Всероссийская конференция в ОГУ

20 октября 2013
В орловском госуниверситете прошла II Всероссийская научно-практическая конференция «Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов».

В пятницу  18 .10.13 г. участники конференции ознакомились с инновационным опытом работы ряда дошкольных учреждений г. Орла и области ,в том числе МБДОУ Центр развития ребенка Детский сад  №4 г.Мценска. Выступление прилагается.

Выступление на II Всероссийской научно-практической конференции «Проблема обеспечения качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС»

«Обеспечение ранней интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп комбинированной направленности»

Романова Е. Н.

учитель – дефектолог высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР — детский сад №4 г. Мценска

В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении дошкольных и школьных программ.

В Конституции Российской Федерации, а так же в ФЗ «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование. В связи с этим важнейшей задачей модернизации является создание такой системы образования для детей с ОВЗ, чтобы они могли обучаться в обычных общеобразовательных учреждениях и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. Эту же задачу ставит перед нами проектная инициатива «Наша новая школа».

Одной из возможных моделей организации такого образования является инклюзивное образование.В нашем МБДОУ ЦРР – детский сад №4 в рамках региональной экспериментальной площадки функционируют группы комбинированной направленности для детей с нарушением зрения, где наряду со здоровыми детьми, воспитываются дети, нуждающиеся в зрительной коррекции (косоглазие, амблиопия, астигматизм, дальнозоркость).

Цель организации комбинированных групп: создание целостной системы инклюзивного воздействия на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях «полной инклюзии».

Главным направлением в деятельности групп комбинированной направленности является «включение» детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников и взрослых на правах «равных партнёров».

Данная группа предусмотрена рядом нормативно-правовых документов:

 Типовым положением о ДОУ,

 Методическим письмом Министерства образования РФ от 15.01.2002г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ»,

 Положением о работе групп комбинированной направленности.

Открытию группы комбинированной направленности способствовала большая предварительная работа нашего педагогического коллектива, направленная на изучение потребности в её открытии и была обусловлена рядом возможностей:

 Востребованностью данной услуги по результатам опроса родителей,

 наличием кадровых условий,

 высоким профессионализмом педагогов ДОУ,

 наличием условий предметно-развивающей среды, а так же наличием программно-методического обеспечения коррекционно-воспитательного процесса.

В комбинированной группе одновременно обучаются здоровые дети (примерно 2/3 от общего списочного состава) и дети с ОВЗ (не более 1/3 от списочного состава). В своей работе мы опираемся на труды отечественных учёных и практиков (Малафеев Н.Н., Шматко Н.Д., «Базовые модели интегрированного обучения»), где утверждается, что в комбинированных группах могут одновременно обучаться и воспитываться дети только из одной нозологической группы, в нашем случае – это дети со зрительной патологией.

С целью оказания своевременной профессиональной помощи каждому ребёнку с ОВЗ разработана определённая структурно-функциональная модель комплексного сопровождения детей, которая строится на взаимодействии специальных служб:

— психолого-медико-педагогической комиссии, которая осуществляет приём детей в ГКН,

— тифлопедагога, учителя-логопеда, медицинских работников (медсестра-ортоптистка, врач-офтальмолог), педагога-психолога, воспитателей групп и педагогов ДОУ (инструктора по ФИЗО, музыкального работника работников, педагогов дополнительного образования).

Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на всестороннее развитие детей, на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное обучение в школе.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми с нарушением зрения направлена на коррекцию и компенсацию вторичных отклонений: развитие зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, ориентировки в пространстве, осязания и мелкой моторики (которую проводят тифлопедагоги), коррекция нарушения речи (учитель-логопед).

Основной формой организации работы тифлопедагога являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В подгруппу набираются дети с однородной структурой (от 2 до 6 человек). Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся каждый день. На каждого ребёнка в начале образовательного года разрабатывается «Индивидуально — коррекционный маршрут».

В содержание коррекционных занятий для детей с нарушением зрения включаются упражнения на активизацию различных зрительных функций. Логопедические занятия проводит учитель-логопед только с детьми, нуждающимися в речевой коррекции, планирует, разрабатывает и организует программу логопедического сопровождения в условиях логопункта.

Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ осуществляется через использование различных видов здоровьесберегающих технологий (медико-гигиенических, физкультурно-оздоровительных, образовательных и др.). Особое место занимает лечебно-восстановительная работа с детьми с нарушением зрения: сестра — ортоптистка, учитывая назначения врача-офтальмолога осуществляет лечебно-восстановительную работу на аппаратах по оздоровлению детей в соответствии со зрительными диагнозами.

В течение дня дети взаимодействуют друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, продуктивной, музыкальной, художественной и т.д., т.е. происходит полная интеграция детей с ОВЗ во всех направлениях.

Между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ устанавливается позитивный контакт.

Дети с ОВЗ, посещающие группы комбинированной направленности, имеют ряд преимуществ: они постоянно вовлечены в процесс общения со сверстниками, имеют достаточный уровень самооценки и уверенности в себе. Здоровые дети в свою очередь взаимодействуют с детьми с ОВЗ и демонстрируют понимание трудностей и проблем, связанных со зрением своих друзей, проявляя по отношению к ним чуткость и сопереживание.

В этих группах хорошо организована предметно — развивающая среда и созданы условия не только для здоровых детей, но и для детей с ОВЗ. Самое главное – дети с ОВЗ постоянно вовлечены в общий воспитательно-образовательный процесс наравне со здоровыми сверстниками.

О результатах работы групп комбинированной направленности мы подробно рассказали в наших статьях, которые вошли в сборник «Дошкольное образование Орловской области. Педагогические инновации », 2012г. :« Обеспечение ранней интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп комбинированной направленности» и «Игровые технологии в работе с детьми с нарушением зрения». А так же нами был создан коррекционно-игровой центр.

Коррекционно-игровой центр включает в себя большое количество дидактических игр, направленных на развитие зрительного восприятия, осязания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки. Ведь использование игровых технологий является эффективным средством в коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ.

Положительным результатом нашей работы является итоговая диагностика, которая показала, что параллельно с повышением остроты зрения, повышается уровень умений и знаний детей. 90 – 95 % детей с нарушением зрения оказываются готовыми к обучению в школе. Мы делаем всё, чтобы дети, имеющие зрительные патологии перестали быть детьми с ограниченными возможностями и у них появились равные шансы с остальными детьми, и могли чувствовать себя полноценными гражданами общества.

Оставить ответ

Яндекс.Метрика