«Что в имени твоем» (из истории фамилий и названий населённых пунктов Мценского района)

Потанин Л.

С момента рождения человеку дают имя. Этим он отличается от своих сверстников. В наследство от родителей получает фамилию, которая свидетельствует о том, к какому роду, к какой семье принадлежит ее владелец. Бывает фамилии благозвучные и не очень, но не бывает фамилий хороших и плохих, все зависит от человека, который ее носит. Какими делами прославил он свою фамилию, какой след оставил на земле после себя от этого зависит и авторитет и звучание фамилии.

А всегда ли задумываемся мы над тем, что означает наша фамилия, откуда пришла она к нам?

Представьте себе, что более 250 лет назад наши предки, русские люди, не имели фамилий, а прозывались они различными именами, кличками, прозвищами. Да и само слово фамилия переводится на русский язык как прозвище. Мы и сейчас еще встречаемся с подобным явлением в деревнях. Вот, например, в деревне Катушище несколько семей прозываются Гавриловыми, а на самом деле они все носят фамилию Трофимовы. Спросите в деревне Е., где дом Сухого, Беленого, Таракана, Антоньчика, вам его покажет каждый. И не каждый назовет настоящую фамилию Матюхиных, Кузнецовых, Чумаковых… Русскому человеку в остроте ума не отказать, такое меткое прозвище придумают, на что, наверное, ни один другой народ не способен. Даже приближенные Московского великого князя носили такие прозвища, что не только писать, но и произносить стыдно…

А все началось с того, что царь Петр I решил сформировать регулярное войско. А когда услыхал, как прозываются его доблестные воины, пришел в негодование, а потом долго смеялся. После чего приказал: отныне каждый солдат должен иметь не только свой номер, но и фамилию и отчество. А так как никто не знал откуда брать фамилии людям, которые их никогда не имели, то повелел, что фамилиями записывать имена или прозвища главы семьи мужчины. Так сын Ивана стал носить фамилии Иванов, сын Зайца Зайцев и т.д.

И началось творение фамилий, которое продолжается и до наших дней. Не обходится здесь и без курьезов, русские люди без этого жить не могут.

Однако будем говорить серьезно. Фамилии это наша история, наша родословная. Давайте вместе с вами возьмем наш городской телефонный справочник, перелистаем его страницы, выпишем на листок бумаги фамилии коренных амчан и немного поразмышляем.

Перед нами откроется страница истории нашего края. Договоримся о таком порядке работы: вначале выписываем фамилии в определенном порядке, затем комментируем.

Казанцев, Курский, Половцев, Татаринов, Поляков, Архангельский, Ярославцев, Ростовцев, Москвитин, Ливенский, Костромин, Черемисин, Чухонцев, Полонников и др.

Здесь целая география. Мценский край заселялся пришлыми людьми со всех концов Русского государства. Кто приходил добро вольно, кого переселяли насильно. И вот Поляк стал Поляковым, неизвестно откуда прибывший Иноземцевым, из татарской Казани Казанцевым, из Московии Москвитиным, из Курска Курский, из Ярославля Ярославцев и т.д.

А вот чем занимались наши предки, каким ремеслом владели , можно тоже проследить на исконно мценских фамилиях: Рыбаковы, Кузнецовы, Кожевниковы, Овчинниковы, Сапожниковы Шапошниковы, Колесниковы, Плотниковы, Ложкины, Мельниковы, Швецовы, Шилины, Дугины, Лаптевы, Каретниковы, Калашниковы и др.

Металл в кузницах ковали Кузнецовы, обозные изделия Дугины и Колесниковы, выделывали кожи Кожевниковы и Овчинниковы, шили одежду Швецовы и Шилины, Сапожниковы делали обувь, Шапошниковы шапки, Калашниковы пекли знаменитые мценские калачи.

