Круглый стол — презентация сборника

13 октября 2013

 

Круглый стол «От истории родного края к отечественному регионоведению» — практическая форма приобщения молодого поколения к патриотическому наследию.

10 октября 2013 г. во Мценске, в ряду мероприятий традиционных II краеведческих Потанинских Чтений состоялась интерактивная презентация  недавно изданного сборника материалов Всероссийской  научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве средствами краеведения и музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы». Она проходила в форме круглого стола, главными действующими лицами которого стали авторы научно-методических статей и краеведческих исследований. Около трети из них — старшеклассники, студенты, молодые педагоги и ученые. Возможностью непосредственного общения с будущими абитуриентами в профориентационных целях воспользовалась делегация исторического факультета Орловского государственного университета, представившая наглядную информацию о новых специальностях  в сфере исторического краеведения, познавательного  туризма  и отечественного регионоведения.

Всего, по инициативе Общественной палаты г. Мценска, в актовом зале средней школы №7 собрались более 100 представителей  краеведческой и ветеранской общественности, детских и молодежных объединений, культурно-образовательных учреждений Орла, Мценска, Мценского района. Для вовлечения всех присутствующих в активное обсуждение организаторами круглого стола были заранее  разосланы в электронной форме опросные листы «впечатлений о сборнике», распространены анкеты.

По итогам их обобщения и живого обмена мнениями была дана положительная оценка научного потенциала и актуальности  основной массы материалов, опубликованных в сборнике, который в целом  вполне может быть использован в качестве учебно-методического пособия в сфере патриотического воспитания и регионального краеведения. Также единогласно было поддержано  предложение о регулярном выпуске корпоративного краеведческого  альманаха, с использованием в этих целях сайта ресурсного центра «Мценское наследие».

В принятой резолюции подчеркивается  важность расширения  формата информационных ресурсов патриотического содержания и их практической поддержки со стороны региональных органов власти и общественных институтов.

В завершении мероприятия участники круглого стола посетили недавно созданный музей казачества, который  существенно дополнил тематику реализуемой во Мценске программы межмузейного  партнерства.

Василий Моськин, руководитель ресурсного центра «Мценское наследие»

Фоторепортаж с Круглого стола
IMG_3696IMG_3698IMG_3712IMG_3714IMG_3716IMG_3727IMG_3729IMG_3731потанинские чтения 1потанинские чтения 2
Презентационные материалы Круглого стола

РЕЗОЛЮЦИЯ

Круглого стола по теме: «От истории родного края к отечественному регионоведению»проведенного представителями краеведческого сообщества учреждений  образования и культуры Мценского региона, г. Орла совместно с Общественной палатой г. Мценска

от 10 октября 2013 года

г. Мценск

Заслушав информацию (обмен мнениями) об использовании материалов научно-практических краеведческих (Потанинских) чтений в качестве основы  совершенствования информационных краеведческих ресурсов, обсудив наиболее востребованные на сегодняшний день направления работы в  гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения в регионе, участники круглого стола отметили следующее:

Патриотическое воспитание  детей, подростков и учащейся молодежи в Мценском регионе и Орловской области является одним из ведущих направлений в формировании патриотического сознания населения. Создаваемые  в г. Мценске инновационные механизмы межведомственного, в том числе общественного, взаимодействия в ходе реализации социально образовательных проектов, ведения научно-экспериментальной работы дают определенные положительные эффекты в активизации краеведческой деятельности, военно-патриотического воспитания, решении проблем сохранения культурного и природного наследия.

На новых принципах простраивается взаимодействие всех участников краеведческого сообщества с муниципальными и региональными средствами массовой информации по обсуждаемой проблематике. В содержании материалов муниципальных газет, радиотелевизионных кампаний  выделяются рубрики, тематические статьи и передачи, освещающие вопросы патриотического краеведческого  характера. Используются в этих целях и  возможности интернета в форме сайтов учреждений и общественных объединений.

