РИП

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ от 11 сентября 2013 г.

№ 1600

г. Орёл

О работе региональных инновационных площадок

в системе образования Орловской области

в 2013/2014 учебном году

В соответствии с «Положением о региональной инновационной

площадке в системе образования Орловской области» № 1591 от 6 сентября

2013 года, а также задачами реализации мероприятий Федеральной целевой

программы развития образования, стратегических ориентиров национальной

образовательной инициативы «Наша новая школа» в Орловской области, в

целях поддержки инновационного движения, внедрения новых

педагогических технологий в систему образования, апробации новых

моделей управления и финансово-экономической деятельности

образовательных учреждений, оценки значимости культурнообразовательных

инициатив на территории Орловской области

п р и к а з ы в а ю :

  1. Утвердить перечень региональных инновационных площадок и

состав кураторов инновационной работы (приложение 1).

  1. Утвердить перечень образовательных учреждений, входящих

в состав инновационных экспериментальных площадок (приложение 2).

  1. Утвердить список участников региональных инновационных

площадок (приложение 3).

  1. Утвердить перечень региональных инновационных площадок,

завершивших работу в 2012/2013 учебном году (приложение 4).

  1. Утвердить План работы Совета по управлению региональными

инновационными площадками на 2013/2014 учебный год (приложение 5).

  1. Управлению образования (И. В. Проваленкова) довести данный

приказ до сведения руководителей муниципальных органов управления

образованием, подведомственных образовательных учреждений.

  1. Контроль за исполнением приказа возложить на начальника

управления образования И. В. Проваленкову.

Руководитель Департамента Г. А. Казначеева

Приложение 2.

По направлению «Воспитание»:

Тема: «Гражданско-патриотическое воспитание молодёжи Орловской области на традиционных ценностях отечественной культуры».

Базовые образовательные учреждения:

1).Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная   школа   №   7 г. Мценск.

2).Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детско-юношеский центр» г. Мценска.

3).Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Орловский государственный университет»

«Пилотные» образовательные учреждения:

4)Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  детей «Центр дополнительного образования детей» Мценского района

5).Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №15 г. Мценска.

6).Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Хотынецкая средняя общеобразовательная школа.

7).Бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального  образования «Болховский педагогический колледж».

8).Бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального  образования «Мезенский педагогический колледж».

9).Бюджетное образовательное учреждение Орловской области дополнительного образования детей «Центр детского ( юношеского) технического творчества ,туризма и экскурсий».

10).Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия города Ливны

ПРОГРАММА НАУЧНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ

Тема эксперимента:  «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на традиционных ценностях отечественной культуры»

Идея создания экспериментальной площадки по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на традиционных ценностях отечественной культуры» связана с повышенным интересом к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма: его сущности и истоков, форм проявления, идеалов и ценностных ориентиров гражданина России; его влияния на процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии. Актуальность научного исследования данной проблемы обусловлена изменениями, которые происходят в обществе на этапе формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы процесса воспитания . Патриотическое воспитание как целостный процесс направлено на правовые и нравственные аспекты как двуединые составляющие сущности гражданина-патриота. Именно сформированность патриотизма должна стать смыслом гражданского воспитания, его конечной целью в формировании личности гражданина-патриота, в становлении гражданского общества.

Цель эксперимента — теоретическое обоснование  и экспериментальная  проверка социокультурных и педагогических условий использования средств краеведения и музейной педагогики в решении  задач гражданско-патриотического  воспитания детей и молодёжи .

Выявленные противоречия актуализируют проблему исследования:   педагогические  и социокультурные условия применения современных средств краеведения и музейной педагогики, обеспечивающих  требуемую  эффективность патриотического воспитания обучающихся и воспитанников  в системе: детский сад-школа-учреждение дополнительного,  профессионального образования.

Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования :«Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на традиционных ценностях отечественной культуры»

Объект исследования: система  гражданско-патриотического воспитания  в дошкольных и общеобразовательных  учреждениях во  взаимодействии  с учреждениями дополнительного и  профессионального образования, учреждениям культуры и музейной сферы.

Предмет исследования: педагогические  и социокультурные условия использования  инновационных средств  краеведения и музейной педагогики в патриотическом воспитании молодого поколения жителей Орловской области .

