Велоэкскурсия «Дорогами войны» — марш памяти

Роман Васильевич Моськин, к.г.н., руководитель велоэкскурсионного клуба «ВелоЕзда-Мценск», велоэкскурсовод, научный редактор альманаха «Мценское наследие».

В день празднования 70-летия освобождения города Мценска от немецкой оккупации горожане могли наблюдать группу велосипедистов в ярких жилетах с красочными эмблемами и транспарантами. Под звуки сирен сопровождавших ее машин ГИБДД и «Скорой помощи» автовелоколонна проследовала по городу от Привокзальной площади с остановками у парка Славы, сквера танкистов-первогвардейцев, бюста М.Е. Катукова, мемориала «Катюша». Заключительная остановка, после объезда северных и северо-восточных окраин, произошла на центральной городской площади, у стелы в честь мценских воинов-победителей. По такому сценарию проходила вторая, в рамках Дней города, историко-географическая велоэкскурсия «Дорогами войны».

 

  1. Начало велоэкскурсии – ж.д. вокзал г. Мценска, памятник бронепоезду

Для начала коротко о маршруте и некоторых моментах проведения нашего веломарша с элементами историко-географической экскурсии. Протяженность 26-28 км, время прохождения 3-3,5 часа. Веломарш посвящен 70-летию освобождения г. Мценска от немецко-фашистской  оккупации. Его особенность – в привязке маршрута к различным эпизодам военных действий на территории города и его ближайших окрестностей с октября 1941 по август 1943 г. В ходе и по итогам экскурсионной части веломарша мы постараемся вместе с вами убедиться, что благодаря своему специфическому ландшафту и выгодному географическому положению, Мценск стал объектом целого ряда уникальных событий в ходе Великой Отечественной войны (далее-ВОВ-ред.). Большинство из них нашли отражение в документах и литературных источниках, но достаточно значимую оценку получили далеко не все.

Итак, мы находимся в одном из самых насыщенных военными событиями исторических мест нашего города – на Привокзальной площади, за зданием железнодорожного вокзала, построенного в 1868 г. одновременно с прокладкой железной дороги Москва-Орел. В 1919 г. в здании вокзала размещался штаб 13-ой армии большевиков, участвовавшей в боях с частями белогвардейского генерала Деникина. С самого начала ВОВ через станцию Мценск непрерывным потоком шли на юг военные эшелоны. С южного направления двигались поезда с эвакуированными людьми и оборудованием. 4 и 5 октября 1941 г. на железнодорожных станциях Мценск и Чернь выгрузились танкисты 11-й и 4-й танковых бригад, направленные Ставкой для ликвидации неожиданного для советского командования прорыва 4-й танковой бригады немецкого полковника Гудериана в направлении на Тулу и Москву. Но прежде чем подробнее переходить к военным событиям, давайте осмотримся на данной видовой точке.

В 250-300 метрах перед нами, на границе бывшей Подмонастырской слободы, – остатки частично сохранившихся келий и отреставрированное здание Знаменской церкви (1813 г.), являющейся частью старинного (XVII в.) мужского Петропавловского монастыря. До войны в этом здании был размещен клуб железнодорожников, а в 1990-х годах – детско-юношеская спортивная школа по легкой атлетике. Направо (на юг от вокзала) – сухое русло древнего оврага Прудище, по южной границе которого в XVI-XVII веках проходил пограничный земляной вал. На запад, – за полотном железной дороги, – кварталы Новоприборной слободы, через 2 км переходящей в д. Толмачевку, расположенную на склонах Толмачевских высот. Эти места заселялись в XVI-XVII веках вновь прибывающими жителями, в том числе и не знающими русского языка, которым требовался переводчик – толмач.

Но «главные» объекты – прямо перед нами. Ровно десять лет назад, 20 июля 2003 г. в честь воинов-железнодорожников на Привокзальной площади установлен памятник «База бронепоезда» в виде состава, состоящего из паровоза, штабного вагона и зенитной платформы, который устремлён по направлению от Москвы – к Орлу. Такие бронепоезда на начало военных действий ВОВ являлись новейшей, сверхсекретной техникой. На станции Бастыево в 6 км севернее Мценска немцы держали подвижные дизельные бронеплощадки, которые не только мешали своим огнем бронедивизиону, но и наносили урон воинам 283 стрелковой дивизии, занимавшим в весенне – летний период 1942 года выгодный плацдарм на северо-восточной окраине Мценска, в районе Курдюмовских высот (которые мы будем проезжать в середине нашего маршрута). Именно бронепоезда смогли не только очистить прилегающую территорию от вражеских бронеплощадок, но и успешно противостоять воздушным налетам немецкой авиации. Ставшие прототипом нашего памятника-макета, бронепоезда «Козьма Минин» и «Илья Муромец», проехали с боями от Мценска до Берлина, сделав 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и по прифронтовым станциям снабжения противника.