Вместе с тем система патриотического воспитания, краеведческого  просвещения требует совершенствования и решения выявленных  в ходе обсуждения проблем:

  • как правило, работа по патриотическому воспитанию систематически  организуется только среди детей дошкольного, школьного звена и студенческой молодежи. Необходимо более активно вовлекать в процесс патриотического воспитания трудовые коллективы, общественные организации, СМИ, школы, библиотеки, вузы, ветеранские организации;
  • недостаточно используется научный потенциал высших учебных заведений в решении данного вопроса;
  • требует форсирования перевод на современные уровни информационного сопровождения патриотического воспитания граждан;

В целях успешной реализации поставленных задач участники Круглого стола считают необходимым:

I.1 Объединить усилия педагогического и краеведческого  сообщества в  поисках способов и средств повышения эффективности краеведения в образовательной и воспитательной деятельности учреждений образования и культуры города, района, региона;

I.2 Активизировать работу по изучению, обобщению и распространению уже имеющегося инновационного положительного опыта педагогов, успешно  реализующих поликультурное краеведческое  образование  в  различных типах и видах учреждений, входящих в состав региональной экспериментальной (инновационной) площадки;

I.3 Всемерно способствовать разработке и внедрению в образовательную  практику современных образовательных технологий, последовательно развивать информационный обмен в области реализации задач  краеведения в учреждениях  образования и культуры, как национально-регионального  компонента образовательных программ;

I.4 В качестве базовой территории регионального эксперимента в  намеченные планом НЭР сроки разработать общегородскую 3-х уровневую модель организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и внедрить её в образовательный процесс как  в урочное, так и во внеурочное время на занятиях с детьми и подростками;

I.5 Для каждого возраста (по ступеням обучения) на основе разработанного на муниципальном уровне краеведческого минимума создать подпрограммы (модули) краеведческих (культурологических) курсов, которые в статусе регионального компонента могут иметь вариативные разделы (историческое краеведение, геоэкологическое краеведение, литературное краеведение, наследиеведение, регионоведение и т.п.).

Программы этих курсов должны содержать обязательный минимум краеведческих знаний для обучащихся и реализовываться как в ходе учебных занятий (в качестве отдельных модулей соответствующих учебных предметов, либо интегрироваться в учебный материал при изучении соответствующих тем курса учебного предмета в том или ином классе / группе), так и во внеурочное время в самых разных организационных формах.

II. В целях подготовки учебно-методического обеспечения / УМК / краеведения в образовательных учреждениях необходимо:

II.1 Наметить временные и содержательные этапы  работы по  созданию учебно-методических комплектов, включающих / кроме программ /  тематические  планы отдельных курсов, методические рекомендации по их реализации, учебные  / информационные / пособия;

II.2 Инициировать образование временных творческих коллективов / лаборатории / из педагогов-носителей инновационного опыта, научных  сотрудников  учреждений образования, науки  и культуры, которые смогли бы осуществлять научно-методическое сопровождение, рецензировать создаваемые авторские программы, тематические планы курсов  краеведения по  ступеням  и  классам  обучения, методические рекомендации и учебные пособия к ним;

II.3 Создать в передовых по данному направлению образовательных (культурно-образовательных) учреждениях базовые (опорные) ресурсные центры, в  которых педагоги могли  бы  получать необходимые  консультации и материалы  для  работы  по  определённым  направлениям  поликультурного образования,краеведения и музейной педагогики.

III. Для координации вышеобозначенных тематических циклов (патриотики, этнокультуры,краеведения  и музейной педагогики):

III.1 Максимально использовать возможности продолжающейся в 2013-15 гг. на базе социокультурной сферы г. Мценска и региона экспериментальной деятельности по теме «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Орловской области  на традиционных  ценностях отечественной культуры»;

III.2 Продолжить функционирование ресурсного центра научно-методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания «Мценское наследие» в качестве координатора регионального социально-образовательного проекта «Использование базовых ценностей в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях»;

III.3 Одобрить предложение по выпуску периодического издания патриотической краеведческой направленности «Альманах мценского  наследия», ведению новых рубрик  сайта «Мценское наследие»

III.4 Поддержать  инициативу участников патриотической акции «Марш памяти» и авто-велопробега «Дорогами войны» (май-июль 2013 г.) по установке информационных табличек и памятных знаков в местах наиболее ожесточенных боев в период ВОВ на территории г. Мценска и Мценского района.

IV.  Общественной палате г. Мценска:

IV.1 Оказывать информационную и иную поддержку патриотическим, социально-образовательным акциям и проектам общественных некоммерческих организаций, учреждений образования и культуры;

IV.2 Изучить возможности соучастия в выпуске краеведческих (патриотической тематики) изданий местных авторов, из числа педагогов, музейных работников, учашейся и студенческой  молодежи

IV.3 Продолжить практику проведения круглых столов по данной тематике с  максимальным участием общественных объединений и организаций: детских и молодежных клубов и движений по интересам, ветеранов, казачества, региональных и местных отделений ДОСААФ, краеведческих и географических  обществ, Педагогического общества России.

 

Председатель Общественной палаты г. Мценска                   О.И. Сонина

Координатор круглого стола                                                         В.Р. Моськин

Оставить ответ

Яндекс.Метрика