Гипотеза исследования: использование  инновационных  подходов  к краеведению  и музейной педагогике в образовательном процессе будет  способствовать заметному повышению эффективности  гражданско-патриотического  воспитания обучающихся, если:

  • создана  культурно-образовательная (предметно-развивающая ) музейная среда, включающая  музейные комнаты( уголки) в детском саду, школьный музей(зал, комнату),местный краеведческий музей с тематическими экспозициями, комплекс инвентаризованных объектов природного и культурно-исторического наследия на основе  сформированного (муниципального, регионального) стандартизированного краеведческого  минимума;
  • учебная и внеклассная деятельность воспитанников детских дошкольных  и внешкольных учреждений, обучающихся  школ, профессиональных учебных заведений содержательно обогащается краеведческой, этнокультурной и музееведческой  информацией, ориентированной на формирование патриотических чувств, установок и патриотических качеств личности молодого поколения;
  • налажена преемственность в работе  воспитателей  детского сада по  развитию  личности ребенка, учебно-воспитательной работы учителей  начальных классов  и учителей гуманитарного и естественно -научного циклов  средней школы  во взаимодействии с  краеведческой, музееведческой деятельностью  школьного и местного краеведческого  музеев, осуществляемой в разнообразных формах: проведение музейных уроков, краеведческих экскурсий, внеклассных мероприятий; реализация поисково-исследовательских ,социально-образовательных проектов и т.п.;

— организованы  регулярные (урочные и кружковые) занятия согласно  программам  и учебным планам, моделируемым  с учетом этнокультурного компонента содержания  дошкольного воспитания, федеральных государственных стандартов  начального школьного образования, предметных дисциплин и учебных циклов общего образования. При этом  воспитанники и обучающиеся выступают как активные соучастники и равноправные субъекты  совместной  со взрослыми патриотической, краеведческой, проектно-исследовательской, музееведческой деятельности;

  • осуществляется  целевая подготовка студентов педагогических учебных заведений  и переподготовка  воспитателей ДОУ, учителей школ к реализации задач патриотического воспитания школьников на  основе традиционных ценностей  отечественной культуры.

Поставленная цель, объект, предмет и выдвинутая гипотеза обусловили следующие задачи исследования:

1.Изучить состояние проблемы эффективности  гражданско-патриотического воспитания  обучаемых  в современных социально-экономических  условиях и  определить пути успешного применения в педагогической  практике  культурно-образовательных (в том  числе музейных) ресурсов.

  1. Раскрыть содержание и особенности патриотического воспитания  на основе традиционных ценностей  отечественной культуры  в старшем дошкольном возрасте, для младших школьников, старшеклассников и студентов профессиональных учебных заведений.

3.Выявить потенциал музейной педагогики  (через освоение базовых ценностей) в патриотическом воспитании и разработать модель патриотического воспитания  обучающихся, включающую потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

  1. Разработать   авторскую систему инвентаризации и отбора (матрицы наследия), базы (реестра объектов наследия) патриотических ценностей на муниципальном уровне (в пилотном режиме в г.Мценске, Мценском, Болховском, Хотынецком районах) – в составе инновационного комплекса г.Мценска.
  2. Сформировать  стандартизированный краеведческий  минимум базовых патриотических ценностей-сведений о муниципальных и региональных объектах культурно-исторического и природного наследия, с оформлением описаний объектов, включенных в реестр.(Согласно разработанной форме)
  3. Составить  обзорные  характеристики (краткие описания) имеющихся в Орловской области достопримечательностей регионального значения. Предусмотреть издание информационного альманаха.
  4. Создать  методическое  пособие (в том числе на электронных носителях) по использованию базовых патриотических ценностей) в системе духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях на основе собранного материала (реестра) объектов базовых патриотических ценностей.
  5. Разработать, издать (с последующим тиражированием) краеведческие  программы, сформированные  в рамках  задач проекта,  с приложением методических пособий, иллюстративных материалов.

9.Разработать научно-практические рекомендации по патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи средствами музейной педагогики.

10.В рамках подпрограммы «Межмузейное партнерство» предусмотреть:

  • создание на договорных принципах в рамках КОИнКО сводной базы тематических (профилирующих) экспозиций музеев (объектов наследия) учреждений образования и культуры, общественных структур и частных лиц, с последующей организацией виртуального музейного комплекса;
  • сбор и анализ информации о имеющихся программах и технологиях их реализации по профильным (краеведческим, музееведческим, экскурсионно- туристским) тематическим направлениям;
  • инструктивно-методическую работу с организаторами краеведения, музейного и экскурсионного дела в пилотных (базовых) районах и образовательных учреждениях в рамках реализуемых проектов и экспериментальной деятельности;
  • соучастие в мероприятиях по повышению квалификации в области поликультурного образования, гражданско-патриотического, духовно-нравственного воспитания, краеведения и музейного дела для сотрудников сферы культуры и образования области;
  • подготовку и распространение (взаимообмен) публикаций (включая электронные) информационного и научно-методического характера для учреждений и организаций системы образования, культуры, экскурсионного туризма;
  • организацию конференций, семинаров, круглых столов, мастер-классов, музейных уроков, интерактивных экскурсий по соответствующим направлениям поликультурного образования для разных категорий педагогических и музейных работников (согласно графику, прилагаемому к договору партнерства в сфере краеведения и музейной педагогики по вопросам научно-методической, проектно-исследовательской, инновационно-педагогической деятельности).