Первый авианалет на Мценск фашистские стервятники совершили 5 октября 1941 года. Бомбили в основном центр города, но самой серьезной потерей оказался возвышающийся налево от нас (к северу от этого места) элеватор, до отказа заполненный зерном. Сюда, на железнодорожную станцию Мценска для сдерживания немецких войск, прорвавших оборону г. Орла, первой прибыла 4-я танковая бригада под командованием полковника Михаила Ефимовича Катукова, за ней последовали другие части (11-я танковая бригада), входившие в состав Первого Особого гвардейского стрелкового корпуса. Его штаб разместился в двух автобусах, стоявших между багажным отделением и зданием вокзала, затем он перебазировался в подвальное помещение, а после участившихся артобстрелов был вынесен в рощу на северо-запад от станции.

Переемещаемся на товарную платформу. Отсюда хорошо виден железнодорожный мост, который для наших частей стал единственно возможной спасительной переправой. В ночь на 11 октября 1941 года наши части, отступая, перешли с западного на северо-восточный берег Зуши по наскоро сооруженному поверх рельсов настилу из шпал и досок. Гитлеровцы, привлеченные шумом, постреливали из орудий, но их бессистемный и неприцельный огонь не причинял особого вреда. Около 23 часов немцы прорвались к вокзалу. Автоматчики открыли огонь из станционных зданий (расположенных за нашей спиной). Для отвлечения внимания противника Катуков отдал приказ обстрелять из танка и поджечь деревянные станционные постройки. На их фоне огонь немецких орудий стал неприцельным и, стало быть, неэффективным. Примерно к часу ночи удалось перебросить на другой берег все части, кроме двух танковых батальонов, которые продолжали сдерживать врага. Самые надежные экипажи 6 танков были оставлены на северо-западной окраине Мценска. Они, пользуясь своим излюбленным приёмом, неожиданно и стремительно контратаковали из засад. Именно эти танкисты, взяв на буксир повреждённые танки и артиллерийскую технику, последними переправились на крутой правый берег реки через железнодорожный мост. 11 октября в 2 часа ночи мост был взорван нашими войсками, как только по неустойчивым бревнам настила прошел последний танк. Тем, кому удалось остаться в живых, переправа через железнодорожный мост, наверно, запомнилась навсегда. Недаром танкисты прозвали этот мост «чертовым». К этим событиям мы еще вернемся с позиций более близкой к мосту видовой точки.

Обратим внимание на западное направление. В помещениях старого овощесушильного завода, сохранившиеся здания которого находятся за ж.д. линией (прямо перед нами), располагался один из двух мценских концлагерей для военнопленных. Содержавшиеся в нем красноармейцы использовались для укрепления рубежей обороны, расчистки военного аэродрома, располагавшегося недалеко отсюда вдоль ж.д. линии возле деревни Нижняя Зароща. Переезд к следующей видовой точке — скверу А. Рева — будет проходить по ходу движения танков 4-ой и 11-ой бригад в северо-западной части города.