Наши предки-язычники обожествляли деревья, животных, поклонялись им. Но вот что интересно, что названия животных переходили в прозвища наших предков, а затем стали и их фамилиями.

Вот примеры: Лисицын, Волков, Барсуков, Медведев, Зайцев, Грачев, Воронин, Уточкин, Воробьев, Синицын, Жаворонков, Скворцов, Орлов, Коршунов, Лебедев, Куликов, Чибисов, Чижиков и др.

Судаков, Головлев, Пескарев, Ершов, Щукин и др. Сейчас трудно судить о том, что имели в виду наши предки, давая прозвища Судак, Голавль, Пескарь или Ворона, Грач, Селезень, Воробей. Мы можем только домыслить, ближе познакомившись с языческими обрядами.Вот кому давали прозвища Лисица, Волк, Медведь, Заяц, Овца понятно и без комментариев. Однако для любителей природы фамилии наших амчан могут стать источником знаний о том, какие животные водились в лесах и реках, в степи в далекие от нас времена.

Наши предки пользовались той же кухонной посудой, тем же хозяйственным инвентарем, что и в наше время. Правда технический прогресс в этом деле внёс существенные поправки. Наше поколение не знает что такое кочерга, корчага, ступа, рогач. А вот в фамилиях они сохранились. Горшков, Чугунков, Корытов, Топорков, Рогачёв, Кочергин, Ступин, Лопаткин, Коробков, Корчагин, Копылов (Копыл деталь прялки), Сошников и др.

По фамилиям можно судить какие нехитрые кушанья, овощи, фрукты были наиболее любимы нашими предками: Редькин, Огурцов, Картошкин, Гречихин, Хлебников, Пшеничников, Лапшин, Киселев, Кулагин /Кулага/, Блинов, Кашинцев, Саламатин, Сметанников и др.

Можно предположить, что в основу этих прозвищ могли быть взяты любовь тех или иных амчан к тем или иным блюдам, предметам домашнего обихода. В основу могли быть взятыми черты внешнего сходства, например, с рогачом, кочергой, горшком, огурцом или ступой. А возможно, мастер-горшечник стал Горшковым, садовод-Грушиным, мастер глиняных сосудов корчаг Корчагиным и т.д.

Было принято раньше, что фамилию своему роду давал мужчина. А как быть, если детей воспитывала одна мать, отца не было? Тогда, в порядке исключения, разрешалось детям носить фамилию по имени матери. Так появились Полины, Маринины, Марфины, Оленины. Матери носили имена Полина, Марина, Матрена, Алёна и т.д.

Не возникает особых затруднений определить, почему в Абонентной книжке встречаются фамилии Стрельцовых, Казаковых, Солдатовых. Попытаемся объяснить это с точки зрения исто­рии Мценска.

В XIV-XVII веках Мценскую крепость от набегов татар защищали стрельцы, казаки и прочие служилые люди. В верхнем посаде были даже слободы Стрелецкая и Казацкая. В более позднее время в Мценске были расквартированы регулярные войска. А солдаты и дети солдатские жили в Солдатской слободе. Так что появление Стрельцовых, Казаковых, Солдатовых в Мценске вполне закономерно.

Когда на страницах книги мы встречаем фамилии, созвучные с известными всем фамилиями Пушкина, Крылова, Ермолова, Голицына, Булгаковых, Куракиных, то всегда возникает вопрос: а не родственники ли они этим людям? За ответом обратимся к специалистам антропонимики. Они допускают такую версию: иногда фамилию крепостным крестьянам давали их хозяева-помещики.

Так фамилию Пушкиных могли носить холопы Пушкина. А как они оказались в наших местах? Допустим, что они сбежали от хозяина на пустоши Дикого поля. Возможно были проданы другому хозяину и насильственно переселены на Мценскую землю.

