихся в современных условиях | 206 | ||
Климов Д., Тарасова Н.И. Экологические противоречия и экологизация в сельском хозяйстве |
212 | ||
Раздел 6. Использование ресурсов культурного и природного наследия в целях развития региона
|
|||
Чурсина М.И. Туристические маршруты, связанные с мценскими объектами культурного наследия |
214 | ||
Мустафаева Н.В. Значимость экспедиционной работы на базе государственного мемориального и природного музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» в формировании патриотических ценностей обучающихся | 217 | ||
Ковалева М.В. Мценск XIX века глазами отечественных и зарубежных современников | 221 | ||
|
227 | ||
Алехина Е.В. Мценский район на карте единого туристического региона «Окская долина» |
238 | ||
Захаренко О.И. Исследовательская деятельность учащихся на основе этнографической экспозиции школьного музея как условие раскрытия и реализации интеллектуального потенциала поколений |
243 | ||
Кутузов А., Волобуев В.А. «NEBELWERFER» против «Катюши». Реактивные системы залпового огня красной армии и вермахта в годы Великой Отечественной войны |
245 | ||
Глухова М., Ковалева М.В. Мудрость крестьянского быта | 246 | ||
Ветров А., Щукина Н.Г. «…именем Господа нашего стоять здесь монастырю» (страницы истории Петропавловского мужского монастыря г. Мценска) |
250 |
Материалы сборника можно приобрести на диске