  1. Сквер и бюст А.Г. Рева

Мы остановились на пересечении улиц Мира и А. Рева – организатора и первого командира 6-го Мценского пехотного полка, созданного им во Мценске в марте 1918 г. Справа по направлению к путепроводу за железной дорогой – Георгиевская церковь (1825 г.). Поставлена на высоком берегу реки Мцена на территории Балчуга (Старого Посада) в древнейшей части города. Была закрыта в 1930-е годы. Колокольня не сохранилась. В настоящее время ведется реставрация и восстановление храма, который посвящен воинам-защитникам города. Ниже нас, по правой стороне шоссе, на невысоком насыпном холме – Вознесенская (Михаила Архангела) церковь (кон. XVII в.). В сентябре 1744 г., возвращаясь из Киева с богомолья, в Мценске побывала императрица Елизавета Петровна вместе с наследником Петром Федоровичем, пожаловавшая денежное пособие на постройку колокольни. По-видимому, в память этого посещения крест храма увенчала императорская корона. Храм был «переоборудован» в 1938 г. под клуб. В годы ВОВ фашисты превратили полуразрушенную церковь в огневую точку, и она значительно пострадала в ходе боев, особенно жарких в июле 1943 года при освобождении города войсками с Болховского направления в ходе операции «Кутузов». Сразу после войны ее удалось сохранить от сноса благодаря вмешательству потомка А.С. Пушкина, который подтвердил придуманную местным краеведом Каплинским версию, что это старинный боярский дом Пушкинского рода (дом боярина Пушки). На юго-восток, чуть правее церкви – знаменитая гора Самород (или Соборная), на которой располагались поселения (городище) вятичей (XI-XII вв.) а позже, в XV веке, была заложена старинная крепость, считающаяся местом основания нашего города. На обращенной к нам северной окраине горы возвышается часовня, возведенная на месте самого крупного в дореволюционном Мценске Никольского собора, взорванного большевиками в 1928 году. Именно там, в 1960-х годах на высоком постаменте был установлен первый памятник танку Т-34, который в 80-х годах был заменен на макет самоходной установки «катюша», с перемещением танка в центр города в сквер танкистов-первогрвардейцев. А памятник реактивной установке и два артиллерийских орудия уже в начале 1990-х годов установили на северной окраине Мценска.

События ВОВ подтверждают значимость этих видов военной техники для нашего города, особенно с 9 по 11 октября 1941 г. Основные ожесточенные бои в тот момент шли вдоль шоссейной дороги Орел-Тула-Москва, и прежде всего на подступах к единственному в городе автомобильному мосту, что слева отсюда. У его основания, в зарослях кустарника, экипажи танкового взвода под командой Дмитрия Лавриненко тщательно замаскировали свои бронемашины и, оборудовав ложные позиции, установили на них брёвна, издали похожие на стволы танковых орудий. Огонь же открыли из засады, с расстояния, губительного для вражеских танков. Девять уничтоженных танков, два орудия и много живой силы врага – таков итог скоротечного боя. Героически сражался расчёт танка Ивана Лакомова. Метко посланные из орудия снаряды превратили в пылающие коробки четыре танка врага. В свою очередь в КВ угодили подряд два снаряда. Танк загорелся. Старший политрук приказал экипажу покинуть машину, а сам остался у орудия. Так он и погиб, ведя огонь из пылающего танка.

  1. Исторический центр. Парк Славы. Эпицентр танкового боя 10.10.1941

Давайте вслед за танками переедем по мосту к следующему памятному месту – на перекресток улиц Мира и Советской (площадка перед входом в бывший УПК [1]), в историческом центре «старого» города. Прямо перед нами справа от въезда на мост-здание дореволюционных торговые рядов, слева и ниже насыпи моста – бывший городской парк (названный позже сквером пионеров, а потом с открытием в 1973 году мемориала – парком Славы). Здесь 4 октября 1941 г. остановился штабной автобус бригады, в котором командир корпуса – Лелюшенко, провел первое совещание с командованием танковой бригады по оценке обстановки на участке между Мценском и Орлом.

Боевые действия 10-11-го октября в самом городе шли с переменным успехом. Не сумев из-за упорного сопротивления с налета ворваться в него с орловско-болховского направления, 5 или 6 немецких танков под прикрытием начавшейся метели прорвались в центральную часть Мценска с юго-востока через понтонный Новосильский мост (ныне – Коммашевский). Они отрезали от основных сил часть советской боевой техники, занимавшей оборону на юго-западной окраине. В частности, несколько самоходных «Катюш» РС-13-16, размещавшихся в небольшой посадке по берегу слева от парка, оказались в тылу у фашистов. Нужно было подорвать их на месте, чтобы техника не досталась врагу. Таков был приказ командования. Командирский танк ближе всех прорвался к установкам, но получив повреждение, вызывал по рации огонь артиллерии в этот квадрат. К сожалению, в этой боевой операции погиб сам Н.П. Власенко и экипаж его боевого танка, а «Катюши» были частично повреждены. Но есть еще несколько версий событий этого эпизода. «Днем 11 октября экипажи Лугового, Капотова и Евтушенко участвовали в специальной вылазке в занятый немцами Мценск, чтобы вытащить оставшуюся там реактивную артиллерийскую установку. Они прошли незаметно садами и огородами. Но и им не удалось выполнить задачу. Смельчаки ограничились тем, что разбили реактивную установку, чтобы она не досталась противнику».