В отдельных населенных пунктах нашего района распространены и такие фамилии, как Юдины, Грековы, Цыганковы. Откуда они взялись здесь? Интересно, что и сейчас в отдельных деревнях чернявых по внешнему виду селян прозывают – Цыганами, Жидами, Греками. Может быть это и есть ответ на вопрос связаны ли фамилии с греческой, цыганской и еврейской национальностями.

Знание истории Мценского края также поможет объяснять откуда появились в Мценске фамилии явно не славянского происхождения: Муратовы, Камаевы, Мамаевы, Мамоновы /Мамай, Мурат, Камей имена татарского происхождения, но об этом разговор будет позднее.

Учёные утверждают, что такие сравнительно распространённые в нашем районе и городе фамилии как Черновы, Беловы, Сахаровы не русского происхождения, что это фамилии обрусевших и принявших христианство немцев. Чтобы не выделяться среди русских, они приняли фамилии: Шварц Чернов, Вайс Белов, Цукерман Сахаров.

Часто в фамилиях человека, в прозвищах подчеркивается особенность человека — отрицательные или положительные качества, физические недостатки или достоинства: Богатырёв /сильный, могучий/, Добрынин, Добров /добрый/, Краснов, Красов /красивый/, Желанов /желанный/, Некрасов /некрасивый/, Жилин /жадный/, Зубарев /насмешник/. Балакин / болтун/, Маликов/ маленький/.

А вот фамилии, которые подтверждают, в какой день недели родился ребенок: или каким по счету он был в семье: Третьяков / третий/, Четыркии /четвёртый/, Шестаков /шестым/, Девяткин / девятым, а Субботин родился в субботу, Пятницкий /в пятницу/.

Вот какие большие семьи были в те времена. В сборнике православных имен на Руси более 2-х тыс. имен. Есть из чего выбрать, если хочешь угодить родителям при крещении детей в церкви, но есть и чем досадить некоторым, не особенно почтительным прихожанам. Ведь священники тоже живые люди?

Рассказывают, что в жизни такое бывало. В отдельных семьях живут и не нарадуются на своих детей, на их имена, а в других, как крест, всю жизнь несут имена, данные батюшкой при крещении.

Секлитинья, Матрена, Акулина редкие имена, и в наше время почти ругательные, а тогда ими награждали людей.

А вот мужчинам в отличие от женщин пришлось подарить свои имена-прозвища своим потомкам как фамилии: так появились Пантелеевы /Пантелей/, Силуяновы /Силуян/, Федосеевы / Федосей/, Феоктистовы /Феоктист/, Фомины /Фома/ и т.д.

А может быть, в этом виноваты дьяки, подьячие, писцы и прочий чиновный люд тех времён, когда россияне стали писаться по фамилии, имени, отчеству? Ведь и они могли иметь свои симпатии и антипатии, своё отношение к простому люду. Вот посмотрите на эти фамилии; Миткин, Митькин, Митикин, Митяев; Иванов, Ивашкин, Иванеев; Степанов, Степин, Степкин. Какие ассоциации возникли у вас при чтении? Каково положение этих людей в обществе, отношение к ним лица, производившего записи в книге?

Как говорят, фамилию родителей не выбирают. И не вина человека, если ему по наследству досталась неблагозвучная фамилия. Одни — не обращают на это никакого внимания, другие переживают и стараются своим поведением, делами чтобы люди с глубоким уважением относились к их фамилии.

Обратимся опять-таки к городскому телефонному справочнику: Лентяев, Кривобрюхов, Дохликов, Дурненков, Болин, Белоглазов, Красноглазов, Нахалов, Крехтунов, Бугай, Непейпиво, Трусов, Чикин, Жеребцов, Кобылин, Куроедов, Здравствуй и др.

Возможно, что в основе этих прозвищ-фамилий находятся конкретные события, конкретные люди. Но их давно уже нет на свете, а фамилии их живут в потомках.

