Орловская земля и казачество

Пушков В[1].

Орловская земля и казачество[2]

Под Мценском и под Новосилем

Как ветер, на подъем легки

Там, где всегда на Русь

Кочевники ходили,

Врага встречали казаки.

Из «Гимна Орловского союза казаков»

(Слова В. Садовского)

Наиболее авторитетные специалисты (см., например, Хорошхин М.П. «Казачьи войска». СПб., 1881, с.4, 19) относят появление термина «казаки» ко второй половине XIV в., когда он стал обозначать не подчинявшиеся хану Золотой Орды отряды легкой татарской конницы, которые вскоре начали нести пограничную службу у рязанских князей, чьи владения охватывали и верховья Дона, т.е. территории, смежные с будущей Орловской губернией. После вхождения Рязанского княжества в состав Московского государства эта форма пограничной охраны была продолжена, но уже силами русского войска.

Совершенствуя оборону южных рубежей (особенно после опустошительного набега крымских татар 1521 г.), московское правительство создает систему укрепленных линий (засечных черт), эффективность которых во многом обеспечивалась службой городских казаков (первое упоминание о них относится к 1444 г.). С построением в начале XVI в. Тульской засечной черты территория современной Орловской области стала зоной контроля этих городовых казаков, которые «вахтовым методом» несли службу дальнего обнаружения противника (система далеко выдвинутых в степь сторожей), а также поддерживали в порядке засеки, валы и забои на реках.

С возведением в 1566 г. Орловской крепости этой пограничной службой стал контролироваться и регион современных Курской, Белгородской и Липецкой области, причем особого внимания требовал Муравский шлях, проходивший по водоразделу рек Красивой Мечи и Зуши, – основной путь для набегов крымских татар на русские земли. В связи с этим Орел стал опорным пунктом русской колонизации Дикого поля.

К такому выводу приводит описание царского архива 1575 г., где говорится сразу о двух форпостах на орловской земле[3]. Это «Разряд 8-й – четыре «Мценские сторожи» (предельный рубеж их контроля – река Неручь) и «Разряд 9-й» – сторожи Орловские и Карачевские» числом 13, сфера контроля которых распространялась до верховья Оки. Прямым свидетельством такого положения до сих пор служат названия населенных пунктов типа Казачье, Сторожевое, Караул, Воин и т.п. (например, еще в начале XX в. в Мценском уезде было село Сторожевое или село Воин Первый в современном Мценском районе).

С постройкой при царе Михаиле Федоровиче Белгородской засечной черты (всего 25 городов) городовые казаки орловских укреп-районов постепенно сходят с исторической сцены, но эта земля становится одним из источников формирования казачьей вольницы (донские, запорожские и слободские казаки).

Яркий след на орловской земле оставили казаки – участники Крестьянской войны и Смуты начала XVII в. (Болховское сражение с правительственными войсками в 1606 г., казаки Ивана Заруцкого в Орле, при дворе Лжедмитрия II в 1607 г., их отношения с поляками и т.п.). С организацией Слободской Украины (основание Чугуева, Харькова, Сум, Ахтырки, Изюма и др.) казацкая вольница, получив землю, жалование и сохранив свое самоуправление, перестала беспокоить Орловщину, которая с середины XVII в. становится главной российской житницей… Таким образом, орловская земля тесно связана с ранним периодом в истории российского казачества, который слабо разрабатывается в современной историографии (отчасти из-за трудности архивного поиска и отсутствия единых комплексов документов).

«Вся история России сделана казаками. Недаром нас зовут европейцы казаками. Народ казаками желает быть», – писал Л.Н. Толстой и был недалек от истины. В историю казачества действительно вместилась почти вся история России, и как историко-социальное и культурное явление оно давно стало объектом специальных исторических исследований.

Казачество знало периоды взлетов и периоды падений, когда под вопросом оказывалось само его существование. Особый интерес представляют ранние этапы. Они наиболее трудны для изучения вследствие малочисленности и противоречивости дошедших до нас из глубины веков сведений, но и важны прежде всего тем, что, обнажая истоки этого явления, позволяют лучше понять его природу и определить пути эволюции. Не случайно тема казачества в последнее время постоянно присутствует на страницах различных изданий.

Возрождение казачества в России на исходе XX столетия стало реальностью, мало кем ожидавшейся ещё полтора-два десятилетия назад. Этот факт говорит о его глубинных, подлинно народных корнях. Возрождающееся казачество выходит за узкие культурные, этнографические рамки и заявляет о себе как серьезная общественно-политическая сила, способная вновь послужить нашему Отечеству.

История казачества тесно связана с Орловской землей, местом нетрадиционного проживания казаков. Именно здесь активно ведется работа по его возрождению: в Орле и районах области казаки восстанавливают свои традиции, организуют отделения «Союза казаков».

[1] Пушков В., научный сотр. МГУ, автор публикаций по истории казачества.

[2] По материалам: www.orel-story.ru

[3] См.: Беляев И.Д. «О сторожевой, станичной и полевой службе до Царя Алексея Михайловича». М, 1846, сс. 3, 7, 10.

Яндекс.Метрика