И еще одна трактовка, из которой становится более понятной история захвата немцами «в целости и сохранности» одной установки БМ-13-16. Во время прорыва противника в город на улицах, ведущих к переправе, была отсечена группа войск, в том числе, и установки реактивных миномётов. Она приняла бой. Ей на помощь была послана малочисленная группа (взвод) Власенко. Силы оказались неравными и группы погибли. Однако, миномётчики успели выполнить условия секретности – они сами подорвали свои установки. Из-за особенностей конструкции (заряд для самоподрыва крепился на правой подножке кабины) взрывом была уничтожена передняя часть с кабиной водителя, а боевая часть оказалась повреждена лишь частично. На сохранившихся архивных фотографиях два подбитых танка Т-34, 1-КВ и две поврежденные установки БМ-13 запечатлены у въезда на мост, у здания УПК по ул. Мира и на ее противоположной стороне. Т.е. мы находимся в самом эпицентре артиллерийского и танкового боестолкновения радиусом 25-30 метров.

Продолжим движение по ул. Старо-Московской к центру города по пути на Тулу и Москву, куда с боями отступали наши сводные армейские соединения и рвались авангардные немецкие танковые части.

  1. Танкисты-первогвардейцы

Именно за успешное противостояние танковым частям Гудериана в начале октября 1941 г. на подступах к Мценску у деревни 1-ый Воин 4-ая танковая бригада была переименована в первую гвардейскую. Учитывая, что в этот период территория города служила ареной активных танковых сражений, вполне обоснованным в послевоенное время стало решение о разбивке сквера и установке памятника в честь танкистов-первогвардейцев. Необходимо отметить, что и без учета событий на мценской земле, Т-34 заслужил увековечивания. Это был танк, которым командующий Второй танковой армией немецкий генерал-полковник Гейнц Гудериан, был очень обеспокоен… «…Если до сегодняшнего дня мы наслаждались превосходством в танках, то в настоящий момент ситуация изменилась. Перспективы быстрых и решительных побед начинали истаивать в тумане». Согласно высказыванию не менее значимой фигуры – генерал-фельдмаршала Эвальда фон Клейста, командующего Первой танковой армией, Т-34 «был лучшим танком мира». В 1985 году, когда здесь устанавливали памятник танку Т-34 , местные жители рассказывали о подбитых советских танках, которые долго ещё стояли после войны, до 1947-го года их никто не убирал. На архивных фото отмечены танк КВ – на городской площади рядом с торговыми рядами, 2 танка Т-34 — вдоль ул. Гагарина к северу от перекрестка с нынешней ул. Дзержинского, танки и реактивные минометы в районе мемориала Славы. Удачно выбрано и место размещения сквера-на пересечении бывших ул. Сталина и Старо-Московской, переходящей на северном направлении в магистральное шоссе Орел-Москва, по которому немцы рвались к столице нашей Родины. Проследуем и мы в этом направлении.

  1. Сквер и бюст М.Е. Катукова. Храм Покрова Богородицы

С учетом выдающейся роли Михаила Ефимовича Катукова в организации защиты Мценска ему было присвоено звание Почетный гражданин г. Мценска, установлен бюст, в его честь названы улица и сквер, возле которого  мы находимся. Справа от нас в 100 метрах на юг – строящийся храм Покрова Богородицы, заложенный в память о погибших в боях воинах и мирном населении города. Строительство началось в июне 2011 г. Разрешение на возведение храма было получено осенью накануне праздника Покрова, так и появилось название. Деньги на строительство – благотворительные. Образцом послужил всемирно известный храм – Покрова-на-Нерли (на Владимирщине) с несколько увеличенными пропорциями. В планах также – строительство воскресной школы, возведение кургана и стены «Славы погибшим воинам-землякам».

