В небольшом домике почти в центре Мценска расположена школа кружевниц, повторно открытая десять лет назад, — отделение детской художественной школы. В 1999 г. отмечали ее столетие. Правда, более семидесяти лет школа не работала. Так что, сто лет с перерывом на советскую власть. Открыли в городе и музей кружева. В том же домике, что и школу. Занятия идут прямо в музее. Вот они, старинные образцы, а вот современные дети, обучающиеся этому коклюшному искусству в третьем тысячелетии.
Фотографии от 2019.09.05. авт. Р. Моськин
История, собранная самими детьми и их преподавателями. На чердаках и в старых чемоданах, в архивах и библиотеках искали будущие экспонаты для своего кружевного музея и находили. Что-то получали в дар, за что-то приходилось расплачиваться. Чаще не деньгами, а работой. За старинную бабушкину косынку — новый кружевной воротничок. Сделать его — труд немалый и не детский, так что педагоги с личным временем не считались.
Поначалу была всего одна художница Нина Савенкова, выпускница орловского худграфа. Она-то и задумала возродить кружево. Сама с нуля начинала когда-то. Потом стала преподавать в школе кружевниц ее взрослая ученица, Анна Шалыгина, по профессии педагог. Много интересного узнали по ходу создания музея. Оказывается, еще в ХХIII в. помещица Протасова открыла под Мценском мануфактуру по производству кружева.
Она пригласила из Бельгии двух учительниц, и те обучали местных девушек. Русские девушки учились с интересом, но перенимали иностранное искусство творчески. Очень скоро мотивы их плетения стали настолько уникальны, что во всем мире заговорили о русском кружеве. Это было самое крупное кружевное производство в России. Круглый год на коклюшках работали 1200 мастериц. Продукцию поставляли царскому двору, вывозили в Англию и Турцию.
Мценское кружево одно из самых старинных на Руси. Елецкое, к примеру, возникло гораздо позже, хотя Елец — тоже город древний и от Мценска совсем недалеко. Во мценском кружеве больше геометрических мотивов. В елецком чаще используют растительный орнамент. Если сравнивать с вологодским кружевом, то там более плотный, насыщенный узор. Фоновых решеток почти не используют, а в Ельце и Мценске очень часто, потому узор получается воздушным.
Мода на кружевные изделия сохранялась веками. Каждая уважающая себя россиянка и на селе, и в городе имела либо шарф, либо косынку. В приданое невесте из любого сословия полагалось положить кружевную сорочку, и не одну. Кружево использовали и в быту: для украшения постельного белья, делали из него салфетки и скатерти, украшали национальные костюмы. В ХIХ в. Орловская губерния занимает первое место по производству кружева.
В конце ХIХ — нач. ХХ вв. много сделала для жителей Мценска княгиня Анна Дмитриевна Тенишева. Большой материал о ее деятельности собран в музее. Она открывала школы и больницы для неимущих в городе, окрестных селах и деревнях. Они существовали на ее пожертвования. Кроме всего прочего, в 1899 г. открыла она во Мценске школу кружевниц для девочек 8 — 12 лет. Девочек учили не только ремеслу, но и грамоте, и основам рисунка, а так как количество обучающихся росло, то при школе был создан интернат для наиболее способных жительниц окрестных сел. Девочки там жили на полном пансионе.
Качество мценского кружева росло. На Всемирной выставке в Париже оно было удостоено серебряной медали, а на выставке в Глазго — почетного диплома… И вот школа кружевниц работает во Мценске вновь. Обучаются здесь дети три года. За это время они должны научиться плести мерное кружево, делать копии старинных образцов. Современные ребята приобщаются к исконному мценскому мастерству, понимая, что в жизни есть элементы проходящие, а есть вечные ценности. То искусство, которым они овладевают, из разряда непреходящих ценностей. Экзаменационная работа делается самостоятельно.
Творческая фантазия — вещь непредсказуемая, и рамками традиции ее не ограничить, но истоки уже усвоены. Лучшие работы юных кружевниц можно увидеть в музее кружева, как и работы их преподавателей.
Нынешним летом открыли в городе ателье «Мценские узоры», при поддержке местного отдела культуры. В нем работают пять кружевниц и пять портных. Нина Савенкова, возродившая в городе искусство кружевниц, считает, что пока этим делом не будут заниматься профессионалы, все так и останется на уровне детского творчества. Вместе с ней уже работают ее ученицы, и спрос на их работу растет. Кружево Нины уже побывало на выставках во Франции и Германии, и будем надеяться, что признание к мценским кружевницам вернется вновь.
Фото от 2017 г., авт. Моськин Р.
По теме Мценского кружева:
- Мценское кружево
- «Мценские кружева» — стихотворение. Ли-Монада. 2009.
- Долгина Л. И дольше века длится нить. / Журнал «Мир и музей», №1-2 (7), 2002.
- Коновалова Н. «Нам 25 лет» (к 25-летию школы кружевниц) / Альманах «Мценское наследие», вып. 4, 2017.
- Ткачева Л. Кружево жизни княгини Анны Тенишевой (к 165-летию со дня рождения) / Альманах «Мценское наследие», вып. 4, 2017.
- Филимонов А., Перекатова М. «О деятельности княгини Анны Дмитриевны Тенишевой в документальных источниках» (к 120-летию основания Мценской школы кружевниц княгиней А.Д. Тенишевой) / Альманах «Мценское наследие», вып. 6, 2019.
- Шалыгина А. Мценское кружево / Альманах «Мценское наследие», вып. 1, 2014.
- Шалыгина А. Послесловие к юбилею Мценской школы кружевниц / Альманах «Мценское наследие», вып. 6, 2019.