Надеемся, что небольшое путешествие по страницам телефонного справочника в г. Мценске заинтересовало наших читателей и слушателей и у них появится желание узнать больше о себе, своей родословной, родословной друзей и знакомых. В добрый путь, друзья!

А мы тем временем совершим прогулку по улицам города и мысленно совершим путешествие по деревням и сёлам Мценского района. Давайте вместе пройдёмся по улицам города, внимательно вглядимся в лица прохожих, прислушаемся к их разговору. Не сомневаюсь в том, что вас ожидают интересные открытия: насколько разные люди окружают нас. И русоголовые и темноволосые, голубоглазые и кареглазые, со смуглыми и бледными лицами. Вы выделите среди прохожих коренных амчан с нарочито подчёркнутым мягким произношением, с чётким твёрдым произношением белоруссов, окающих уральцев и сибиряков, с мягким певучим говором украинцев, с кавказским акцентом грузин, армян, азербайджанцев…

И всё это жители города, все они амчане, и каждый из них вносит свою лепту в историю города, его культуру, обычаи.

В нашем древнем городе, расположенном в самом центре России, нашлось место для всех. Здесь как бы смешались север, юг, запад, восток земли русской и как всё это напоминает многовековую историю нашего края!

Более двухсот лет Мценский край подвергался набегам татаро-монгол, почти полтора столетия находился под литовскими князьями, воевали амчан и московские князья и поляки всё это наложило отпечаток на состав населения, язык и обычаи.

В довоенные годы, посещая сельские праздники, можно было увидеть всё многоцветие и разнообразие крестьянских костюмов, послушать старинные песни, полюбоваться на крестьянские танцы. Наблюдательный глаз обязательно заметил бы различие в одежде, украшениях, танцах и местном говоре селян. Всё это, видимо, принесли они с собой, переселившись в Дикое поле, на пустоши из различных уголков Руси.

Много воды утекло с тех пор. Сменились целые поколения людей, отшумели революции, войны. Изменился национальный состав населения, происходит массовая миграция. Так что тщетно искать сейчас следы истории и былого влияния народов и их культур. Однако сохранились населённые пункты, где жили эти люди. Правда, многие из них исчезли насовсем, другие сильно изменились. Но сохранялись названия сёл и деревень. И если внимательно вдуматься в них, то можно заметить и в них следы истории нашего края. Попробуем это сделать и мы. Только заранее оговоримся, что высказанные нами суждения не претендуют на абсолютную истину, они основаны на предположениях и ссылках на имеющуюся в нашем распоряжении литературу. Не обойтись и в этом случае без небольшого экскурса в историю.

В далекие времена, когда славянские племена вятичей еще не обосновались в бассейне Оки и Зуши, край этот был заселён финскими и остяцко-пермяцкими племенами. Несколько позже появились славянские племена вятичей. Вятичи отличались воинственностью и постепенно вытеснили финские и остяцкие племена из бассейна Оки и Зуши, а также частично смешались с ними. Об этом свидетельствуют названия населённых пунктов, лесных урочищ, рек, заимствованные у древних обитателей Орловского края. Со временем они были сильно изменены или как говорят, ославянены. Долгое время в обиходе населения сохранялись обряды, одежда, многие слова, тоже заимствованные у них.

Кроме того край наших предков-вятичей находился под сильным влиянием и тюрскоязычных народов печенегов, половцев, татар, монголов, с которыми они не только воевали, платили подати, но и впоследствии рядом селились в Диком поле.

Нынешняя территория Мценского района оказалась под влиянием финских, остяцких и терских народов. Рассмотрим карту Мценского района. Среди названий населенных пунктов мы заметим названия явно тюркского происхождения: Севрюково / Севрюк-эемледелец/, Болгары /пленные половцы/. Подтатарское. Казанское, Аварово, Одинок, Гамаюново, Толмачево, Подполовецкое предположительно населённые пункты, основанные татарами или половцами. Гораздо больше населенных пунктов, названия которых имеет угро-финское или остяцкое происхождение: Тулянское /финское поселение/, Мценск, Ущерево /на речке/. Бейкатово/ расположенное в верховьях оврага/, Гущино /поляна/, Коськово /вырубка под пашню/, Какуренково /сухой берег/, Поганец / от слова поганый/ и др.