Здесь, на северной окраине, в октябре 1941 года держали оборону от захвативших центр города немецких войск курсанты тульского артиллеристского училища, батальон 11 танковой бригады. Еще глубже в тыл – к северу-6-я гвардейская стрелковая дивизия. Немного позже в конце октября – ноябре 1941 г. эта территория стала южной границей «Мценского выступа» – так в оперативных сводках называлась во время войны территория Мценского, Болховского, Новосильского районов Орловской области, часть Чернского, Арсеньевского районов Тульской области. Немецко-фашистские войска, потерпев поражение под Москвой и Тулой, закрепились по берегам рек на границе Тульской и Орловской областей. Выступ вдавался в нашу оборону и создавал противнику условия для нанесения удара в центре обороны 3-й армии Брянского фронта с последующим выходом в ее тылы. Наши войска, начиная с января 1942 года по май 1943 года, неоднократно пытались ликвидировать его. Но безуспешно. Могучая оборона, построенная по последним достижениям инженерной мысли, рельеф местности, перевес в вооружении и т.д. делали задачу по ликвидации выступа трудно выполнимой. Вряд ли когда-либо удастся подсчитать количество наших потерь в этих сражениях, но то, что они были высоки, несомненно.

На полтора года задержались фашисты на берегах исконно русских рек в самом центре России. В истории второй мировой войны нет другого примера, чтобы так долго фронт стоял на одном рубеже.

  1. Плацдарм боев 1941-1943 гг. на Висельной горе

Мы выехали на Висельную «гору» – плато, пролегающее вдоль правого берега Зуши, на северо-западной окраине военного Мценска. Истоки названия горы – в бурных событиях бунташного XVIII века, когда вдоль проходящего по этому месту Белевского тракта, ставились виселицы для бунтовшиков, поддерживавших повстанческие войска Степана Разина и Петра Болотникова. А в период ВОВ в течение 21-го месяца на территории города Мценска и Мценского района здесь вели ожесточенные бои части многочисленных дивизий, в том числе и 283-ей. Тяжёлые, кровопролитные бои продолжались с раннего утра до позднего вечера. Мценский плацдарм на восточном берегу Зуши, панорама которого открывается перед нами, был весь изрыт траншеями, ходами сообщения и густо усеян дзотами и блиндажами. Один из сохранившихся и реконструированных дзотов можно разглядеть отсюда сразу за опорами железнодорожного моста, чуть выше могилы ст. сержанта К.А. Золотова, погибшего при разминировании прилегающей к мосту территории в июле 1943 года. Это тот самый, названный чертовым, мост, через который с 10-го на 11 октября 1941 года обходили занятый немцами центр города танковые соединения под командованием М.Е. Катукова. А с ноября 1941 по август 1943 года на этом небольшом плацдарме были возведены многоуровневые военные сооружения, глубокий противотанковый ров окаймлял Мценск с северо-востока. Севернее железнодорожного моста, на западном берегу Зуши, был маленький «пятачок». Его посменно обороняла рота 1-го батальона 1148 стрелкового полка. На протяжении пяти месяцев (!) с марта по июль 1943 года на этом клочке земли кипели особенно жестокие бои. Немцы усиленно обрабатывали его и артиллерией и авиацией. Он был весь изрыт металлом, но стойко держались его защитники. Дело нередко доходило до рукопашных схваток, и всякий раз наши бойцы выходили из этих сражений победителями, с трофеями.

Чтобы представить мощь вражеских укреплений в этом ярусе обороны, достаточно скаазать, что здесь, на заранее подготовленных к возможному отходу рубежах, проходившим по господствующим над окружаюшей местностью высотам западного берега Зуши (и далее в северо-восточном направлении Оки) была создана оборона полевого типа. Перед всем передним краем поставлен сплошной проволочный забор, подступы к нему густо заминированы. В зимнее время обрывистые западные берега реки были политы водой и представляли собой ледяные стены, трудно доступные для пехоты. Плотность огня была значительной – 20-25 огневых точек на один километр обороны.

  1. Переезд к д. Нижняя Зароща. Граница размещения полевого аэродрома

Сворачивая для разворота направо и углубляясь на северо-восток, параллельно ул. Зарощинской, справа на поле наблюдаем бывшие минные поля на территории укрепрайона ожесточенных боевых действий в период с октября 1941 по июль 1943 гг. Окончательно разминированы в 1984 году, но здесь ежегодно, по словам местного фермера Дружбина Руслана, при вспашке весной и осенью продолжают выпахивать целые кучи артиллеристских боеприпасов.

