Бурлаки на Зуше

Моськин В.

Для нашего, в последнее время «мелководного» края, такое выражение звучит несколько необычно, если не сказать фантастически! И тем не менее, при изучении статистических обзоров по занятости населения Орловского уезда до 80-х годов XIX века бросается в глаза преобладание «бурлачества» во Мценском и Орловском уездах. И если для Оки в центральной части г. Орла еще можно представить классическую картину медленно движущихся тяжело нагруженных барж и ватаг бурлаков с трудом тянущих их вдоль довольно пологих берегов, то для Зуши, 5 раз резко меняющей направление своего течения в русле крутых берегов в границах Мценска, это кажется невероятным. Чтобы оценить реальность подобной ситуации нужно погрузиться в историю и в особенности бурлачества в центральной части дореволюционной России.

Бурлаки, бурлачество сугубо российское явление, преимущественно волжское. Появились они в XIV-XV веках. Тогда же, в конце XVI столетия, на нижней Волге и вообще в Приволжском крае различались помимо казаков вольные, бродячие работники на судах, ставшие известными впоследствии под именем бурлаков. Так, в актах того времени «казаков», служивших на купеческих судах, воспрещалось «в стрельцы и казаки имати»… В начале XIX-го века было их не менее шестисот тысяч. С развитием промышленности и некоторой механизацией труда – коноводные суда, кабестаны, пароходы – численность бурлаков сократилась до трехсот тысяч.

Занималось этим промыслом преимущественно население Поволжья: в большинстве своем русские люди, довольно часто татары, мордва, чуваши, марийцы, то есть представители всех наци

Как сообщал мценский краевед и писатель В.Ф. Аниканов, в XVII–XVIII веках в Мценске процветала торговля, а пристань играла в этом деле первостепенную роль. Города Орловской губернии, в том числе и Мценск, вывозили значительное, количество хлеба, скота, масла, кож, меда, воска и другого товара. На пристань доставляли сельскохозяйственные продукты уезды южной части Тульской губернии (Чернский, Новосильский); Болховский, а по Малоархангельскому тракту – Ливенский, Елецкий и Малоархангельский уезды Орловской губернии. Приняв несколько малых речушек (Алешня, Чернь, Колпна, Ядринка, Волковка, Мецна, Неруч), река Зуша ниже Мценска достигала двух метров глубины и на протяжении 25 километров, до впадения в Оку, была судоходного. Ширина ее в пределах Мценского уезда доходила до 50 метров, берега крутые и высокие.

Еще в 1670 году мценские стрельцы в челобитной царю, сообщая о своем бедственном положении, писали:

«Кормимся мы в Мценску всяким торговым промыслишком и в отъезд ездим, а иная наша братия сложилась меж себя, человек пять-шесть, волочимся стружишками».

Из этого документа видно, что в то время уже работала пристань в Мценске. По указу Петра I от 3 ноября 1723 года из Мценска поступило сообщение: «По оной реке Зуше есть из Мценска ход струговым судам».

Для обеспечения нормального судоходства вдоль рек устраивали водосточные стены, препятствующие заилению русла реки береговыми осадками и направляющие течение воды в середину русла. По всему судоходному берегу прокладывались бечевники и мостки через мелкие протоки для обратной тяги судов. Во Мценске вдоль улиц Набережной и Нижне-Архангельской, у берегов Зуши, от мельницы до Подмонастырки у причалов стояли речные суда, рядом в лабазах хранились купеческие товары. Бурлачество было вызвано ростом речных перевозок при техническом несовершенстве водного транспорта. Судоходство начиналось с апреля и заканчивалось в октябре. Так, в 1844 году река Зуша вскрылась 4 апреля, а 15, 16 и 17 апреля с пристани было погружено и отправлено 202 барки, полубарки и парома назначением в Москву, Серпухов, Юхнов, Коломну, Каширу. Рыбинск, Калугу и Рязань. За эти три дня отправлено «товаров к жизненным припасам относящихся» на сумму 703 321 рубль серебром (в эту сумму входили товары, отправленные с Белевской пристани на 23 судах). А годом раньше с мценской пристани, за всю навигацию, отправлено 578 судов. В 1851 году отгружено только хлеба 3 200 000 пудов, в том числе ржаной муки и ржи 2 126 992 пуда. За навигацию малые суда вместимостью 6000-10 000 пудов совершали по 4-5 рейсов, а более крупные баржи отправля­лись один раз весной, после половодья, и возвращались к пристани на стоянку до будущей навигации.В отдельные годы с пристани отправлялось только хлеба до 3,5 миллиона пудов, а разгружалось до 370 тысяч пудов, пре­имущественно металла, соли, мешков, рогожи, алебастра и дру­гих грузов. В 1851 году поступило соли 124 тысячи пудов.

