13 октября 2013
Круглый стол «От истории родного края к отечественному регионоведению» — практическая форма приобщения молодого поколения к патриотическому наследию.
10 октября 2013 г. во Мценске, в ряду мероприятий традиционных II краеведческих Потанинских Чтений состоялась интерактивная презентация недавно изданного сборника материалов Всероссийской научно-практической конференции «Гражданско-патриотическое воспитание в региональном культурно-образовательном пространстве средствами краеведения и музейной педагогики: опыт, проблемы, перспективы». Она проходила в форме круглого стола, главными действующими лицами которого стали авторы научно-методических статей и краеведческих исследований. Около трети из них — старшеклассники, студенты, молодые педагоги и ученые. Возможностью непосредственного общения с будущими абитуриентами в профориентационных целях воспользовалась делегация исторического факультета Орловского государственного университета, представившая наглядную информацию о новых специальностях в сфере исторического краеведения, познавательного туризма и отечественного регионоведения.
Всего, по инициативе Общественной палаты г. Мценска, в актовом зале средней школы №7 собрались более 100 представителей краеведческой и ветеранской общественности, детских и молодежных объединений, культурно-образовательных учреждений Орла, Мценска, Мценского района. Для вовлечения всех присутствующих в активное обсуждение организаторами круглого стола были заранее разосланы в электронной форме опросные листы «впечатлений о сборнике», распространены анкеты.
По итогам их обобщения и живого обмена мнениями была дана положительная оценка научного потенциала и актуальности основной массы материалов, опубликованных в сборнике, который в целом вполне может быть использован в качестве учебно-методического пособия в сфере патриотического воспитания и регионального краеведения. Также единогласно было поддержано предложение о регулярном выпуске корпоративного краеведческого альманаха, с использованием в этих целях сайта ресурсного центра «Мценское наследие».
В принятой резолюции подчеркивается важность расширения формата информационных ресурсов патриотического содержания и их практической поддержки со стороны региональных органов власти и общественных институтов.
В завершении мероприятия участники круглого стола посетили недавно созданный музей казачества, который существенно дополнил тематику реализуемой во Мценске программы межмузейного партнерства.
Василий Моськин, руководитель ресурсного центра «Мценское наследие»
Фоторепортаж с Круглого стола
Презентационные материалы Круглого стола
- Презентация Сборника II Потанинских чтений. Моськин В.Р.
- Презентация «Живая эстетика». Старых О.В.
РЕЗОЛЮЦИЯ
Круглого стола по теме: «От истории родного края к отечественному регионоведению», проведенного представителями краеведческого сообщества учреждений образования и культуры Мценского региона, г. Орла совместно с Общественной палатой г. Мценска
от 10 октября 2013 года
г. Мценск
Заслушав информацию (обмен мнениями) об использовании материалов научно-практических краеведческих (Потанинских) чтений в качестве основы совершенствования информационных краеведческих ресурсов, обсудив наиболее востребованные на сегодняшний день направления работы в гражданско-патриотическом воспитании молодого поколения в регионе, участники круглого стола отметили следующее:
Патриотическое воспитание детей, подростков и учащейся молодежи в Мценском регионе и Орловской области является одним из ведущих направлений в формировании патриотического сознания населения. Создаваемые в г. Мценске инновационные механизмы межведомственного, в том числе общественного, взаимодействия в ходе реализации социально образовательных проектов, ведения научно-экспериментальной работы дают определенные положительные эффекты в активизации краеведческой деятельности, военно-патриотического воспитания, решении проблем сохранения культурного и природного наследия.
На новых принципах простраивается взаимодействие всех участников краеведческого сообщества с муниципальными и региональными средствами массовой информации по обсуждаемой проблематике. В содержании материалов муниципальных газет, радиотелевизионных кампаний выделяются рубрики, тематические статьи и передачи, освещающие вопросы патриотического краеведческого характера. Используются в этих целях и возможности интернета в форме сайтов учреждений и общественных объединений.