Там же возле одиночного дерева – остатки дзота, еще дальше в полутора-двух км по этой линии – дорога к так называемой «трубочке» – небольшому тоннелю в высокой железнодорожной насыпи. По воспоминаниям нашего земляка, бойца 283 стрелковой дивизии Николая Беляева:

«28 августа 1942 года личный состав был выстроен в лесу за передним краем обороны, где ему была поставлена задача командиром дивизии генерал-майором Т. Нечаевым овладеть г. Мценском и закрепиться на его южной стороне. В ночь с 28 на 29 августа части дивизии скрытно через бетонную трубу, которая проходит под железнодорожным полотном в районе д. Н. Зароща, выдвинулись к высоте, находящейся впереди Мценска, по которой проходила немецкая оборона. Нужно сказать, что эта высота являлась господствующей и была сильно укреплена противником дзотами, изрезана вся траншеями и ходами сообщения. Еще не было настоящего рассвета, когда наши артиллеристы и миномётчики открыли огонь по переднему краю немецкой обороны, наши саперы проделали проходы в проволочном заграждении, провели разминирование нейтральной полосы. Высота покрылась ураганным огнём, сотнями разрывов. Комиссар батальона Т. Петров подал команду «За мной, вперед!», и мы как один бросились через проходы к немецким траншеям. Немцы открыли сильный пулемётный и артиллерийский огонь. Трудно было нам, но мы ворвались в немецкие траншеи и выбили их оттуда. Немцы отступили на вторую линию обороны. Однако фашисты сумели подбросить подкрепления своим войскам, которые были хорошо оснащены огнестрельным оружием, и поэтому в этот период мы не смогли овладеть городом. Несколько наших подразделений, находящихся на левом фланге от нас, врывались на окраины города, но так же вынуждены были вернуться на свои позиции».

После освобождения Мценска я вернулся сюда, где жил и трудился до пенсии. Иногда бываю на месте последнего боя. Нашел свой окоп, в котором сидел перед атакой. Он уцелел. И когда я гляжу из обвалившегося окопа на высоты 208.0 и 214.6, то перед глазами встаёт картина того сражения и множество моих товарищей, оставшихся лежать на этих высотах». «Высота 208» – в 200-х метрах на север от нас. Переезжаем ко въезду в город со стороны Тулы, рядом с мемориалом « Катюша».

  1. Шоссе Тула-Орел. Мемориал «Катюша», знак г. Мценска

Из книги английского публициста Александра Верта «Россия в войне 1941-1945»:

«В этих зарослях (чертополоха), через которые теперь шла пыльная дорога из Тулы, на каждом шагу человека подкарауливала смерть… «Мины» – читал я на старых и новых дощечках, воткнутых в землю… «Чертова выдумка» эти мины – сказал полковник, встретивший нас во Мценске. На участке всего 100 метров по обочине этой дороги мы вырыли 650 мин…».

О боях за «высоту 208.0», но уже со стороны пос. Голубков, т.е. фактически на пересечении с этой точкой пишет в своей книге «Огнем полковых батарей» А.Л. Мельников:

«Мы по-прежнему держали оборону под Мценском. 27 августа полк получил приказ овладеть высотами 208.0, 214.6 и закрепиться на них. Приказ всех обрадовал. 28 августа высоты были взяты, но противник предпринял яростные контратаки, и стало ясно, что удержать их мы не в состоянии. Пришлось под натиском превосходящих сил отойти на исходные позиции».

На этих полях, переходивших из одних рук в другие, были установлены 3-4-х уровневые линии обороны по всему восточному берегу Зуши. Не случайно во Мценске имена прославленных защитников Отечества увековечены в названиях улиц, пионерских дружин общеобразовательных учреждений. 14 улиц названо в честь героев Великой Отечественной войны: Горбатова, Донкова, Власенко, Лелюшенко, Рокоссовского, Жукова, Маресьева, Катукова, Кочергина, Кожухова, Кузьмина, Макарова, Минаева, Захарьева. Справа (на запад от нас) как раз расположен один из таких «боевых» кварталов города.

  1. Новосильское шоссе в р-не Карауловой горы. Мемориал памяти погибшим летчикам

Здесь с ноября 1941 по август 1943 года были возведены многоуровневые военные сооружения, глубокий противотанковый ров окаймлял Мценск с северо-востока. Плотность огневых точек на один километр обороны доходила до 20-25. Ширина возведенных защитных рубежей или глубина укрепленной полосы составляла (по разным источникам) от 4-х до 6 км. Она тянулась от Лехановки до Крыцино.