А вот названия остяцкого происхождения: Бутики /разбросанный/, Черемошны, Черемошная, Черемошния /деревня черемисов/, Роковая /текущая вода/, Лимовое /жилье/, Ломовец того же происхождения, Сатывка /имя остяцкого князя/, Торкуновка / деревня черемисов/ и т.д.

Рассмотренные примеры еще не дают полной картины заселения Мценского края. Известно, что уже в XII веке на реке Зуше была крепость, которая впоследствии сыграла большую роль в заселении края. Для охраны крепости и южных границ Московского государства в Мценской крепости и посадах селились стрельцы, казаки, дети боярские и прочие служилые люди. Царская казна не очень щедро оплачивала ратный труд своих воинов. Для кормления им нарезали земли на пустошах Дикого поля. Служилый человек должен был на этой земле кормиться сам, кормить свои семьи и нести государеву службу по охране южных границ Московского государства. Жизнь селянина была полна тревог и опасностей, поэтому они зачастую объединялись по нескольку семей и основывали в степи деревни и хутора.

Так появились на мценской земле однодворцы, давшие впоследствии начало потомству, носящему фамилии основателей, а иногда и названию населенных пунктов. Примером таких поселений могут служить Тиганово, Апальково, Будовка и Горбатовка, Чупахино, Волобуево, Савенково, Каменка, Левыкино, Толмачево, Фарафоново и др.

Со временем границы Московского государства отодвигаются на юг, Мценский уезд перестает быть приграничным. На пустоши Дикого поля устремились новые хозяева-помещики, щедро наделенные царской рукой за государеву службу землей. Иным достались деревеньки с местными жителями, ставшими крепостными, другим же пришлось обустраиваться на пустом месте, вывозя крестьян из других губерний Московского государства. И очень часто вновь отстроенные населённые пункты носили имена их владельцев. Таких населенных пунктов по Камеральной описи 1856 года было довольно много. Приведем примеры:

Хомутово, Ламково, Алябьево, Сп.-Лутовиново, Выскребенково, Крицино, Зайцево, Субочево, Меркулово, Алисово, Гринево. Бырдино, Глебово, Жилино, Дробышево, Звягино, Завалишино, Курдюмово, Глазуново, Нечаевка, Рыбино и др.

Иногда название населенным пунктам давали сами жители, очень метко подметив их расположение. Примеры:

Бугры /расположены на бугре, на склоне холма/, несколько населенных пунктов носят название Прилепы. От слова прилепился у подножия холма в долине р. Алешня. Несколько населенных пунктов называются Каменка. В буквальном смысле что означает Каменная гора. Или, например, кто не знает деревни Высокое. Оно расположено на вершине холма, самой высокой точки Мценского района. На высоте, потому и видно далеко окрест. На крутом берегу в долине р. Зуши расположены два населённых пункта, которые носят название Кручь. Правда один из них называется Красная Кручь /красивая/, другая деревня Кулешовка, по фамилии владелицы. В годы столыпинских реформ из крестьянской общины выделялись на отрубе крестьяне, давая начало хуторам, таким как, например. Воля, Приволье, Дворики, Выселки, Свобода и др. Правда, таких населённых пунктов в Мценском уезде с его малоземельем было немного.

Для занимающихся топонимикой несомненный интерес представляют конгломераты населенных пунктов, объединённых общим названием.

Есть в Мценском районе село Петровское. В его состав входят населенные пункты: Пожогино, Слободка, Елизаветинка, Дмитриевский поселок, Горбовский поселок. Принадлежали они разным владельцам, а после революции входили в состав разных колхозов, река Зуша отделяла их друг от друга.