Вместе с тем система патриотического воспитания, краеведческого просвещения требует совершенствования и решения выявленных в ходе обсуждения проблем:
- как правило, работа по патриотическому воспитанию систематически организуется только среди детей дошкольного, школьного звена и студенческой молодежи. Необходимо более активно вовлекать в процесс патриотического воспитания трудовые коллективы, общественные организации, СМИ, школы, библиотеки, вузы, ветеранские организации;
- недостаточно используется научный потенциал высших учебных заведений в решении данного вопроса;
- требует форсирования перевод на современные уровни информационного сопровождения патриотического воспитания граждан;
В целях успешной реализации поставленных задач участники Круглого стола считают необходимым:
I.1 Объединить усилия педагогического и краеведческого сообщества в поисках способов и средств повышения эффективности краеведения в образовательной и воспитательной деятельности учреждений образования и культуры города, района, региона;
I.2 Активизировать работу по изучению, обобщению и распространению уже имеющегося инновационного положительного опыта педагогов, успешно реализующих поликультурное краеведческое образование в различных типах и видах учреждений, входящих в состав региональной экспериментальной (инновационной) площадки;
I.3 Всемерно способствовать разработке и внедрению в образовательную практику современных образовательных технологий, последовательно развивать информационный обмен в области реализации задач краеведения в учреждениях образования и культуры, как национально-регионального компонента образовательных программ;
I.4 В качестве базовой территории регионального эксперимента в намеченные планом НЭР сроки разработать общегородскую 3-х уровневую модель организации краеведческой работы в образовательных учреждениях и внедрить её в образовательный процесс как в урочное, так и во внеурочное время на занятиях с детьми и подростками;
I.5 Для каждого возраста (по ступеням обучения) на основе разработанного на муниципальном уровне краеведческого минимума создать подпрограммы (модули) краеведческих (культурологических) курсов, которые в статусе регионального компонента могут иметь вариативные разделы (историческое краеведение, геоэкологическое краеведение, литературное краеведение, наследиеведение, регионоведение и т.п.).
Программы этих курсов должны содержать обязательный минимум краеведческих знаний для обучащихся и реализовываться как в ходе учебных занятий (в качестве отдельных модулей соответствующих учебных предметов, либо интегрироваться в учебный материал при изучении соответствующих тем курса учебного предмета в том или ином классе / группе), так и во внеурочное время в самых разных организационных формах.
II. В целях подготовки учебно-методического обеспечения / УМК / краеведения в образовательных учреждениях необходимо:
II.1 Наметить временные и содержательные этапы работы по созданию учебно-методических комплектов, включающих / кроме программ / тематические планы отдельных курсов, методические рекомендации по их реализации, учебные / информационные / пособия;
II.2 Инициировать образование временных творческих коллективов / лаборатории / из педагогов-носителей инновационного опыта, научных сотрудников учреждений образования, науки и культуры, которые смогли бы осуществлять научно-методическое сопровождение, рецензировать создаваемые авторские программы, тематические планы курсов краеведения по ступеням и классам обучения, методические рекомендации и учебные пособия к ним;
II.3 Создать в передовых по данному направлению образовательных (культурно-образовательных) учреждениях базовые (опорные) ресурсные центры, в которых педагоги могли бы получать необходимые консультации и материалы для работы по определённым направлениям поликультурного образования,краеведения и музейной педагогики.
III. Для координации вышеобозначенных тематических циклов (патриотики, этнокультуры,краеведения и музейной педагогики):
III.1 Максимально использовать возможности продолжающейся в 2013-15 гг. на базе социокультурной сферы г. Мценска и региона экспериментальной деятельности по теме «Гражданско-патриотическое воспитание молодежи Орловской области на традиционных ценностях отечественной культуры»;
III.2 Продолжить функционирование ресурсного центра научно-методического сопровождения гражданско-патриотического воспитания «Мценское наследие» в качестве координатора регионального социально-образовательного проекта «Использование базовых ценностей в системе гражданско-патриотического воспитания молодого поколения Орловской области на региональном и муниципальном уровнях»;
III.3 Одобрить предложение по выпуску периодического издания патриотической краеведческой направленности «Альманах мценского наследия», ведению новых рубрик сайта «Мценское наследие»
III.4 Поддержать инициативу участников патриотической акции «Марш памяти» и авто-велопробега «Дорогами войны» (май-июль 2013 г.) по установке информационных табличек и памятных знаков в местах наиболее ожесточенных боев в период ВОВ на территории г. Мценска и Мценского района.
IV. Общественной палате г. Мценска:
IV.1 Оказывать информационную и иную поддержку патриотическим, социально-образовательным акциям и проектам общественных некоммерческих организаций, учреждений образования и культуры;
IV.2 Изучить возможности соучастия в выпуске краеведческих (патриотической тематики) изданий местных авторов, из числа педагогов, музейных работников, учашейся и студенческой молодежи
IV.3 Продолжить практику проведения круглых столов по данной тематике с максимальным участием общественных объединений и организаций: детских и молодежных клубов и движений по интересам, ветеранов, казачества, региональных и местных отделений ДОСААФ, краеведческих и географических обществ, Педагогического общества России.
Председатель Общественной палаты г. Мценска О.И. Сонина
Координатор круглого стола В.Р. Моськин
Оставить ответ