В пятницу 18 .10.13 г. участники конференции ознакомились с инновационным опытом работы ряда дошкольных учреждений г. Орла и области ,в том числе МБДОУ Центр развития ребенка Детский сад №4 г.Мценска. Выступление прилагается.
Выступление на II Всероссийской научно-практичес
«Обеспечение ранней интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп комбинированной направленности»
Романова Е. Н.
учитель – дефектолог высшая квалификационная категория МБДОУ ЦРР — детский сад №4 г. Мценска
В современном мире увеличивается численность детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые испытывают трудности в усвоении дошкольных и школьных программ.
В Конституции Российской Федерации, а так же в ФЗ «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные права на образование. В связи с этим важнейшей задачей модернизации является создание такой системы образования для детей с ОВЗ, чтобы они могли обучаться в обычных общеобразователь
Одной из возможных моделей организации такого образования является инклюзивное образование.В нашем МБДОУ ЦРР – детский сад №4 в рамках региональной экспериментально
Цель организации комбинированных групп: создание целостной системы инклюзивного воздействия на ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях «полной инклюзии».
Главным направлением в деятельности групп комбинированной направленности является «включение» детей с ОВЗ в коллектив здоровых сверстников и взрослых на правах «равных партнёров».
Данная группа предусмотрена рядом нормативно-право
Типовым положением о ДОУ,
Методическим письмом Министерства образования РФ от 15.01.2002г. «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в ДОУ»,
Положением о работе групп комбинированной направленности.
Открытию группы комбинированной направленности способствовала большая предварительная работа нашего педагогического коллектива, направленная на изучение потребности в её открытии и была обусловлена рядом возможностей:
Востребованность
наличием кадровых условий,
высоким профессионализмо
наличием условий предметно-развив
В комбинированной группе одновременно обучаются здоровые дети (примерно 2/3 от общего списочного состава) и дети с ОВЗ (не более 1/3 от списочного состава). В своей работе мы опираемся на труды отечественных учёных и практиков (Малафеев Н.Н., Шматко Н.Д., «Базовые модели интегрированного обучения»), где утверждается, что в комбинированных группах могут одновременно обучаться и воспитываться дети только из одной нозологической группы, в нашем случае – это дети со зрительной патологией.
С целью оказания своевременной профессиональной помощи каждому ребёнку с ОВЗ разработана определённая структурно-функц
— психолого-медико
— тифлопедагога, учителя-логопеда
Содержание обучения и воспитания детей с нарушением зрения направлено на всестороннее развитие детей, на решение общих и специальных задач формирования знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное обучение в школе.
Коррекционно-вос
Основной формой организации работы тифлопедагога являются подгрупповые и индивидуальные занятия. В подгруппу набираются дети с однородной структурой (от 2 до 6 человек). Подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся каждый день. На каждого ребёнка в начале образовательного года разрабатывается «Индивидуально — коррекционный маршрут».
В содержание коррекционных занятий для детей с нарушением зрения включаются упражнения на активизацию различных зрительных функций. Логопедические занятия проводит учитель-логопед только с детьми, нуждающимися в речевой коррекции, планирует, разрабатывает и организует программу логопедического сопровождения в условиях логопункта.
Восстановление, охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в ДОУ осуществляется через использование различных видов здоровьесберегаю
В течение дня дети взаимодействуют друг с другом не только на занятиях, но и во всех видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, продуктивной, музыкальной, художественной и т.д., т.е. происходит полная интеграция детей с ОВЗ во всех направлениях.
Между здоровыми детьми и детьми с ОВЗ устанавливается позитивный контакт.
Дети с ОВЗ, посещающие группы комбинированной направленности, имеют ряд преимуществ: они постоянно вовлечены в процесс общения со сверстниками, имеют достаточный уровень самооценки и уверенности в себе. Здоровые дети в свою очередь взаимодействуют с детьми с ОВЗ и демонстрируют понимание трудностей и проблем, связанных со зрением своих друзей, проявляя по отношению к ним чуткость и сопереживание.
В этих группах хорошо организована предметно — развивающая среда и созданы условия не только для здоровых детей, но и для детей с ОВЗ. Самое главное – дети с ОВЗ постоянно вовлечены в общий воспитательно-об
О результатах работы групп комбинированной направленности мы подробно рассказали в наших статьях, которые вошли в сборник «Дошкольное образование Орловской области. Педагогические инновации », 2012г. :« Обеспечение ранней интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях групп комбинированной направленности» и «Игровые технологии в работе с детьми с нарушением зрения». А так же нами был создан коррекционно-игр
Коррекционно-игр
Положительным результатом нашей работы является итоговая диагностика, которая показала, что параллельно с повышением остроты зрения, повышается уровень умений и знаний детей. 90 – 95 % детей с нарушением зрения оказываются готовыми к обучению в школе. Мы делаем всё, чтобы дети, имеющие зрительные патологии перестали быть детьми с ограниченными возможностями и у них появились равные шансы с остальными детьми, и могли чувствовать себя полноценными гражданами общества.
Оставить ответ