Или, например, Подбелевец. В его состав входили Горбатовка, Будовка, Евдокимовка, Поповка, Подгорелец. Название части из них дали однодворцы Будаговские, Горбатовы, Евдокимовы. Подгорелец принадлежал помещику Мансурову. Он же и дал название – Подбелевец, впоследствие оно перешло на все село.

Мы привыкли к тому, что село называют Подберезово, а сельсовет с центром в том же селе Казанским. А почему? В описи 1856 года здесь значатся два крупных населенных пункта Подберезовские болота и Казанские выселки. В первой была построена церковь Казанской Божьей матери. Возможно, с тех пор и появилось обобщенное название села Казанское?

Населённые пункты Троицкое, Лубенцово, Скуратово, Волково объединены одним названием село Волково. И таких примеров можно привести еще немало. Почему образовались такие конгломераты населенных пунктов на Мценской земле, для которой не характерны крупные населенные пункты как, например, в степной полосе. Возможно их объединил один церковный приход? Пока ответа нет.

Когда-то в давние времена на территории Мценсного района росли дремучие леса. Лес кормил древних обитателей края, давая им защиту от врагов, деревьям, как божеству, и поклонялись. И когда читаешь названия населённых пунктов, то представляешь какие деревья пользовались особой любовью наших предков. Липовка, Липка, Дубовая, Дубки, Рябиновка, Березуевка, Подберёзово… Читаешь названия и представляешь аромат развесистых цветущих лип и жужжащих над цветками днями пчел, белоствольные березы, а между ними небольшие домики, мощные дубы или красные ягоды рябины, белый-белый снег вокруг, дым печных труб, поднимавшийся столбом в синее зимнее небо…

Вода пользовалась особым почитанием у наших предков-язычников, да и селились они там, где есть поблизости вода река ли, родники или колодцы. Интересно, что отдельные колодцы были известны далеко в округе, возле них совершались языческие обряды! На территории Мценского района были известны колодцы, которые почитались как святые и после крещения амчан: в районе поселка Мир, Синего Колодца и в Мценске у подножия Соборной горы.

Существует предание о том, что такое же ритуальное значение имели колодцы в районе д. Сатыевка, Гремячий колодец в с. Волково. Неудивительно, что и ряд населённых пунктов в районе имеет название Колодец: Становой Колодец, Белый Колодец, Синий Колодец, Студеный Колодец, Рогозин Колодец, Раковой Колодец, Одинокий Колодец и т.д.

С течением времени происходили изменения в названиях населенных пунктов. В одних случаях названия ославянивались, т.е. сделались более удобно произносимыми, в других случаях новые владельцы деревни изменяли название на свой лад, как им больше нравилось.

Так, например, была деревня Ковергино, центр волости того же названия. Принадлежала она помещику Белькову. Исчезло Ковергино, осталось Бельково. Такая же судьба постигла и Чичиневку. Только именуется она давно Глазуново, по фамилии владельца. Жители Мценска прекрасно знают истории Карауловой Горы. Но не все знают о том, что существовало ещё и сельцо Караулово. Мы не ведаем почему не понравилось такое название новому владельцу. Только называться оно стало Курдюмово. По фамилии владельца. Теперь нет на карте этого сельца, но зато имеются Курдюмовские дачи на этом самом месте.