Методологической базой исследования явились:

  • современные философские учения о генетической взаимосвязи человеческой натуры с родной природой, исторической Родиной и влиянии преобразующей человеческой деятельности на ее благо;
  • аксиологический подход к изучению процесса формирования культурно-исторических ценностей, где ведущей является идея формирования целостной личности человека через постижение ею настоящих и прошлых ценностей, накопленных человечеством (И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов, В.А. Сластенин и др.);
  • культурологический подход, отражающий связь культуры и общества, культуры и образования (Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, Д.С. Лихачев); признание культуры народа как высшей ценности, содержащей педагогический потенциал для историко-культурного формирования духовно-нравственной личности (И.А. Ильин).

Теоретическую основу работы составили: ведущие идеи просветителей и мыслителей о становлении гражданина, патриота своей Родины (В.Г. Белинский, H.A. Бердяев, H.A. Добролюбов, П.Ф. Каптерев, Н.М. Карамзин, Я. Корчак, В.И. Ленин, Д.С. Лихачев, В.Н. Сорока-Росинский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский); философские и педагогические идеи о воспитании личности-патриота с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческим достоинством, идея о ведущей роли системы образования в воспитании личности (И.А. Ильин, Д.С. Лихачев, К.Д. Ушинский и др.); положения отечественных ученых о патриотизме как сложном нравственном качестве (В.В. Белоусов, Л.Р. Болотина, И.С. Марьенко, Д.Н. Щербаков, Н.Е. Щуркова и др.); теории развития личности младшего школьника (Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, A.B. Запорожец, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, A.A. Люблинская, B.C. Мухина), где раскрыты закономерности его возрастного и психического развития; концепция Г.Н. Волкова о существовании гармонии между национальным, интернациональным и общечеловеческим началами как естественное развитие личности, этноса и нации; концепции музейной педагогики А.Е. Сейненского, Б.А. Столярова, Л.М. Шляхтиной, C.B. Фокина, Т.Ю. Юреневой, рассматривающие условия и средства музейной педагогики в патриотическом воспитании младших школьников.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ философской, педагогической, специальной и методической литературы по проблеме исследования; проектирование модели патриотического воспитания школьников средствами музейной педагогики в образовательном процессе школы; обобщение и систематизация эмпирических данных опытно-экспериментальной работы.
  2. Эмпирические: анализ нормативно-правовых документов, обобщение педагогического опыта воспитателей  ДОУ, администрации, учителей МБОУ СОШ №№1,2.7 ,МБОУДОД «ДЮЦ» г. Мценска, Мезенского и Болховского педагогического колледжей, Хотынецкой средней школы, Орловского государственного университета.

Этапы исследования:

первый (диагностически-прогностический) этап (2011— 2012гг гг;) посвящен анализу философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме  краеведения и гражданско-патриотического воспитания, выявлению проблемы использования средств музейной педагогики в учебной и внеклассной деятельности учащихся; обобщение действующей педагогической практики патриотического воспитания в системе образования; определение проблемы и задачи исследования; разработка понятийного и научного аппарата, подготовлена база опытно-экспериментальной работы;

второй (организационно-практический) этап (2013— 2014 гг.) включает  проведение опытно-экспериментальной работы по  воспитанию у обучающихся патриотических качеств средствами  краеведения  и музейной педагогики в образовательном процессе пилотных и базовых  образовательных учреждений, включенных в состав РИП;

третий (обобщающе-внедренческий) этап- (2015—2016гг гг.) направлен на обобщение, систематизацию и интерпретацию результатов исследования, выпуску  создаваемого на их основе  УМК (учебно-методического комплекта),  формулированию  рекомендаций по реализации   инновационных материалов  в практической деятельной учреждений образования и культуры региона.

Образец матрицы наследия

(на примере объектов историко-географической велоэкскурсии «Мценск-город на семи холмах»)

Критерии оценивания

Объекты

 

Масштаб Состояние Признание населением Роль в развитии города Суммарный рейтинг
1. Исторический центр , (вкл. мемориал Славы) 3 3 2 2 10
2. Белый камень *

на Висельной горе

2 2 1 2 7
3. Мемориал «Катюша» на «Минном поле» 3 3 2 1 9
4. Караулова гора 2 1 1 1 5
5. Мельница *

у Стрелецкой горы

1 1 1 1 4
6. Холопьева гора 1 2 2 2 7
7. Гора Самород 4 2 2 5 13

Примечание:оценивание объектов,наблюдаемых в ходе велоэкскурсии,производится по  пятибальной шкале в разрезе по каждому из выделенных в таблице критерию.

Яндекс.Метрика