Из Мценска на судах отправлялись также различные заводские и кузнечные изделия. А отправлять было что! Ведь в городе в 1846 году работало три салотопенных, четыре свечно-сальных завода, кожевенные, мыловаренные, прядильные, воскобойные заведения, всего 16. Кроме этого, в уезде работали сукновальные, овчинные, винокуренные, мукомольные, бумажные, свеклосахарные и другие заведения, которые сбывали свою продукцию через пристань. За 10 лет (1835-1844) с пристани отправлено до 600 тысяч ведер спирта, 90 тысяч ведер виноградного вина (крымского), 26 тысяч пудов конопляного масла, 54 тысячи пудов говяжьего сала, 6883 пуда патоки свекольной, 16 354 стоп (пуда) бумаги писчей и оберточной. Кроме этого “товаров к рукоделиям и фаб­рикам относящихся»: овчин 3499 штук, кож говяжьих 3763 шт., ободий 741 шт., рогов скотских 7400 шт., воску 103 пуда, муки картофельной 300 четвертей, подзолу 146 339 пудов, пеньки и пакли 204 953 пуда, бичевы 7381 пуд, мыла 14 957 пудов, табаку 15 815 пудов”

В отчете Мценской городской думы указывается, что за это время на пристани грузили в суда и выгружали товары 56 на­именований. Кроме судов, принадлежащих мценским судопро­мышленникам, к пристани причаливали суда иногородних купцов. Из письма Мценской городской думы от 4 декабря 1844 года известно, что в этом году к пристани причаливали иногородние промышленники: барок 56, полубарок 20, паромов 156 и местные жители: барок 20, полубарок 17, паромов 300.На обслуживании пристани, судов и бечевника было занято не менее шести тысяч рабочих. Прядильни вырабатывали до 4 тысяч пудов каната. Много было работы кузнецам, выделыва­ющим разные снасти для пристани; плотники занимались ремонтом барж и плотов.

Нелегок был труд бурлаков. На судах грузоподъемностью от 30 до 45 тысяч пудов груза было по 50 бурлаков, а суда в 6 тысяч пудов груза имели 12 бурлаков, которые следили за продвижением каравана судов вниз по течению и возвращали их канатами по бечевнику к пристани. Кроме бурлаков на судах использовались водоливы для выливания и выкачивания поды коноводы, лоцманы – «суть путеводители судна».

«Дубинушка» слышалась не только на Волге. Эта песня раздавалась и на берегах Зуши. В 1836 году при смотрителях орловской и мценской пристаней были образованы «судоходные депутации», которые избирались на три года. В обязанности депутации входило содействие смотрителю в распоряжениях по судоходству; ограждение судопромышленников от притеснений, разбирать споры, возникающие между судопромышленниками, лоцманами, рабочими; вести расчет с содержателями мельниц за спуск воды с их запруд в день отправки судов. На содержание депутации производило сбор с судов «по 2 копейки с пуда клади всякого рода и цены без различия».

В «Статистическом временнике Российской империи» помещен краткий перечень судоходных и сплавных рек Европейской России, в котором значатся Ока и Зуша. В этом временнике дается перечень судов, плававших по Зуше и Оке: барки, паромы, струги, подчалки, плоты, специально оборудованные для перевозки зерна и муки. Здесь же дается описание парому-судну, которое предназначалось исключительно для перевозки грузов с одного берега на другой в тех местах, где не было постоянных мостов. Для устройства паромов использовались барки или большие лодки. На поверхность лодок настилались толстые доски, на которые ставили по нескольку нагруженных товара­ми возов с лошадьми. Паромы ходили по канату. Кстати, такие паромы через Зушу использовались для перевозки на Курской дороге, что была ниже Харлампиевского кладбища, а позже перевозили людей и подводы выше по течению реки в конце Перевозного переулка, от чего он и получил такое название. До минувшей войны действовал паром через Оку в деревне Карандаково.

В «Материалах для статистики Российской империи» 1841 год дан перечень судовых рабочих, лоцманов, коноводов с лошадьми, водоливов, коренных рабочих, тяглецов и поденщиков и плата за провод судов от Мценска до Белева. Когда погрузка судов заканчивалась, владельцы мельниц уведомлялись о времени одновременного открытия плотин; вода в реке подымалась, и флотилия двигалась вниз по Зуше в Оку. За спуск воды с городской мельницы при отправке судов и взвод их, «оценивая простой одного камня в сутки по 85,5 копейки, а всего за 14 поставов», городская управа получила в навигацию 1846 года 278 рублей 64 копейки. За разводку моста через Зушу при прохождении судов, стоявших у причалов против Соборной горы, ежегодно выплачивали рабочим 50 руб­лей. С каждым годом увеличивалось количество судов и грузов, отправляемых с пристани, а также судов, приходящих с това­рами. Такой рост наблюдался до 1870-х годов.

Развитие капитализма в России ускорило строительство же­лезных дорог. В 1868 году вступает в строй действующих Московско-Курская магистраль, которая стала конкурентом реч­ного судоходства. С тех пор бурлацкий промысел по рекам Оке и Зуше заметно сократился. Товары, ранее перевозимые речным путем, московские купцы закупали непосредственно на месте и доставляли в Москву и другие города по железной дороге. В 1902 году погружено в суда и отправлено с пристани всего лишь 350 тысяч пудов, а разгружено только 85 тысяч. А на станции Мценск в этом году отправлено вагонами 1200 000 пу­дов грузов, в том числе 330 тысяч пудов хлеба. Мценская пристань стала невыгодной и вскоре прекратила свое существование.

Список источников:

  1.  По материалам сайта http://amchensk.narod.ru/books/books.htm- 
  2. Аниканов В.Ф. «Город на Зуше».
Яндекс.Метрика