Вряд ли обитатели Торкуновки согласятся с тем, что их деревня называлась Таракуновка. А деревня Карандаково называлась Кондраково /Кондрак измененное Кондрат/, Студеный Колодец стал сокращенно называться Студенец. Деревня Подмаслово, что на правом берегу Оки, неоднократно претерпевала изменения в названиях Подмаслово-Богатое-Богатово-Богатищево. Сельцо Бетыево именуется как Бастыево. Думчино было известно в давних списках как Думча Думчая-Думчина. Сельцо Щерева стало Ущеревым, Бябиково Бабенковым на Зуше, Тагановы — Тигановым в деревне и фамилии есть Тагановы и Тигановы/, деревня Косина стала Коссино, село Старое Старенково, деревня Хозелева Хальзево и т.д. На речке Ядринке было несколько населённых пунктов, которые носили это же название: Ядринка Верховая /Смородинка и часть Доброй Воды/, просто Ядринка /Афанасьевка/, Низовая Ядринка. Низовая Ядринка состояла из трёх населённых пунктов: Зыбино /владение Зыбиных/, Успенское /владение Оловенниковых/, Ядрино /владение Шеншиных/. Сохранилось только одно село Ядрино, к которому и перешло название всех трех населенных пунктов: Смородинки Афанасьевского, Зыбино.

А вот речушка Зароща подарила свое название сразу трем населённым пунктам: Верхняя Зароща /старое название Жилинково/. Средняя Зароща /старое название Фатнево/, Нижняя Зароща/ старое название Яковлево/. В 1856 году в Камеральной книге Мценского уезда были записаны уже новые названия Зарощи.

Интересно, что в те давние времена было принято давать названия населённым пунктам по именам жителей. Например, были такие населённые пункты, как Петино/ новое название Пятино/, Минов Луг /новое название Миново/, Мишково, Сонин Луг, Самохин луг и т.д.

Среди местных жителей бытуют предания, легенды, которые в какой-то степени могут помочь объяснить происхождение названий населённых пунктов Мценского района. Познакомимся с некоторыми из них.

  1. Знаменитые Думчинские леса когда-то тянулись от самого Мценска до Отрады. В дремучих лесах водились дикие звери, раздольно чувствовали здесь и разбойники. Через леса проходила знаменитая Московская дорога, по которой шли купеческие обозы с товарами, проезжали богатые помещики и прочий народ. Говорят, что разбойники часто нападали на проезжих купцов, путников, грабили, убивали их. Прежде чем въехать в лес, путники серьёзно задумывались над тем, как благополучно проехать Думчинские разбойные леса. Так при въезде в леса появилось сельцо Думча-Думчино. При выезде из леса стояло сельцо Отрада с почтовой станцией и кабаком. Говорят, что благополучно миновав леса, торговые-люди чувствовали себя отрадно, вздыхали с облегчением. Отсюда и повелось название сельца Отрада. Здесь можно было отдохнуть, накормить лошадей, и самим отвести душу в кабаке. Так было это или нет, но до сих пор на границе Думчинских лесов стоят Думчино и Отрада. Только теперь станции на железной дороге.
  2. Первыми поселенцами деревни были братья Семен и Степан.

И до сих пор на одном конце деревни живут Степановы, на другом Семёновы. Жили зажиточно: кругом были плодородные поля, но большую славу деревне приносили сады вишнёвые, яблоневые, грушевые. Все было бы хорошо, если бы не название деревни Поганец. Большое неудобство имели от этого крестьяне и особенно крестьянские дети в школе… Говорят, когда крестили амчан на Зуше, то ли забыли Семеновых да Степановых, то ли они сами отказались принимать христианскую веру никто не знает. Только с той поры и стали прозывать жителей погаными, а деревню Поганец.

Давно жители приняли крещение, как и все православные люди, а название осталось. И вот только в 60-е годы сельский сход решил изменить название деревни. Так появилась на карте района деревня Садовая.

На границе с Новосильским районом есть деревня Жердево. Заболоченная балка разделяет деревни на две части. По болотистой низине проезжую дорогу и пешеходные тропки устилали жердями. Отсюда, говорят, и пошло название Жердево.

Ходят легенды о том, что проезжал царь Петр I к войскам на юг по Курскому тракту. Стояла жаркая погода, а вокруг ни одного ручья или речки. На дне неглубокой балки путники увидели родник с чистой студеной водой. Остановились повозки. Петру I слуги подали ковш с родниковой водой. Царь напился, вытер усы и с удовольствием произнес: «Добрая водица!» Говорят, что с тех пор деревушка у степного родника и называется Добрые Воды.

