И дольше века длится нить

Людмила Долгина
Журнал «Мир и музей». №1-2 (7), 2002.
Кружевоплетение. Мценск

В небольшом домике почти в центре Мценска расположена школа кружевниц, повторно открытая десять лет назад, — отделение детской художественной школы. В 1999 году отмечали ее столетие. Правда, более семидесяти лет школа не работала. Так что, сто лет с перерывом на советскую власть. Открыли в городе и музей кружева. В том же домике, что и школу. Занятия идут прямо в музее. Вот они, старинные образцы, а вот современные дети, обучающиеся этому коклюшному искусству в третьем тысячелетии. История.

История, собранная самими детьми и их преподавателями. На чердаках и в старых чемоданах, в архивах и библиотеках искали будущие экспонаты для своего кружевного музея и находили. Что-то получали в дар, за что-то приходилось расплачиваться. Чаще не деньгами, а работой. За старинную бабушкину косынку — новый кружевной воротничок. Сделать его — труд немалый и не детский, так что педагоги с личным временем не считались.

Полотенце. Мценское кружево. Лен, XIX в.
Полотенце. Мценское кружево. Лен, XIX в.

Поначалу была всего одна художница Нина Савенкова, выпускница орловского худграфа. Она-то и задумала возродить кружево. Сама с нуля начинала когда-то. Потом стала преподавать в школе кружевниц ее взрослая ученица, Анна Шалыгина, по профессии педагог.Много интересного узнали по ходу создания музея.

Оказывается, еще в ХХIII веке помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева.

Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек.Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.

Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Елецкое, к примеру, возникло гораздо позже, хотя Елец — тоже город древний и от Мценска совсем недалеко.

Во мценском кружеве больше геометрических мотивов. В елецком чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор. Фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается воздушным.

Мценское кружево. Прошва, сиреневый шелк, вискоза. Автор - ученическая Юлии Королевой, 4-й класс
Мценское кружево. Прошва, сиреневый шелк, вискоза. Автор — ученическая Юлии Королевой, 4-й класс

Мода на кружевные изделия сохранялась веками. Каждая уважающая себя россиянка и на селе, и в городе имела либо шарф, либо косынку. В приданое невесте из любого сословия полагалось положить кружевную сорочку, и не одну. Кружево использовали и в быту: для украшения постельного белья, делали из него салфетки и скатерти, украшали национальные костюмы.

В ХIХ веке Орловская губерния занимает первое место по производству кружева.

В конце ХIХ — начале ХХ веков много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Большой материал о ее деятельности собран в музее. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. Они существовали на ее пожертвования. Кроме всего прочего, в 1899 году открыла она во Мценске школу кружевниц для девочек 8 — 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.

Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома…

Мценское кружево. Прошва, белый шелк, вискоза. Ученическая работа Иры Кузичевой
Мценское кружево. Прошва, белый шелк, вискоза. Ученическая работа Иры Кузичевой

И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Современные ребята приобщаются к исконному мценскому мастерству, понимая, что в жизни есть элементы проходящие, а есть вечные ценности. То искусство, которым они овладевают, из разряда непреходящих ценностей. Экзаменационная работа делается самостоятельно.

Творческая фантазия — вещь непредсказуемая, и рамками традиции ее не ограничить, но истоки уже усвоены. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей.

Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры», при поддержке местного отдела культуры. В нем работают пять кружевниц и пять портных. Нина Савенкова, возродившая в городе искусство кружевниц, считает, что пока этим делом не будут заниматься профессионалы, все так и останется на уровне детского творчества. Вместе с ней уже работают ее ученицы, и спрос на их работу растет. Кружево Нины уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.

Яндекс.Метрика