Есть основания утверждать, что именно здесь, под Мценском, впервые в истории военных действий Второй мировой войны была использована высадка воздушного десанта в тылы противника – прообраз спецопераций современных войск ВДВ. В частности ветераны 201-ой и 10-ой воздушно-десантных бригад вспоминают, что высадка 4 октября 1941 года их соединений под Мценском была большой неожиданностью для противника. Группа под командованием Горюна заняла оборону по восточному берегу Зуши (панорама которого внизу перед нами), имея передний край по линии д. Ядрино – Большое Лыково. В деревне Студенец (3 км юго-западнее нас) был развернут командный пункт. Десантники не только держали подвижную оборону, но и минировали броды и мосты, в частности – видимый по направлению к Мценску мост по дороге на Подберезово и влево по трассе – мост через реку Чернь на д. Большое Крицыно. Перед бригадой ВДВ была поставлена задача – сдерживать продвижения противника на Москву и вести разведку боем на контролируемой территории. Когда 10 октября 1941г. (о чем мы рассказывали в начале экскурсии) в Мценск прорвалась группа танков противника и бои шли на юго-западной и юго-восточной окраинах города, десантные части передислоцировались вместе со штабом в д. Холодково (в 2 км восточнее, напротив нас) и заняли оборону на рубеже Большая Каменка – высота 246,2 — высота 248,0 — юго-запад д. Звягинка. Когда немцы окончательно заняли Мценск (11 октября), воздушно-десантные соединения с боями и отдельными успешными вылазками (в частности в д. Ядрино, 1-ый Воин) сражались в этой зоне больше недели и только к исходу 19 октября организованно выехали в направлении Тулы.

  1. Братская могила на окраине д. Холодково

Здесь, в мае 1985 года, был открыт возведенный на средства студентов Орловского государственного педагогического института, членов группы «Поиск», памятник летчикам, погибшим в боях над Мценском — лейтенанту Алексею Решетько и младшему лейтенанту Виктору Савельеву. 5 августа 1943 года их самолет был поражен немецкими штурмовиками и, охваченный пламенем, не дотянул до посадочной полосы полевого аэродрома в д. Студенец всего 1 км. Тут же установлена мемориальная доска в память о командире эскадрильи, гвардии капитане Анатолии Федоровиче Мошине, который совершил около 300 боевых вылетов, сбил 11 самолетов противника. Погиб в воздушном бою на Курской дуге 13 июля 1943 года – ровно 70 лет назад – у поселка Матвеевский Орловской области. Похоронен возле деревни Студенец, перезахоронен на этом скорбном месте, в братской могиле д. Холодково.

  1. У кафе «Транзит»

К середине 1943 года огненный смерч воздушных сражений переместился в небо над Орловским плацдармом. Здесь в непримиримой схватке сошлось около 5 тыс. самолетов. Никогда на советско-германском фронте не было такой концентрации самолетов.

На аэродромах мценской земли в годы войны почти целиком базировалась истребительная и штурмовая авиация 15-й воздушной армии. Ненависть к врагу побуждала советских летчиков вести бой до полного уничтожения самолета противника. Воздушный таран продолжал оставаться надежным средством уничтожения противника, когда иного способа у них не оставалось. В двухлетний период непрерывного воздушного сражения за Мценск 10 самолетов врага было уничтожено воздушным тараном. При этом более половины смельчаков остались в живых, совершив посадку на поврежденном самолете или прыгнув с парашютом. В мценском небе начал счет сбитым самолетам после ранения и ампутации ног Герой Советского Союза А.П. Маресьев, сражались летчики французской эскадрильи «Нормандия-Неман», командир которой Жан Тюлян был сбит и похоронен вблизи дер. Каменка Башкатовского сельского поселения. Поэтому не случайно, члены областного поискового отряда «Самолет» организовали здесь музей под открытым небом – состоящий из частей и деталей самолетов, сбитых в районе Орловско-Курской дуги.