Много разного люда стекалось в Мценскую крепость, когда к ее стенам ещё ходили татары. Были даже казаки из Запорожской Сечи. И вот явился к воеводе человек и попросился на службу. Бежал он из татарского полона, хорошо знал их язык и обычаи. Воеводе нужен был хороший переводчик или толмач, как тогда их называли. Видно хорошо служил воеводе толмач, если выделил он толмачу за хорошую службу земли неподалеку от города, чтобы был всегда под рукой. Основал толмач сельцо, которое в народе прозвали Толмачево. А так как толмач заикался, то добавили еще и прозвище Заикино Толмачево.

Есть на берегу Зуши село Петровское. Оно же Пожогино и Большая Деревня. Что Большая Деревня — его название понятно. Редко на Мценской земле найдешь селение, которое бы протяну­лось почти на 3 километра? А вот почему Пожогино? Предание говорит о том, что первые поселенцы-земледельцы выжгли степь под пашни и основали здесь, на берегу реки, селение. Пожог это выжженная степь в переводе на современный язык. Другие утверждают, что Бог прогневался за что-то на жителей села. Не было лета, чтобы здесь не было пожаров. Горели не только отдельные дома, но бывало, что сгорало до половины дворов селян. Вместо деревянных изб построили каменные дома, но пожары продолжались. Отсюда и Пожогино.

В декабре 1941 года фашисты сожгли село. Не стало больше Большой Деревни, не стало больше и пожаров.

Мы уже рассказывали о том, что в состав Петровского входил поселок Горбовский, основанный помещиком Горбовым. На других картах вместо поселка Горбовского мы читаем: Проказинка. Выходит, что узаконено и то, и другое название? Ну а что думают жители на сей счет? Они считают, что второе название дано самими жителями потому, что жители посёлка умели не только хорошо работать, но и отдыхать. В праздники здесь было шумное гулянье. И до того шумное, что были громкие скандалы и драки. Говорят, что Горбов, человек образованный, деликатный, разбирая очередной скандал и драку мужиков, назвал их проказниками. Так и повелось проказники, Проказинка, местные жители даже не знают, что у посёлка есть еще одно официальное название Горбовский.

А вот жители села Волково утверждают, что название села пошло от самих волков, которые в изобилии водились в окрестностях села в дремучих лесах. Много хлопот жителям доставляли се­рые волки: резали скот, пугали людей. «Иду на волки!» Это значит иду в селение, где много волков. Насколько оправдано это предание сейчас судить трудно. Местные жители не помнят, когда в последний раз видели волка в окрестностях села.

Существует предание, что Екатерина II проезжала по Мценскому уезду. Наступила пора обеда. Царский поезд остановился. Слуги быстро приготовили обед. Пообедав, Екатерина II, с удовольствием осмотрев живописные окрестности, воскликнула: «Какое здесь дивное, гладкое место?» Так появилось название сельца Гладкое. А на том месте, где по преданию обедала Екатерина II, впоследствии была построена церковь (Иоанна Воина — ред. Р.М.).

Последним преданием хочется закончить наше второе путешествие по страницам истории Мценского края «Что в имени твоём…»… И хочется надеяться, что продолжение будет, обязательно будет. Порукой тому любознательность, острый ум, трудолюбие наших земляков, с которыми мы познакомились во время нашего путешествия.

Прим. Ред.: очерк из литературно-краеведческого сборника «Что в имени твоем…» (1996 г.) Л.С. Потанина, мценского краеведа и публициста, предост. для публ. его дочерью Е.Л. Потаниной. Электронная версия подг. О.В. Евсеевой, зам. директора лицея №5 г. Мценска.

Яндекс.Метрика