  1. У моста на завод «Коммаш»

Зуша опоясывает Мценск большим полукольцом, и транспортная связь с городом осуществлялась по двум низководным мостам. Один, который мы проехали в начале нашего маршрута, – неподалеку от вокзала, вел на Болхов, другой, в восточной части (перед которым мы находимся), – на Новосиль. Новосильский мост перед оставлением города был заминирован. По указанию секретаря райкома партии группа истребительского отряда должна была вывести из строя расположенный поблизости Бородинский спиртзавод, выпустить на землю горячительную смесь, но сам завод ни в коем случае не поджигать. Сегодня можно только гадать, почему затея оборонявшихся не увенчалась успехом. Есть версия из немецких источников, согласно которой часовых удалось обмануть благодаря начавшейся метели. Немцы беспрепятственно подошли к мосту, разминировали его и на танках ворвались в город. Таким образом, основная, правобережная часть Мценска оказалась в их руках, была отрезана и дорога, ведущая на север, к Туле. Часть подразделений корпуса с боями, но все-таки вышла за пределы города. С этого же направления, через этот мост и левее его, через Стрелецкую слободу, во Мценск вошли воинские части, освободившие город в июле 1943 года в ходе операции «Кутузов».

  1. Центральная городская площадь

Наш веломарш завершается в одном из наиболее исторически насыщенных мест города. Здесь, на пересечении улиц Старо-Московской и Старо-Кузнечной издавна располагался торговый центр города. Перед нами торговые ряды, за ними размещался привозной рынок (позже Колхозный). Слева, выше по ул. Ленина, в 150 метрах от этого перекрестка возвышался один из крупнейших мценских храмов – Пятницкий собор. Попытаемся вернуться в 10 октября 1941г. На просторной площади колхозного рынка сержант Рындин (раненый в танковом столкновении) вдруг услышал лязг гусениц и рокот моторов. Прямо впереди него, метрах в двухстах по улице, медленно покачивая пушками, ползли четыре вражеских танка. Рындин застыл на месте. Гитлеровцы в городе! Сержант оглянулся вокруг: у магазина, как ни в чем не бывало, переговаривались женщины, стоявшие в очереди за хлебом. Сновали мотоциклы и машины. Двое солдат спокойно набирали из колонки воду для полевой кухни. На вражеские танки никто не обращал внимания. И вдруг грохнул взрыв, другой, третий. Послышались звон разбитых стекол, крики и стоны раненых. Гитлеровцы били из пушек по очереди у магазина. Чуть позже, после того как Рындин на подвернувшемся мотоцикле добрался до штаба и доложил обстановку Катукову, сюда были направлены наши танки. Завязались уличные бои о которых мы уже неоднократно рассказывали. Так же был отдан приказ об обстреле колокольни Пятницкого храма (предположительно, но возможно древней церкви Кирика и Улиты, остатки которой сохранились по левой стороне нынешней ул. Ленина у здания библиотеки им. И.С. Тургенева), располагавшегося рядом с нынешним зданием библиотеки им. И.С. Тургенева по ул. Ленина) храма, с которой немецкий пулеметчик держал под обстрелом всю центральную часть города. К сожалению, колокольня вместе с огневой точкой была сбита артиллерийским снарядом, а сам храм был снесен в 1970-е гг. Ставя точку в нашем повествовании, процитирую сводку ГВК от 20 июля 1943 г. «342 с/д к 15 ч. 00 мин. перешла в наступление на Мценском направлении, форсировала р. Зуша на участке Глинское – Сомово 1-е – Толмачёвка и вышла на южную окраину Мценска…». С противоположной стороны с боем в город ворвались части 283-й и 269-й дивизий. Так был освобождён важнейший стратегический узел – город Мценск.

По данным военкомата, в боях за город погибло и захоронено 6791 человек. Побывавший во Мценске вскоре после его освобождения писатель Борис Полевой так писал об увиденном:

«Город мертв. Сохранились лишь контуры улиц. Вместо домов обгоревшие коробки, глядящие на улицы глазницами пустых окон. Площадь, улицы, переулки заросли таким бурьяном, что человека, двигающегося по ним, порой можно не увидеть. Какая-то трава выросла внутри пустых зданий и нагло торчит из дверей и окон. На улицах города мы не встретили ни одного жителя. Город мертв. Его убили немцы».

Известно, что операциями Орловской битвы, в том числе и в боях за Мценск, руководили выдающиеся полководцы советской армии, многие из них впоследствии получили звание Героя Советского Союза. При представлении к этой высокой награде учитывались заслуги во время проведения операций по освобождению орловско-мценского плацдарма от врага.

[1] УПК – учебно-производственный комбинат.

При цитировании материала, используйте выходные данные статьиМоськин Р. Велоэкскурсия «Дорогами войны» — марш памяти. / Краеведческий научно-популярный альманах «Мценское наследие», Вып. 1, 2014, сс. 88-103.


Фото-отчет с велоэкскурсии

Яндекс.Метрика